Программа «одаренный ребенок»
(Л.А. Венгер, Л.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др.)
Программа разработана авторским коллективом под научным руководством доктора психологических наук Л.А. Венгера. Продолжалась работа под руководством О.М. Дьяченко, доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО. Программа опубликована в 1995 г. Программа является вариантом программы «Развитие» и предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем умственного развития. Авторы отмечают, что начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности. Программа также направлена на развитие умственных и художественных способностей.
Предлагаемая программа отличается от «Программы воспитания и обучения в детском саду» (1985) следующими особенностями: основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации; раздел «Ознакомление с окружающим» заменен разделами «Ознакомление с пространственными отношениями» и «Развитие элементов логического мышления» (этот раздел дает возможность наряду с основным содержанием обобщить и систематизировать знания о явлениях природы и общественной жизни, полученные в семье, из художественной литературы, во время экскурсий и т. п.); существенно углублено содержание ознакомления с художественной литературой; введены разделы «Ознакомление с элементарными физическими явлениями» и «Подготовка к сюжетно-ролевой игре» (содержание второго должно помочь детям создавать замысел игры и планировать ее, но ни в коей мере не подменять самостоятельную сюжетно-ролевую игру). Программа состоит из 10 разделов, включающих задания, направленные на развитие умственных способностей: ознакомление с пространственными отношениями; развитие элементов логического мышления; развитие речи и ознакомление с художественной литературой; развитие элементарных математических представлений; подготовка к обучению грамоте; конструирование; подготовка к сюжетно-ролевой игре; ознакомление с природой; ознакомление с элементарными физическими явлениями; изобразительное искусство.
+В программе не представлены занятия по музыке и физическому воспитанию; их необходимо проводить, но без акцента на задачу развития умственных способностей. Каждое из перечисленных десяти видов занятий целесообразно проводить не менее одного раза в неделю. Форма проведения занятий может быть различной, по усмотрению воспитателей, занятия могут проводиться по подгруппам, а при трудностях, возникающих у того или иного ребенка, – и индивидуально. Авторы программы обращают внимание на взаимодействие педагога с одаренными детьми. К одаренным дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приемы обучения (соблюдение дисциплины, явное или скрытое проставление оценок). Педагог, работающий с детьми по данной программе, в случае затруднения должен проконсультироваться у специалистов. Виды работ, не включенные в программу, авторы предлагают проводить по общей программе, но лучше пригласить для проведения занятий по изобразительной деятельности, музыке, физкультуре специалистов, которые могут не столько дать детям конкретные знания и навыки, сколько обеспечить повышение их художественной культуры и охрану здоровья.
Программа имеет объяснительную записку, в которой дается детальная характеристика программы, рассматриваются цели работы, содержание, средства, материалы, раскрывается деятельность детей, называются формы образовательной работы. К программе прилагаются планы занятий по каждому разделу.
Интеллектуальная игра
«В гостях у сказки»
Конспект в подготовительной группе
к педсовету
«Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Тема: Интеллектуальная игра «В гостях у сказки»
Цель: активизация имеющихся знаний у детей.
Задачи:
закреплять знания детей о сказках; систематизировать знания детей в математике: закреплять знание цифр от 1 до 7, знание дней недели, название месяцев, продолжить учить находить различие и сходство между идентичными картинами; продолжать учить детей отгадывать несложные ребусы, продолжить учить образовывать новые слова путем добавления буквы к набору слогов;
развивать речь, логическое мышление, смекалку, быстроту реакции, зрительное внимание, обогащать словарный запас детей,
создавать эмоционально - положительный настрой, воспитывать чувство коллективизма и умение сопереживать за успех команды.
Оборудование:
ТСО: магнитофон, диск с музыкой, мультимедийное сопровождение.
Ход игры:
I Вводная часть: (Слайд №1 – «Детский сад»)
· Ребята, давайте поприветствуем, друг друга: пожмите руку соседу справа, обнимите соседа слева, улыбнитесь друг другу и нашим гостям, поделитесь своим хорошим настроением. Присаживаемся. (Напомнить про осанку)
- Ребята, сегодня я вам предлагаю поучаствовать в интеллектуальной игре «Умники и умницы»– это игра для таких всезнаек и почемучек как вы, игра для тех, кто любит сказки, различные приключения. А задания для вас приготовили жители сказочной страны. За каждое пройденное испытание команды будут получать звезды, однако за плохое поведение команды могут лишиться звезды. Оценивать вас будет профессиональное жюри. (Представление жюри.)
- Если победу в конкурсе одержала команда «Почемучки», жюри показывает карточку с буквой «П», если команда «Любознайки» - карточку с буквой «Л», если ничья – обе карточки.
- Итак, пора начинать нашу интеллектуальную игру. Тема нашей интеллектуальной игры «В гостях у сказки». Команды готовы? (Да) Жюри готово?
- Представим наши команды:
Наша команда:
«Почемучки».
Наш девиз:
Мы, ребята - дошколята.
Не боимся мы преград.
Любим в игры мы играть
Дружно, честно побеждать.
Команда:
«Любознайки»
Наш девиз:
Мы, команда хоть куда
Нас удача ждет всегда.
Будем мыслить, убеждать
И в финале побеждать.
II Основная часть
1. – Первое задание интеллектуальная разминка по сказкам. Команды по очереди загадывают друг другу загадки:
***
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи,
Чай сам наливается
По его хотенью
А сказка называется («По щучьему веленью»)
***
Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота
Гномов этих имена
Верно, помнит кто- то
С этой сказкою, друзья
Все давно знакомы. («Белоснежка и семь гномов»)
***
Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается
В чудесном наряде, легка, словно перышко
Со сказочным принцем знакомится. («Золушка».)
***
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте Царевна жила
Как звали Царевну, скажите, друзья. («Царевна- Лягушка »)
***
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? («Буратино»)
***
Правду молвит молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
Но зато горда, ленива,
Своенравна и ревнива. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
***
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина)
***
Чуть больше ноготка.
В кроватке из ореха
Девочка спала.
И такою маленькой
Милою была.
Ты читала такую книжку?
Как зовут эту малышку? (Дюймочка)
***
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
***
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
***
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
***
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)
(Жюри оценивает работу детей)
- В этом конкурсе награду получает команда «Любознайки» («Почемучки»).
2. - Молодцы — команды, а куда мы отправимся дальше, нам подскажет карта испытаний.
-Посмотрим, куда же путь указывает карта? (слайд № 4 – «Домик Бабы - Яги»). (Звучит музыка «Приходите в гости к нам поскорее», дети идут по залу до станции «Домик Бабы - Яги»)
- Ребята, вспомните сказки, в которых была баба - яга? («Домовенок Кузя», «Царевна – лягушка», «Баба- Яга и Лютонюшка», «Василиса Прекрасная», «Иван- Царевич и серый волк», «Марья Моревна», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Гуси- лебеди») А вот вам задание от доброй бабушки- яги:
- Вам дается минута, чтобы найти шесть отличий, затем команды по очереди называют найденные отличия.
(Звучит музыка, дети поверяют задание, жюри оценивает работу детей)
- В этом конкурсе награду получает команда «Любознайки» («Почемучки»).
3. -Посмотрим, куда же дальше путь указывает карта. (слайд № 6 – «Каморка папы Карло»). (Звучит музыка «Приходите в гости к нам поскорее», дети идут по залу)
- Вспомните, из какой сказки папа Карло?
(«Золотой ключик или приключение Буратино»)
- Вот вам задание от папы Карло: помочь Буратино отгадать ребусы. Участники команды, кто первый отгадал ребус, поднимают руку, мы слушаем отгадку. (Ребусы 5 штук и отгадки на слайде: слайд № 7- 16)
(Жюри оценивает работу детей)
- В этом конкурсе награду получает команда «Любознайки» («Почемучки»).
4. -Посмотрим, куда же путь указывает карта. (слайд № 18 – «Домик Вини-Пуха»). (Звучит музыка «Приходите в гости к нам поскорее», дети идут по залу)
-Вспомните героев этой сказки?
-Здесь задания для опытных капитанов.
Конкурс «Капитанов»:
- Каждому капитану я буду по очереди задавать вопросы, а вы правильно и быстро отвечайте. Если капитан не может ответить, помогает команда.
***
1.Вопрос капитану команды «Любознайки»:
- Винни Пух пригласил друзей прийти к себе в гости в субботу. А они пришли на следующий день. В какой день они пришли? (в воскресенье).
***