ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.




ИНДИЯ философия зарождается в 1 тыс. до н.э., когда стали формироваться рабовладельческие государства КИТАЙ в 4-5 вв. до н.э., когда начался процесс классового расслоения общества.
Предпосылки появления философии. Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно 1 тысячелетие до н.э. – именно тот рубеж в истории развития человечества, когда в 3-х очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Ее рождение было длительным переходом от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опирающегося на знания, обретенные в интеллектуальных поисках. Уже сейчас известны многие предпосылки экономического, социального, политического, духовного плана, подготовившие данный перелом: -скачек в развитии производительных сил в следствии перехода от бронзы к железу; - появление товарно-денежных отношений; - ослабление родо-племенных структур; - возникновение первых государств; - рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов; - критика нормативных и нравственных установок и представлений; - усиление критического духа и рост научных знаний (развитие медецины, астрономии, математики и пр.); НО – общность ГЕНЕЗИСА[1] не исключает своеобразия путей формирования систематизированного философского знания в разных очагах древней цивилизации (см.п.2).
1. Источники.
1. Веды – священные древнеиндийские тексты. (12 в.до н.э.) 2. Упанишады – философские комментарии к ведам. 3. Сутры – афоризмы для памяти. (7-6 вв.до н.э.) 4. Бхагавад-Гита – разговор Бога Кришны со своим последователем-воином (Арджуна). Кришна – воплощение Вишны. В ведах говориться о 1000 богах. Главные: Индру, Брахму, Шиву, Вишну. (15 в.до н.э.) 5 древнейших книг:
  1. Книга порядка.
(порядок доведён до ритуала)
  1. Кн. перемен.
  2. Кн. времен года.
  3. Кн. истории.
  4. Кн. поэзии.

 

1.Веды (санскр.: веда – знание, ведение) – созданы примерно с сер. 2-го тыс. до н.э., легли в основу индийской философии.

Древнейшую часть Вед составляют 4 сборника (самхиты):

- Ригведа (гимны в честь богов),

- Яджурведа (жертвенные формулы и гимны),

- Самаведы (религиозные песнопения),

- Атхараведа (заклинания).

 

Основные идеи, описанные в ведах:

- идея колоссальности пространственно-временного мира;

- учение о всеобщем единстве и о лежащем в его основе вечно сущем (брахмане);

- вера в нравственный миропорядок вселенной (рита);

- закон справедливости (Карма), действие которого распространяется на богов, людей, небесные тела и все сущее;

- понятие сансары (самсары) как кругооборота повторяющихся рождений;

- мокши как освобождения, преодоления индивидом зависимости от мира;

- понимание конечной цели человеческой жизни как воссоединение с абсолютным духовным началом и разработка конкретных практических путей к этому.

2. Позже в результате толкований и комментирования возникла обширная ведическая литература, к которой наряду с Ведами относятся:

- брахманы (богословские трактаты, сборник ритуальных текстов, описания, комментарии к ведам),

- араньяки («лесные книги» - предназначенные для отшельников, книги правил поведения для отшельников)

- упанишады (от слов: «сидеть у ног учителя» - религиозные и философские тексты, главный источник рел. - фил. системы веданты). Насчитывается около 100 упанишад. В них упор сделан на спец. философскую проблематику.

4. Бхагавад-Гита – самое концентрированное изложение философии. В ней рассматриваются вопросы о смысле человеческой жизни, о взаимоотношениях человека и богов, изложены нравственные принципы индийской культуры.

 

 

ИНДИЯ   КИТАЙ
2. Механизм появления философии.
Через критику существующих религиозных систем (через оппозицию брахманизму) Множество религиозных систем: Брахманизм Буддизм Наиболее распространены   Развитие философии через поддержание традиций.
3. Характер Философии.
спиритуалистический[2] характер – вера в вечный, нравственный миропорядок. этико-политический характер. Человек есть социальная сущность. Политика – отношения между людьми по поводу власти.  

 

4. Концепция.
Концепция Кармы Закон Судьба (сохранения нравственных поступков) Кармическим является поступок, от которого мы ждём результата (плохой или хороший).   Закон 3-х стадий – Закон идеального отношения между людьми Власть = иерархия: 1. правитель – подданный 2. отец – сын 3. муж – жена У каждого своё место – нет социальной мобильности Главный интерес – это отношения между обществом и человеком, правителем и подчиненным. «ЛИ » - не делай другому того, чего не желаешь себе.
  1. Проблема первоначала.
Драхма – Психо-физическая сущность. Может пониматься трояко   Монотеизм Плюрализм (1 драхма - Бог) (множество драхм) Дуализм Античность (Бог и Природа) Р. Декарт   ЯН ИНЬ - мужское - женское - светлое - тёмное - созидающее - земное - сотворённое и управляемое небом Ян Инь  

 

6. Жизнь (исторический процесс).
Метемпсихоз – умирает один великий, в ближайшее время рождается другой. Сансара – круговорот перерождений. Реинкарнация – переселение, воспроизведение души в любом объёкте. Существование (Жизнь) для Китая есть циклический процесс, без начала и конца. Нет бытия и не бытия. Главный исторический принцип – постоянство перемен. Чужда идея прогресса. «Чтоб тебе жить в эпоху перемен».  
7. Гносеология.
Цель познания - обнаружить реальность, но одного знания реальности не достаточно. Необходимо усилие воли. Реальность + самоконтроль или усилие воли (Напр., курение - вредно). Цель познания не постижение истины, а постижение того, что является правильным, т.е. порядка. Порядок Ритуал Правильно мыслить – правильно классифицировать.  
Китай Факт…
 
 


Факт? Проблема Факт Классификация Гипотеза Теория


Т еория Парадигма (Т.Кун) 1962

8. Онтология.
Имеет практический мотив: все школы индийской философии – образ жизни (жили как думали) есть онтология событий, а не понятий и субстанций отсутствие понятийной сферы. Только «ДАО».
9. Свобода.
Негативность свободы. Ориентация на уход человека из мира. Сансара как круг перевоплощений. Св. – приспособление человека к окружающему миру (попытка вписать человека в мир). Т.е. св. как осознанное приспособление
     

 

9. Общая характеристика.
(1) доминирует духовный мотив, философия обращена ВОВНУТРЬ человека. Интерес сосредоточен на «Я» - «Я» человека понимается в триединстве – сверхсознание, подсознание, сознание. Инд. философия психологически ориентирована. (2)религиозные проблемы стимулируют развитие философии. (механизм появления философии – через критику религиозных систем.) (3) антидогматизм (критичность) (4) пессимизм – источник философии (исходный момент). Пр.: философия буддизма. 1) жизнь есть страдание 2) причина страданий – страсти, желания человека 3) чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны 4) путь, ведущий к нирване – это восьмеричный путь спасения (5) причиной страданий является незнание реальности, но одного знания реальности, реальности не достаточно. Реальность +ВАЖЕН самоконтроль или усилие воли. (4) инд. мысль более склонна к поиску единства вещей, нежели к их различию. (6) замкнутость, самодостаточность. Не искала контактов с другими культурами. Это объясняется духовным богатством Др. Индии, отчасти – её географическим положением.   (1) тесная связь с мифологией. Напр.: философское понимание начала: из бесформенного мрака появляются две силы, которые упорядочили мир – сила Ян (мужчина – небо); Инь (женщина – земля). (2) рассмотрение мира как Единого Организма – мир един, все элементы в нем взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. (3) акцент на социально-политические вопросы. Человек есть социальная сущность. Китайская философия носит этико-политический характер. Политика – отношения между людьми по поводу власти. Власть = иерархия. (4) Направленность на практический результат: – с/усовершенствование человека, совершенствование принципов управления государством. (5) Характерно осуждение сомнений. Традиционализм: Конфуций: принцип исправления имён (каждый должен занимать присущее ему место). Даосы: гл.принцип «недеяние».   (6) Цель познания не постижение истины, а постижение того, что является правильным, т.е. порядка. Поддержание и развитие философии через традиции. (7) Чужда идея прогресса. «Чтоб тебе жить в эпоху перемен». (8) Правильно мыслить – правильно классифицировать. (9) Характерна особая форма философских произведений – чаще всего это притча.
3. ШКОЛЫ.
1. Настики (неортодоксальные – отвергающие авторитет вед[3]): 1) буддизм 2) джайнизм 3) чарвака 2. Астики (ортодоксальные[4] – строящие свою философию на ведах или признающих их авторитет): 1) строящие свою философию непосредственно на текст вед - миманса (придает значение ритуальной части Вед) - веданта (придает значение теоретической части Вед) 2) независимая текстовая основа - йога - санкхья - вайшешика - ньяя   ОБЩЕЕ, ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ШКОЛЫ: +практический мотив; +все школы возникают на базе существующего душевного переживания за существующий миропорядок (→пессимизм!!). + признание закона КАРМЫ, САНСАРЫ, учения о перерождении… + философия носит абстрактный характер: решает проблемы Абсолюта, первопричины… + жизненные принципы: аскеза, с/анализ, с/углубление, с/контроль, недеяние. 1. конфуцианство (6 в. до Р.Х. – 1949 г., со 2 в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до нового времени.) 2. даосизм 3. моизм 4. легизм

 

По-Конфуцию, концепция благородного мужа (пять добродетелей):

- жень – человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчивым;

- чжи – мудрость, интеллект;

- и – следование этике справедливости, долга, честности;

- ли – послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность;

- сяо – покорность воле родителей.


4. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.

1. философия зарождается в лоне мифологии.

2. зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Др. Индии зарождается в 1 тыс. до н.э., когда на её территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае в 4-5 вв. до н.э., когда там начался процесс классового расслоения общества.

3. философия обращена к общечеловеческим ценностям.

4. вырабатывается свой собственный метод исследования.

5. стремление к научному поиску истинного знания.

6. мировоззренческий характер философского знания.


 

ВОСТОК ЗАПАД
  1 – философии = религия   1 – философия религия (исключая средние века)
2 – спиритуализм   2 – натурализм
3 – космоцентризм (человек воспринимается опосредовано) 3– антропоцентризм
4 – иррациональность - сознание не является определяющим, определяющие – чувства, эмоции, аффекты. Онтологизм (отсутствие понятийной сферы) 4– рационализм (разум)- сознание является определяющим.     Гносеологизм  
5 – сомнение осуждается, считается бессмысленным и ненужным. «Не сомневайся и любой путь будет верным!», «Сомнения бессмысленны, учи и повторяй изученное. Изучая старое, мы познаём новое» (Конфуций). 5 - Удивление – основа знания. Сомневайся и размышляй! (Ф.Ницше) Р.Декарт – принцип когита: Cogito ergo sum! – я мыслю, следовательно я существую! Аристотель: удивление.
6 – пессимизм как исходный момент: жизнь – страдание. Смерть – переход души на новый уровень страдания (нет мотивации к бытовому самоубийству) – только религиозные самоубийства. Пессимизм – не есть фатализм, выход есть всегда! 6– оптимизм Суицид – избавление от страданий. В Швеции – самый высокий уровень самоубийств.
7 – интровертность (внутрь человека) объективно добра и зла не существует   поиск «золотой середины»   энергия в себе 7– экстровертность (энергия направлена на внешние объекты)   все коллективистские идеи появились на Западе
8 – решение основного вопроса философии - идеализм 8 - материализм
9 – этикоцентризм (идеи морали, нравственности, принципы поведения) – практическая направленность Идея внутренней красоты Главная идея – почитание старших 9 - социоцентризм Идея внешней красоты: Мужество, мудрость…
10 – Эмоционально – образный способ передачи информации
 
 


иероглиф/ гистограмма[5]

10 – логический способ передачи информации
 
 


алфавит

 


[1] Генезис – от греч – происхождение, возникновение, развитие; в широком смысле – момент зарождения и процесс развития, приведший к определенному состоянию.

[2] Спиритуализм – философское направление, утверждающее существование вечного нравственного миропорядка. (т.е. все живо, но существует в другом измерении, →окружающий мир и личность тесно связаны.

[3] Первыми «еретиками», осмелившимися ставить под сомнение всевластие брахманов и обрядовую рутину были аскеты-проповедники – ШРАМАНЫ- т.е. «совершающие усилия». Это были усилия не только аскетического порядка, но и интеллектуального, направленные на осмысление предписаний выдической религии.

[4] Ортодоксальность – приверженность каким-либо нормам, старым правилам.

[5] Гистограмма – это выражение определенного состояния действительности, определенной жизненной ситуации, смысл которых раскрывается в пояснениях к гистограммам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: