Предложение - это количество товара или предложение услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения – меньшие (Рис.2).
Рис. 2. График спроса
P 1 и P 2 - цена
Q 1 и Q 2 - величина спроса Рис. 2 Предложение при росте цен
S – предложение.
ü изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение - вправо;
ü выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости от цен;
ü изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение);
ü природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.
На каком уровне должна установиться цена? Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения. В некоторой точке Е кривые пересекутся (рис.3).
В точке Е спрос равен предложению (Q 1) и цена P 1 выступает как цена равновесия. При более высокой цене Р 2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (р з) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.
При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребителинамерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.
Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке, свидетельствующее о том, что ограниченное количество имеющегося в обществе конкретного товара распределено между возможными его потребителями. Но это частичное равновесие на единичном рынке.
Необходимо учитывать, что цены находятся в постоянном движении вследствие изменений предложения или спроса. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям цен других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в определенный момент времени в равновесии. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.
Контрольные вопросы и задания:
1. О чем говорят законы спроса и предложения?
2. Как достигается равновесие на рынке товаров и услуг?
3. Перечислите факторы, влияющие на спрос населения на товары и услуги.
4. Назовите факторы, влияющие на рыночное предложение товаров и услуг.
5. При каких условиях закон спроса не действует?
6. Приведите собственные примеры различных вариантов спроса в Вашем регионе.
7. Взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса это:
эффект дохода ---------------------------------------------
эффект замещения ---------------------------------------
Задание 1
Работая в группе, проведите мониторинг цен на продукты, необходимые для приготовления Борща украинского (183). Результаты исследования оформите в виде таблицы. Минимальное количество изучаемых торговых точек – 4. Напишите анализ результатов. Представьте работу группы.
Задание 2
Работая в группе, проведите мониторинг цен на продукты, необходимые для приготовления Рассольника (195). Результаты исследования оформите в виде таблицы. Минимальное количество изучаемых торговых точек – 4. Напишите анализ результатов. Представьте работу группы.
Задание 3
Работая в группе, проведите мониторинг цен на продукты, необходимые для приготовления Солянки сборной мясной (227). Результаты исследования оформите в виде таблицы. Минимальное количество изучаемых торговых точек – 4. Напишите анализ результатов. Представьте работу группы.
Использованные источники:
1. | Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: основы экономического анализа. Учебное пособие / Изд. ТГТУ, 2004. |
2. | Хожемпо В.В. Курс лекций: "Маркетинг" |
3. | Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Киев, «Арий»- 2010. |