Обучение игре на флейте. Исполнение мелизмов




В процессе обучения игре на флейте присутствие мелизмов как средства дополнительной выразительности имеется в достаточно большом разнообразии. Часто при их расшифровке многие исполнители проявляют неточность, что заметно искажает авторскую музыку.

 

Начинающий музыкант должен предварительно выяснить для себя, что такое мелизм и как правильно его подать. Как же нужно исполнять данное выразительное средство, чтобы оно было логично оправданным как стилистически, так и технически.

 

К сожалению в ходе обучения игре на флейте мы не застрахованы от неряшливых, а порой безграмотных редакций. На пример, в некоторых редакциях произведений Й. Гайдна, В.А.Моцарта и других классиков, все форшлаги перечеркнуты. При такой трактовке складывается впечатление, что редакторы этих произведений абсолютно не имели представления о существовании долгих форшлагов.

 

Разбор музыкального произведения требует от исполнителя осторожного отношения к написанным в нотах перечеркнутым форшлагам. Их следует исполнять, основываясь на характер музыкального произведения, так как рекомендуемая интерпретация зачастую является творчеством редакторов, а не авторов музыки. Исполнитель на поперечной флейте должен знать и помнить один важный факт: долгие форшлаги для композиторов являлись своеобразным средством обхода правил, запрещающих применение в некоторых случаях диссонирующих звуковых сочетаний. При помощи этого украшения автор музыкального произведения мог осуществлять свои творческие идеи без риска оказаться в нарушителях установленных правил.

 

Руководствуясь данными соображениями, следует внимательно относиться к каждому короткому форшлагу в классических музыкальных произведениях. Необходимо решить для себя, не является ли предлагаемое редактором применение данного мелизма его домыслом или, что еще хуже, банальной неряшливостью.

 

Прежде чем учащийся приступит к исполнению мелизмов, обучение игре на флейте предполагает, что он должен овладеть теоретическими знаниями о том, какие виды данной техники, существуют в исполнительском искусстве.

 

Вот основные виды мелизмов, используемых в классической музыке:

 

1. Форшлаг короткий (перечеркнутый). Время, необходимое для его исполнения, определяется за счет предшествующего основному звуку тона. Исполняется по принципу короткого затактового звука. Он состоит из одного или нескольких звуков. В нотном тексте форшлаг пишется мелким шрифтом.

 

2. Форшлаг долгий (неперечеркнутый). Технология его исполнения основана на звуковом извлечении ноты за счет последующего звука. Форшлаг как бы отнимает у него основное время длительности.

 

3. Трель. Данный мелизм является звуковым извлечением методом быстрого чередования двух близко расположенных звуков. В нотном тексте этот мелизм обозначается знаком "tr", который расположен у первой ноты и подразумевает исполнение трели посредством следующего звука при быстром чередовании этих двух нот. Скорость чередования таких звуков зависит от темпа, обозначенного длительностью ноты.

 

4. Мордент (неперечеркнутый). Представляет собой короткую трель, состоящую из трех звуков при верхнем вспомогательном звуке.

 

5. Мордент (перечеркнутый) имеет подобную технику исполнения, что и неперечеркнутый, но вспомогательным является нижний звук.

 

6. Группетто. Данный мелизм состоит из четырех или пяти звуков, которые представляют чередование основного звука с вспомогательными нотами.

 

Надо учитывать, что если верхняя ступень группетто может быть повышена или понижена. В таком случае над знаком группетто, имеющего вид лежащей на буквы "S", ставится соответствующий знак альтерации.

 

Если изменение относится к нижней ступени, знак альтерации ставиться под знаком "группетто". Бывают случаи, когда знак группетто ставится не над нотой, а между нотами. При таком обозначении приходится либо половина длительности первого звука, то есть группетто между нотами равной длительности, или треть длительности при которой группетто исполняется между нотой с точкой и другой, равной по длительности точке. При этом первый звук группетто, состоящего из пяти нот, должен быть связан со звуком предшествующим его.

 

Бывает группетто, состоящее из четырех звуков. Такая разновидность применяется при быстрых темпах исполнения музыкального произведения. В медленном темпе она используется при изложении музыки короткими длительностями.

 

Вопрос о методе исполнени мелизмов необходимо решать в прямой зависимости от характера произведения, непосредственного их местоположения и от темпа пьесы. Дать точные рекомендации по исполнению музыкальных украшений практически невозможно. В некоторых случаях могут быть значительные отклонения от общих правил, которые были изложены выше.

 

Обучение игре на флейте требует от исполнителя на поперечной флейте наличие хорошего музыкального вкуса и внимательного, вдумчивого отношения к исполнению мелизмов. Такой подход к творчеству будет эффективно способствовать правильному решению профессиональных исполнительских задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: