Понятие предложения на рынке.




Предложение - это количество товара или предложение услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения – меньшие (Рис.2).

Рис. 2. График спроса

P 1 и P 2 - цена

Q 1 и Q 2 - величина спроса Рис. 2 Предложение при росте цен

S – предложение.

 

ü изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение - вправо;

ü выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости от цен;

ü изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение);

ü природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.

На каком уровне должна установиться цена? Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения. В некоторой точке Е кривые пересекутся (рис.3).

В точке Е спрос равен предложению (Q 1) и цена P 1 выступает как цена равновесия. При более высокой цене Р 2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (р з) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребителинамерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке, свидетельствующее о том, что ограниченное количество имеющегося в обществе конкретного товара распределено между возможными его потребителями. Но это частичное равновесие на единичном рынке.

Необходимо учитывать, что цены находятся в постоянном движении вследствие изменений предложения или спроса. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям цен других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в определенный момент времени в равновесии. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

Контрольные вопросы и задания:

1. О чем говорят законы спроса и предложения?

2. Как достигается равновесие на рынке товаров и услуг?

3. Перечислите факторы, влияющие на спрос населения на товары и услуги.

4. Назовите факторы, влияющие на рыночное предложение товаров и услуг.

5. При каких условиях закон спроса не действует?

6. Приведите собственные примеры различных вариантов спроса в Вашем регионе.

7. Взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса это:

эффект дохода ---------------------------------------------

 

эффект замещения ---------------------------------------

Задание 1

Работая в группе, проведите мониторинг цен на продукты, необходимые для приготовления Борща украинского (183). Результаты исследования оформите в виде таблицы. Минимальное количество изучаемых торговых точек – 4. Напишите анализ результатов. Представьте работу группы.

Задание 2

Работая в группе, проведите мониторинг цен на продукты, необходимые для приготовления Рассольника (195). Результаты исследования оформите в виде таблицы. Минимальное количество изучаемых торговых точек – 4. Напишите анализ результатов. Представьте работу группы.

Задание 3

Работая в группе, проведите мониторинг цен на продукты, необходимые для приготовления Солянки сборной мясной (227). Результаты исследования оформите в виде таблицы. Минимальное количество изучаемых торговых точек – 4. Напишите анализ результатов. Представьте работу группы.

Использованные источники:

1. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: основы экономического анализа. Учебное пособие / Изд. ТГТУ, 2004.
2. Хожемпо В.В. Курс лекций: "Маркетинг"
3. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Киев, «Арий»- 2010.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: