Периодизация фольклора исторической эпохи




Первым периодом исторической эпохи является княжеский период, который для развития устного народного творчества стал переломным. Коренные изменения, произошедшие в жизни русичей-праукраинцев, были связаны с двумя основными факторами. Первый - образования на территории украинских земель новой великой могучей самостоятельного государства Киевской Руси, что стало толчком для возникновения новых форм творчества, связанных с необходимостью фиксировать основные исторические и политические события: походы, битвы, соглашения, превозносить героев-победителей (походы Игоря на Каспий, подавление восстания древлян княгиней Ольгой, победы Святослава). Таким образом наряду с древними историческими рукописными документами в это время творится, производя определенную систему, устный героический эпос, основными жанрами которого становятся былины, легенды, предания.

Вторым, еще более весомым фактором было введение христианства. Христианизация украинского народа, которая чаще всего отождествляется с крещением Руси князем Владимиром, началась задолго до официальной даты 988 г. Если даже не учитывать того факта, что, как упоминается в Русской летописи, на Киевских горах побывал апостол Андрей (один из 12 учеников Иисуса Христа), что многими воспринимается лишь как легенда, то миссионеры христианства приезжали в русские земли уже с 4 ст. Едва ли не первым упоминанием о христианизацию на нашей земле есть сообщение Квинта Тертулліана (ок. 160-222 pp.) о крещении скифов и сарматов (вероятно только отдельных представителей, а не всего народа). Среди первых христиан Руси можем с полной достоверностью назвать скифа Дионисия Малого, которого было взято в плен к Византии, где он впоследствии стал игуменом монастыря и прославился своей мудростью (ок. 430-510 гг.).

Интересным является сообщение Иоанна с Нікіу о крещении князя Кия, которого византийские источники называли Кувратом: «Куврат, князь гуннов, племянник Охрана, в молодости был крещен и воспитывался в Константинополе в недрах христианства» (запись 7 ст.). В этот период документально подтверждено наличие христианских храмов в Киевской Руси. Так, в «Повести временных лет» под 945 годом есть запись о церкви святого Ильи.

В 860 г., по мнению историка Михаила Брайчевского, был крещен князь Аскольд, а в 944 г. приняла крещение княгиня Ольга вместе со своим мужем Игорем после его похода на Византию (смерть Игоря на древлянской земле, как считает исследователь, могла быть спровоцирована именно его охрещенням, в котором дружинники видели отступничество). О том, что часть русов была названа в 944 г. записано в договоре Игоря с греками. То есть почти все первые украинские князья приняли христианство: Кий, Аскольд, Игорь, Ольга, Ярополк, кроме Святослава (сына Ольги) - жестокого князя-воина, который «соблюдал языческих обычаев и сердился на мать», которая предписала «не творить тризны над собой».

Итак 988 г. - дата крещения Украины-Руси князем Владимиром (сыном Святослава) является лишь официальным утверждением и признанием христианства как государственной религии. Это эпохальное событие имело чрезвычайно важное значение для украинского народа, его государства. Вместе с христианством на украинские земли пришли письменность, высокая духовная культура, появились первые школы, развились архитектура, живопись, хоровая музыка, распространялись тексты Священного Писания и на их образец в народе возникали новые формы устного творчества, такие как легенды, притчи, сказания, щедро представлены в Библии.

Для этого периода характерно смешение старых культов с церковными христианским канонам, что больше всего отразилось в устном народном творчестве, которая, объединив в себе древние и новые черты, создала синкретические формы, которые в таком виде дошли до наших дней. Основным достижением фольклора княжеского периода является то, что именно тогда появилась новая художественная система. Сакральная, то есть магическая функция народного творчества, которая доминировала в прошлом и была зу гласиться природными условиями древних славян, обогатилась эстетической и этической функциями. Это означает, что фольклор, который к тому имел сугубо практическое утилитарное значение, теперь приобрел других новых функций: эстетически-развлекательной, морально-воспитательной, познавательной. Устное народное творчество стало художественной, а не только ритуально-магической творчеством народа.

С изменением представлений и верований происходит изменение общего мировоззрения: центром становится не анонимный коллектив, а сильная, героическая личность. Также из отражение явлений природы, воспевание природных сил и стихий, что было определяющим в мифологический период, основной акцент смещается на отражение общественных и исторических явлений, событий, фактов. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине княжеской эпохи, когда Киевская Русь в результате междоусобных войн и феодальной раздробленности утратила свое могущество и страдала от многочисленных набегов печенегов и половцев, а в 12-14 вв. от татаро-монгольского нашествия сначала, в 1223 г. под руководством Чінгіс-хана, а позже, с 1236 p., от орд хана Батыя. Именно на это время приходится развитие жанров героического песенного эпоса, дум и песен, которые воспевали основные исторические события и их героев. Все же другие жанры, хранящихся или возникают и развиваются в тот период, носят общественно - и семейно-бытовой характер, отражают морально-этические нормы тогдашнего общества, хотя по отдельным давними жанрам (заговоры, гадания и т.д.) сохраняется магическая функция.

Княжа эпоха принесла новое наслоения в свадебных обрядах, что отражается в инсценировке жизни княжеского двора: жених - князь, - молодая княгиня, дружки - бояре, пышный одежда, костюмы, оружие, доспехи.

Второй период развития фольклора исторической эпохи приходится на сутки казачества, которая в свою очередь делится на три этапа (Запорожской Сечи, Гетманщины и Гайдаматчины).

Украинское казачество зародилась давно. Некоторые историки считают, Что оно боролось с ордами печенегов и половцев еще ресницы-ІЗст.З того времени слово тюркского происхождения «казак» вошло в сознание нашего народа, как свободный человек, народный мститель, борец за свободу и независимость Украины. Процесс возникновения казачества малодо-сліджений (возможно, это сохранена традиция древних военных организаций), однако его окончательное формирование произошло тогда, когда орды нового Крымского ханства огнем и мечом уничтожали города и села Украины (первое нападение в 1482 г.), а польско-литовские захватчики усилили на нашей земле национальный и социальный гнет (западные Украинские земли были в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой). На незаселенные степные просторы за Днепровскими порогами не распространялась ни власть польско-литовских, ни татаро-турецких захватчиков. Поэтому на этих землях, а впоследствии на всей территории Украины образовался новый состояние свободных людей - запорожское казачество, основным военным укреплением которого стала основана на острове Хортица в 50-х годах 16 ст. Запорожская Сечь, образование которой связано с именем Дмитрия Байды Вишневецкого (от городка Вишневец ныне Тернопольской области, откуда он родом). Вскоре Янв стала своеобразной казацкой государством, которая боролась и отстаивала права украинцев. Большой размах приобрело национально-освободительное восстание под предводительством казацкого полководца с Гусятина (ныне Тернопольской области) Северина Наливайко (1594-1596), а также победы казацких войск в походах против татар и турок в Крыму и Молдавии, возглавляемых украинским гетманом Петром Канашевичем-Сагайдачным (1616-1622).

Итак, в конце 16 в. украинское казачество стало решающей силой общества. Оно не ограничивалось защитой от татаро-турецкой агрессии, а целенаправленно боролось за национальные и соціальніправа своего народа.

Наибольшего расцвета запорожская государство достигло в ходе гетмана Богдана Хмельницкого, который превратил Сечь на центр освободительного движения всего украинского народа. Одержав ряд побед и заключив соглашения с основными противниками - крымским ханством, Польшей и Молдавией, он утвердил существования украинской запорожской государства. Однако его последний договор с Москвой, ратифицированный в марте 1654 г. стал началом ее разрушения и окончательного уничтожения казачества. Даже подписав после того ряд соглашений со странами Западной Европы (в том числе Швецией), Хмельницкий не смог сохранить независимости Украины. Московская государство начало проводить свою политику русификации, мятежей против украинских гетманов (Ивана Выговского, Юрия Хмельницкого и др.), уничтожение казачества. Попытка восстановить государственность Украины была осуществлена Иваном Мазепой, но после поражения эта надежда была потеряна.

В период, известный в истории под названием Руины, казаки с Левобережной Украины, где участились аресты казацкой старшины и истребление рядовых казаков, бежали на Правобережную Украину и Слобожанщину, но и эти земли в 40-х годах 18 в. по Белгородскому договору перешли к России. Началась новая колонизация Юга, что вызвало волну национально-освободительных движений, которые во второй половине 18 в. вылились в единый гайдамацкий движение, известный под названием Колиивщины, который возглавил Максим Железняк. Объединенными силами польской шляхты и российского царизма Колиивщина была разгромлена, ее главари казнены, участники сосланы в Сибирь. На территории западных земель Украины подобный национально-освободительный характер носил опришков движение против панской Польши, который возглавил Олекса Довбуш, но и он вскоре потерпел поражение. Так закончилась славная эпоха казачества.

Поскольку устное народное творчество рождена самой жизнью народа, она моментально и точно реагировала на все события, которые происходили в жизни народа. Из предыдущего обзора исторических условий бытования фольклора в 15-18 вв. конечно следует вывод, что именно на это время приходится особенно интенсивное развитие и расцвет украинского героического эпоса. Основанный еще в княжеской сутках, исторический эпос с новой силой продолжает воспевать казацкие походы, героических подвигах народных вожаков, рыцарскую доблесть, жизнь и быт казаков. Наиболее распространенными жанрами становятся думы и исторические песни, в которых отражаются все вехи и события украинской истории. Исполнителями их были кобзари-запорожцы, как носители народной памяти. Почти весь эпос этого периода тематически посвящен борьбе украинского народа за национальную независимость сначала с турецко-татарскими и литовсько-польскими, позже - с российскими поработителями. Кроме дум и исторических песен, казачество нашла свое отражение и в прозаических жанрах (легендах, преданиях), что были чрезвычайно популярны среди народа, который таким образом восхвалял и пошановував своих вожаков и защитников-мстителей (С. Наливайко, П. Сагайдачного, Г. Зализняка, И. Гонта, О. Довбуша, И. Кармалюка и др.).

Промежуточное место между исторической и бытовой тематикой заняли баллады, как жанр, который отразил и героическое прошлое народа, его быт, обычаи, символы. Рядом с балладами развивались также социально-бытовые и семейно-бытовые песни, в которых фиксировались и осмыслялись основные явления тогдашнего общества. Одним из важнейших жанров в тот период была народная драма. Поскольку изначально она возникла как сопровождение языческих ритуалов, в княжескую сутки с приходом христианства драма несколько вытеснялась из народного быта. С развитием украинской культуры в сутки казачества, который связан с деятельностью Киево-Могилянской коллегии, одновременно с развитием школьной драмы возрождается и народный театр. Видоизменив первоначальную форму, трансформировавшись на почве христианства особую популярность приобрели народно-театральные действа, связанные преимущественно с календарно-обрядовой циклом. Они постепенно набирали поучительно-развлекательного характера.

Третий - период отсутствия государственности (18-19 вв.). С уничтожением казачества и политическим упадком Украины все проявления украинской культуры преследовались и викорінювались как со стороны Польши, так и со стороны царской России. Таким образом захватчики пытались ассимилировать украинский народ, истребить проявления национального сознания. Бывшие героические ноты эпоса ослабевают, содержание дум и легенд набирает новелістичного характера, сюжеты их сводятся К отображению различных бытовых деталей, семейных отношений, которые имеют много общего с лирическими народными песнями и балладами, отражают преимущественно конфликты семейной жизни. Поэтому фольклор того периода имеет другой колорит, с бытовыми доминантами.

В результате антиукраинской политики правящих кругов России в 1НЦІ 18 в. было окончательно внедрена и укреплена царскую власть на Левобережье и Слобожанщине. Политические изменения произошли и на украинских землях, подчиненных Польши, часть из которых (Галичина) после первого раздела Польши в 1772 г. отошла в состав Австрийской монархии - империи Габсбургов. С насильственной русификацией на Востоке и полонизацией на Западе украинскому народу было трудно сохранять национальные черты культуры. Низкий уровень политического сознания приводил к потере духовных ценностей, витворених на протяжении веков. Устное народное творчество все больше сводится к быта (и то исключительно крестьянского). Жанры, которые в прошлом носили выразительный героический характер (думы, баллады), продолжают существовать как бытовые жанры, поднимая только проблемы общественной и семейной жизни. Существенные изменения претерпела и историческая проза. Даже сказки, которые к тому носили героический фантастический характер, меняются социально-бытовыми, приближенными к народных рассказов.

Но такое положение вещей, порожденный изменениями в национальном сознании, длился недолго. Уже с начала 19 в. среди украинской интеллигенции (в первую очередь духовенства, что было единственным слоем, для которой разрешалась высшее образование) появляются идеи национального самоопределения. Они утверждаются с развитием в Украине гуманитарных наук, видное место среди которых заняла фольклористика. Обращение к исторических памятников народа, его обычаев и обрядов поддерживалось также историографией. С началом развития украинской мысли, в том числе связанного с деятельностью И. Срезневского, Г. Максимовича, Г. Костомарова, писателей-романтиков, деятелей Кирилл-Мефодіївського братства (а в Галичине «Русской тройке») начинается новая волна подъема устного народного творчества, которая подтверждала, что украинская культура, не потеряв самобытности, осталась отчетливо национальной культурой, которая имеет свой особый характер, историю развития, а не является частью российской или польской, как это пытались доказать поработители. Итак, в конце периода безгосударственности, когда устное народное творчество в отношении упадок, приобретая в основном бытового характера, возрождение древнего героического прошлого происходило путем развития фольклористики как науки с целью восстановления духовных ценностей народа.

Это дало толчок для развития новой украинской литературы, для которой художественное творчество народа стала неисчерпаемым источником тематики и образности. Начался взаимосвязь фольклора с литературой. Литература заимствовала от устного народного творчества определенные жанры (такие как баллада, песня, дума, байка, сказка, народные рассказы и др.), темы и идеи, образы и символы, художественно-поэтические выразительные средства (стали эпитеты, сравнения, метафоры и др.). Фольклор в свою очередь начал перенимать из художественной литературы готовые тексты, авторство которых не является анонимным, но которые бытуют в народе как образцы устного творчества, стали неотъемлемой ее частью. Это касается песен и ба порядок литературного происхождения и романсов, а также народных рассказов, созданных на основе переводов литературных произведений или их частей и авторских басен и сказок. То есть этот этап развития фольклора плотно связан с развитием фольклористики как науки и новой украинской художественной литературы.

Четвертый период исторической эпохи - время новейшего развития устного народного творчества (20 в.) исторически самым сложным, самым неоднозначным, многоаспектным. Обусловлено это опять же неоднозначными историческими процессами, которые происходили на Украине в 20 в., связанными с новыми попытками обретения государственной независимости. Первым фактором, непосредственно повлиял на развитие фольклора являются Первая и Вторая мировые войны и октябрьский переворот 1917 г., в которые был вовлечен украинский народ. Сначала казалось, что эти исторические потрясения давали возможность для освобождения Украины от национального гнета, потому что побудили к формированию собственных военных группировок, таких как Украинские Сечевые Стрельцы (УСС) (1914-1918), Украинская Галицкая Армия (УГА) (1918-1921), Украинская Повстанческая Армия (УПА), последняя просуществовала с 1942 до начала 60-х годов. Это инспирировало новые тексты украинского исторического эпоса (преимущественно песенного - исторические песни и баллады, сечевые и повстанческие песни) о подвигах и поражения народных повстанцев, борцов за независимость Родины, а также прозаические жанры - легенды, предания, рассказы.

Вторым фактором этого периода является утверждение сначала на восточных землях, а позже на всей территории Украины большевистской власти, с наступлением которого начал развиваться новый вид устного народного творчества - «советский» фольклор, связанный с реагированием вождей компартии (Ленина, Сталина) на коллективизацию и индустриализацию. Большой мере он искусственно насаждался, потому что не имел национального корни. Более естественным из этого обзора был антисоветский фольклор, созданное народом, который все те же явления советской действительности освещал юмористически и иронично. В нем с присущим украинскому народу сарказмом «воспеваются» последствия голодомора 30-х годов, насильственной коллективизации, национально-истребительного террора. Это явление современной устного народного творчества еще недостаточно изучено и ждет более глубокого исследования.

Третьим фактором, который существенно повлиял на развитие устного творчества народа, является массовая еміґрація украинцев за границу в первой половине XX в. Она была порождена двумя мировыми войнами и приходом на Украину советской власти со всеми ее последствиями. Эмиграция шла в двух направлениях: добровольная на Запад (которая породила эмигрантские плачи, песни, рассказы и др.); и насильственная на Восток (следствием которой было распространение тюремного темницу, и борового фольклора, о который к этому времени в научной литературе Почти не упоминается).

В так называемый период «застоя» самым распространенным жанром устного народного творчества была лирическая песня (как во все времена упадка политического сознания народа) и витворений советской субкультурой жанр политического анекдота, который во всем бывшем Советском Союзе (в том числе и в Украине) получил такого распространения, как ни в одной другой стране мира.

С началом государственных процессов в Украине 90-х годов с обретением независимости все ранее запрещенные жанры фольклора получили легальное бытования и продолжают свою жизнь в народе, советские же образцы остались мертвыми достопримечательностями в учебниках того периода.

На современном этапе развития устного народного творчества, в результате отмены различных запретов, происходит стихийное восстановления забытых обычаев. Особенно на территории Восточной Украины, где почти полностью утрачена национальная традиция, ее спонтанное возрождения часто приобретает ґротескних форм. Завершение долгой суток искусственно насаженного материализма рядом с волной возрождение религиозных традиций народа ознаменовалось небывалым подъемом магии и демонологии (ворожбитство, вызывание духов, магическое заклинание, целительство), призывами (и даже практическими попытками) восстановление древних языческих культов.

Поэтому сейчас перед современными создателями и носителями народной традиции стоит нелегкая задача выбора пути дальнейшего развития фольклора, который бы формировал сокровищницу украинской духовности, а не искажал ее, был обоснован потребностями времени, в соответствии сбалансированный во всех измерениях. Не менее важная задача стоит перед исследователями устного народного творчества: сбора этой неисчерпаемой сокровищницы, систематизации, классификации текстов, их научного анализа, объяснение причин возникновения или упадка определенных явлений, путей развития фольклорных жанров и много других аспектов исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: