Основные правила поведения в конфликтной ситуации




1. правило справедливого отношения к инициатору конфликта (терпеливо относитесь к инициатору столкновения: не обсуждайте, не отмахивайтесь, не браните, а внимательно и доброжелательно выслушайте)

2. не расширять предмет ссоры (Конфликт редко бывает абстрактным — обычно он разгорается вокруг какой-то конкретной ситуации, идеи, поступка. Оставайтесь в рамках спорной проблемы и не переносите его ни на что другое)

3. правило позитивной формулировки острой ситуации (это заставит инициатора взвесить все «за» и «против» в выдвигаемом обвинении; рассчитывать возможные последствия конфликта для взаимоотношений; самому подумать за инициатора, ощутить себя в роли обвиняемого.)

4. правило эмоциональной выдержки (как правило, партнеры в конфликте испытывают напряженность, их высказывания категоричны, безапелляцоинны, требовательны, в повышенных тонах. Поэтому важно контролировать эмоции. Условия — это максимально возможный спокойный и ровный тон, без раздраженности, гнева, упреков и оскорблений)

5. правило обезличенного спора (избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства человека)

Небольшая заметка. Если вы вступили в конфликт с психически неуравновешенным человеком, играйте по его правилам. Говорите ему «да», но потом сделайте так как вам нужно.

Типы конфликтных личностей:

1. Демонстративный

Создают конфликты для того, чтобы побыть в центре внимания. При этом скандал может возникнуть буквально на ровном месте.

Тактика поведения: следует работать на опережение: дайте понять, что вы очень интересуетесь человеком и его делами, что он важен для вас, сделайте комплимент, похвалите сделанную работу. Скорее всего, частота конфликтов значительно уменьшится. Этот прием работает не только с взрослыми, но и с детьми и подростками.

2. Ригидный

К этому типу относятся негибкие люди, часто с завышенной самооценкой. Им постоянно чудится, что их недооценили, они очень обидчивы, любят всегда быть правыми и редко отказываются от своих убеждений. Ригидный тип — один из самых сложных с точки зрения поведения в конфликте.

Тактика поведения: Если перед вами именно такой человек, постарайтесь не допускать с ним конфликтов. Не провоцируйте никаких подозрений, не давайте повода для обид. А если уж такой повод возник, лучше принести извинения или уйти, но не выяснять отношения.

 

3. Неуправляемый

Люди этого типа очень эмоциональны и редко умеют просчитывать ситуацию наперед и оценивать последствия своих действий. Почувствовав себя ущемленными, они взрываются, ведут себя агрессивно.

Тактика поведения: Позвольте собеседнику «спустить пар»: дайте им возможность поскандалить по малозначимому поводу, и они уступят вам в главном.

4. Сверхточный

Людям этого типа свойственна повышенная тревожность, это перфекционисты, требовательные к себе и другим. Они склонны придираться к мелочам и обижаться на ровном месте. При этом они редко выражают свое возмущение, предпочитая уйти в себя и избегать общения.

Тактика поведения: Не позволять себе двусмысленных высказываний или сомнительных жестов в адрес собеседника. Как правило, сверхточный тип не конфликтует, если уверен в своей безопасности.

5. Бесконфликтный

Это как раз те люди, которые настолько боятся конфликтов, что постоянно их избегают. Но если вам кажется, что взаимодействовать с таким человеком очень удобно и выгодно, вы ошибаетесь. Это один из самых неприятных типов личности в конфликте. С подобным человеком невозможно конструктивно решить проблему.

Он всегда ускользает от любых «разборок», во всем с вами соглашается, кивает. Но если к нему придет другой человек и потребует сделать иначе — он согласится и с ним. Избегание конфликтов становится причиной новых конфликтов, и так по нарастающей.

Тактика поведения: Таким людям полезно рассказывать о важности своей позиции и учить их ее отстаивать. Если у вас доверительные отношения, к вам могут и прислушаться

 

ВОЖАТЫЙ — ВОЖАТЫЙ

Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.

Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. А все деловые вопросы старайтесь решать заранее до выступления или проведения мероприятия. Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях!!!

Если же, все-таки, у вас случилось так, что вы не можете даже видеть своего напарника, а бывает и такое, то вам все равно лучше проработать до конца смены, сжав зубы и изображая на лице миролюбивое выражение.

Замотивируйте напарника на взаимодействие. Определите вашу общую с ним цель работы, согласовывайте работу с напарником (составляйте ваш общий план работы на день), укажите важность и положительный эффект вашего с напарником взаимодействия.

Никогда нельзя ставить перед собой цель — понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.

Если вам не удается договориться вдвоем, прибегните к помощи старшего вожатого.

Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в самом отряде! Запомните это!

При работе на отряде с воспитателем:

1. Разграничьте обязанности. Выясните, чем занимается воспитатель, а чем, по его мнению, должны заниматься вы. Еще раз прочитайте свою должностную инструкцию и посмотрите, не много ли обязанностей на вас «свесил» ваш воспитатель.

2. Обязательно найдите с воспитателем общий язык, попытайтесь ему понравиться, не бойтесь попросить у него помощи.

3. Если воспитатель не выполняет свою работу или он лезет в вашу работу, попробуйте спокойно с ним поговорить, не доводя дело до конфликта. Если конфликта избежать не удалось, и вы не можете его решить, обратитесь к старшему вожатому.

Все конфликтные ситуации с администрацией лагеря и персоналом старайтесь решать не напрямую, а через старшего вожатого!!! Также всегда ставьте старшего вожатого в известность о возникших конфликтных ситуациях с администрацией лагеря или персоналом.

ВОЖАТЫЙ — АДМИНИСТРАЦИЯ

Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.

Следующая группа конфликтов — конфликты с администрацией. В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявления, ходить на планерки и т. д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.

В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявление, ходить на планерки и т. д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.

Чего хочет от вожатого администрация?

 дисциплины;

 благодарности от родителей;

 быть в хорошем свете перед вышестоящими органами;

 отдохнуть;

 чтобы их не допекали проблемами;

 сэкономить материальные ресурсы;

 сохранности материальной базы;

 хороших отношений;

 преклонения.

Чего хочет от администрации вожатый?

 организации быта и материальной базы;

 уважения как к коллеге;

 чтобы не мешали, не вмешивались во время рабочего процесса;

 психологической поддержки и одобрения;

 поддержания статуса руководителя;

 взаимная защита.

Так или иначе, вам придется выполнять приказы администрации лагеря. Это ваше начальство, ваш работодатель, который за неисполнение или ненадлежащее исполнение вами ваших должностных обязанностей вправе вас уволить. При оформлении на работу ознакомьтесь с вашей должностной инструкцией и вашими должностными обязанностями. До начала сезона на общей планерке выясните требования администрации лагеря и их ожидания от вашей работы. Постарайтесь найти общий язык с персоналом лагеря. Особенно обратите внимание на ваши отношения с завхозом, зав. столовой, мед. персоналом. Это те люди, хорошие отношения с которыми могут значительно облегчить вашу работу в лагере.

Фишечка в общении с персоналом: если что-то просите, просите для детей, то есть вместо «нужно мне» используйте «нужно детям».

Каждый человек имеет право хотеть защиты и заботы. При встрече с администрацией необходимо проговаривать свои желания! Помогайте начальнику лагеря.

ВОЖАТЫЙ — РЕБЕНОК

Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия.

В идеале вожатый должен при необходимости обращаться к старшему вожатому, а он — к администрации. Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов — выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его.

Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо распознать и понять истинную причину конфликта.

Конфликт легче предупредить, чем погасить!!! Помните об этом, и от вашей работы останутся только самые радостные и светлые воспоминания.

Старайтесь больше времени общаться с детьми, заработайте настоящий авторитет, сделайте так, чтобы дети вас уважали и вам доверяли. Тогда конфликтов типа «вожатый-ребенок» станет гораздо меньше.

 

ВОЖАТЫЙ — РОДИТЕЛИ

Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым различные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта.

При разговоре с родителями вам необходимо:

 обязательно отвечать на все вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением;

 ни в коем случае, по-детски, не оправдываться;

 стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, а не нашкодивший подросток, и желаете детям только добра;

 по возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы.

Родители почти всегда защищают своего ребёнка.

Родители хотят, чтобы:

 дети не испортились после лагеря;

 индивидуального внимания к ребёнку;

 слышать, что их ребёнок очень хороший;

 чтобы дети нормально отдохнули, т. к. дорогая путёвка.

Необходимо объяснять родителям, что в лагере есть режим и дисциплина, и если этого не будет, то всё развалится. Говорить, что материальный уровень лагеря зависит от города. Пытаться найти решение проблемы вместе с родителями. Если за этим следует прямой «наезд», то причитать вместе с ними, жалеть. Мы хотим от родителей поддержки и партнёрства, но не решения наших проблем (например, укладывать детей спать мы должны сами, а не жаловаться, что ребёнок срывает отбой)! Говорить родителям то, что они хотят услышать.

Умение внушать и убеждать словом — особый дар, которым от рождения обладает не каждый из нас. Искусство речи — это ее гибкость, оригинальность, выразительность, умение свободно использовать богатство родного языка, говорить ярко, образно, оставляя след, обеспечивая результат. Предлагаем вам освоить некоторые общие приемы технологии убеждающего воздействия. Они характеризуют говорящего, представляют его имидж.

РЕБЁНОК — РЕБЁНОК.

Причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости,

В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе.

Чаще конфликты происходят между детьми 11-15 лет. Маленькие дети быстро забывают о раздоре. Конфликт может быть из-за:

 гормонов;

 самооценки;

 амбиций;

 любви (конкуренции);

 борьба за ресурс (кровати и т. д.).

Решения:

 если один явно более слабый — ему помогать;

 если примерно равны стороны — придерживаться нейтральной стороны;

 показать уважение двум сторонам;

 учить разрешать конфликты;

 смотреть на конфликт изнутри;

 аккуратно смотреть, кто слаб (бывает, что жертва манипулирует);

 ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта — не участник);

 дать совместную работу под присмотром;

 иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое;

 быстро решать мелкие дурацкие ситуации (например, кому нести ведро), чтобы не возникли крупные;

 любовные конфликты, если не выходят за пределы этики, пусть развиваются;

 перевести энергию в другое русло, но чтобы не было лидера везде (уравновешение);

 если любовь к вожатому, понять, что на нём ответственность за ребёнка;

 Поговорить с ребёнком.

Первая ваша задача как вожатого — вовремя заметить назревающий конфликт, узнать причины и попытаться найти решение.

Техника «Я — высказывания».

 у каждого человека своя точка зрения, свое мнение.

 Прописываю свое состояние (плохо) /Описывать как мне плохо/

 Мне кажется, что должно быть..., мне бы хотелось....

 Сказать партнеру, что Я хочу.

Слова паразиты (агрессоры), которые нельзя использовать:

 ты всегда, ты никогда...

 этот, эти твои..., это твоя...

 ты должен...

 «ты враг народа»...

Если Вы стали участником конфликта и Вам приходится работать в агрессивной среде, то помните, что есть несколько способов противостоять агрессии, когда Ваш оппонент не готов к разрешению конфликта:

• Не реагируйте на агрессию. Выслушайте собеседника с отсутствующим лицом. Достаточно быстро наступит реакция торможения.

• Обрыв коммуникации. Развернитесь и уйдите. Данный способ не подходит для разрешения конфликта в тех случаях, когда Вам неизбежно придется вернуться к разговору (администрация лагеря, ваш отряд).

• Пролонгируйте агрессию. Сообщите, что Вам надо срочно уйти, и Вы вернетесь через 15 минут.

• Очень удачным является метод «Двойной бухгалтерии». Если кого-то обвиняют в трусости. Производим подмену понятий: меняем трусость на осторожность, что уже является положительным качеством. Тем самым мы не противоречим ни одному из оппонентов и можем плавно свести конфликт на нет.

Когда конфликт возник между детьми, то конструктивное разрешение этого конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Однако часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое

поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. Чтобы этого не произошло, важно знать и уметь применять технологии эффективного общения.

Методы разрешения конфликтов:

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий, например:

• отделить реальные причины конфликта от инцидента — формального повода для начала столкновения;

• сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях (оперирировать фактами, постараться спрятать свои эмоции);

• говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

• действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

• использовать Я-высказывания: «Мне было бы очень приятно, если бы Вы..., Я был бы рад, если Вы... »;

• создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;

• соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности (не переходить на личности);

• создавать климат взаимного доверия и сотрудничества;

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т. д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве начального этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта:

1. Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

2. Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам типа: «Вы человек умный и т. д.» Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

3. Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием (в идеальном случае — вожатый). Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4. Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью, воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.

5. Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

6. Расширение духовного горизонта спорящих. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.

Но самым главным условием выхода из конфликта является готовность к его разрешению. Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага.

КАК ДАВАТЬ КРИТИКУ (осталось на презентации, если нужно, расшифрую в личных сообщениях)

Фишули:

1. «Эффект первой фразы». Проявляйте свою индивидуальность, вызывая интерес слушающих к себе.

2. «Эффект паузы» и «Эффект интонации». Держите слушателя в интеллектуальном и эмоциональном напряжении.

3. «Эффект экспромта». Умейте найти слова, относящиеся к конкретной обстановке и конкретному человеку.

4. Чем короче говоришь, тем больше скажешь. Еще Вольтер справедливо заметил, что секрет быть скучным состоит в стремлении рассказать все.

5. Все хорошо в меру. Это касается и серьезности, и иронии, и горячности, и юмора.

6. Дайте возможность высказаться до конца. Стремитесь искренне и серьезно понять точку зрения другого, не отвергая ее сразу.

7. Опережайте возможную критику. Ошибку признайте быстро и решительно.

8. «Эффект обвинения». Высказывайте только одно обвинение, критикуйте ошибки оппонента, а не его личные качества.

9. Секрет Сократа. Задавайте такие вопросы, чтобы собеседник вынужден был говорить «Да».

10. Метод вигильности (зоркость, бдительность). Уклоняйтесь от дискуссии, чтобы переубедить упрямца.

11. Способ бумеранга. Используйте аргумент или тезис оппонента против него.

12. Право на заключительное слово. Придерживайте к концу разговора важные сведения.

13. Нейтралитет спора. Высший класс мастерства спора — помочь оппоненту остаться в рамках правил и принципов спора.

14. Кодекс взаимоотношений. Найдите верный тон, необходимую дистанцию общения.

15. «Самоприказ: Стоп! Кричать не надо!» сделайте паузу в разговоре. Глубоко вдохните, пройдитесь. Нужно обойтись без конфликта.

16. Эффект бутерброда: Хорошее-плохое-хорошее. Если вы хотите пожаловаться родителям на ребенка, запрячьте жалобы между двух положительных высказываний об этом ребенке.

МК подготовила и рассказала Корочкина Анна, командир СПО «Вертикаль», г. Нижний Новгород. Очень рада буду принять участие в ваших городских/региональных школах и в качестве спикера, и в качестве участника. Хочется обмениваться ресурсами и опытом =)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: