Творческий проект «Фольклор детям»
Постановка проблемы:
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, видим их живой интерес к этому процессу и познавательную активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Проектирование проекта
I этап: подготовительный
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой
Целью проекта является освоение детьми фольклорного наследия, как самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности средствами воспитательно-образовательной м музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие о русском народном фольклоре: песнях, играх, потешках, закличках.
2. Развивать у детей желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора
3. Дать представление о роли устного народного творчества в жизни людей, его взаимодействии с другими видами искусства.
4. Воспитывать умение слушать и понимать фольклор, эмоционально откликаться на него.
5. Развивать связную речь, мелкую моторику, образно-сценические навыки.
6. Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной деятельности.
7. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
8. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проекта.
9. Создавать условия для активного использования опыта детей в их творческой деятельности.
Участники проекта: музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатель, дети средней группы, родители.
План- схема проекта:
Тема и её происхождения: обращение воспитателя за советом о народных хороводных играх.
Понятия, которые можно изучить в ходе проекта: жанры фольклора, разнообразие музыкальных инструментов, хороводные игры, народные игры.
Вопросы: В какие хороводные игры можно поиграть? Что же такое детский фольклор?
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками) с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и народными играми.
Проект реализовывается через систему групповых и индивидуальных занятий с детьми, через презентацию для родителей развлечения «Делу время, потехе час», праздника «У околицы», через мастер-класс для педагогов «Народное творчество в жизни детей».
Материал: аудиокассеты с записью музыкальных произведений; видеозаписи мультфильмов серии «Гора самоцветов»; музыкальные инструменты; картины с изображением русского быта; дидактические и развивающие игры по теме; картотека народных игр; картотека хороводов, народных игр, закличек, колыбельных; элементы народных костюмов для театрализации, мультимедийные презентации: «В мире музыкальных инструментов», потешки «Два весёлых гуся», просмотр видеосюжетов с народными танцами.
Ожидаемые результаты: расширение представления детей о разнообразии русского народного творчества, развитие творческой активности, раскрытие индивидуальных свойств и качеств личности ребенка, формирование умения детей играть в русские народные подвижные игры, использование песенок, закличек, считалок в самостоятельной деятельности детей.
Организация развивающей среды: пополнение музыкального уголка: музыкальными инструментами, инструментами, сделанными руками детей, дидактическими играми; внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта; обогащение атрибутикой для музыкального творчества.
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта
Приобретение методической литературы
II этап - организационный
Разработка плана проекта.
Подбор музыкальных народных игр
Приобретение дидактических игр и народных музыкальных игрушек
Изготовление обучающих и игровых пособий.
Разработка сценариев развлечений, вечеров досуга, кукольных представлений, игр-посиделок, игр-драматизации, праздников.
III этап практический
Реализация воспитательно-образовательных задач по теме проекта.
Создание видеосюжетов, презентаций
IV этап заключительный
Праздник «У околицы»
Создание фотоальбома «Народное детское творчество»
Реализация проекта
Совместная деятельность с детьми
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Осень: Народный календарь. Осень. Беседа о природе. Поговорки, приметы, загадки, заклички, приговорки. Песни-попевки: «Ванька комарок», «Паучок», «Улитка», «Божия коровка», «Дождик-дождик»
Подражание звукам природы: ветер, голоса животных, птиц, насекомых. Народные игры: «У медведя», «Заинька», «Шла коза».
Вокальные упражнения: «Горка», «Паровоз», «Пузырь», «Дверь» и т.д. Упражнения на различные интонации. Ритмические упражнения: «Эхо», «Передай другому»
Слушание с музыкальным сопровождением: «Скок - поскок», «Коровушка»
Знакомство с народными инструментами: бубен, ложки
Народные сказки о животных.
Разучивание считалок.
Игры-инсценировки по потешкам, прибауткам.
Показ кукольных сказок
Зима: Народный календарь. Зима. Беседа о природе. Поговорки, приметы, загадки, заклички. Колядки. Песенки проводов зимы.
Народные сказанья и поверья. Знакомство со сказочным персонажем: Баба- яга, Игра «Бабка ёжка»
Народные игры: «Жмурки», «Снежная баба», «Дядька Трифон» и др.
Освоение различных приемов игры на деревянных ложках: «тарелочки», «пирожки», «лошадки», в сочетании с ритмичными различными рисунками.
Элементы народного танца. Хоровод: «Круг», «Змейка», «Капустка», «Улиточка», «Ниточка-иголочка».
Слушание с музыкальным сопровождением: «Светит месяц», «Ах вы сени, мои сени».
Игра-посиделки «В гостях у бабушки загадушке»
Весна: Народный календарь. Весна. Беседа о природе. Поговорки, приметы, загадки. Веснянки. Приобретение навыков игры на глиняных свистульках.
Беседа о Масленице. Разучивание масленичных стихов и песен. Народная игра «Горелки».
Разучивание весенних песен: «Веснянки», «Жаворонки», «Батюшка Егорий», «Вербохлест», и др.
Разучивание частушек.
Ритмичные упражнения с ложками. Знакомство с народными инструментами: дудочка, флейта.
Элементы народного танца. Свободное, раскованное движение рук и ног одновременно, под музыку.
Инсценирование песен: «Пойду ль, выйду ль я», «Во поле береза стояла».
Совместная деятельность с родителями
1. Пополнение музыкального уголка шумовыми инструментами.
2. Изготовление костюмов, атрибутов к праздникам и развлечениям.
3. Совместное разучивание песен, прибауток скороговорок, чистоговорок, прибауток, шуток, перевертышей.
4. Оформление «Полочки народного декоративно- прикладного искусства».
5. Совместное участие в творческих мероприятиях.
6. Украшение группы, музыкального зала к развлечениям и праздникам.
7. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам приобщения к народному творчеству.
Совместная деятельность с педагогами ДОУ
1. Методические рекомендации для работы по данной теме.
2. Привлечение воспитателей к слушанию, разучиванию песен.
3. Поиск методической литературы.
4. Составление картотек детского фольклора в группах
5. Мастер-класс «Народное детское творчество»