Методические рекомендации к районному конкурсу «Знакомые незнакомцы»




Северная столица привлекает гостей богатой историей, обилием достопримечательностей, сезоном белых ночей, многочисленными музеями. Мы предлагаем по-новому взглянуть на привычное глазу петербуржца культурное окружение. Ниже приведены краткие сведения о музеях, памятниках и ценных предметах, которые будут упоминаться в конкурсе «Знакомые незнакомцы».

Кунсткамера – первый публичный музей в России. Его история началась в далеком 17 веке, когда молодой российский государь Петр I во время поездки в Европу был поражен коллекциями удивительных вещей известных ученых. Он стал скупать «диковинки» и решил создать «Кабинет редкостей» – Кунсткамеру в России при Академии наук, для просвещения русского народа. Это были книги, научные приборы, исследовательские инструменты, необычные природные редкости. А в Голландии Петр познакомился с анатомом Ф. Рюйшем и его коллекцией образцов отклонений в развитии животных и человека, которую со временем приобрел. Все это собиралось в Летнем дворце в Санкт-Петербурге, коллекция пополнялась и «диковинками», которые по указу Петра I собирались по всей России. Позже на Васильевском острове было выстроено здание с планетарной сферой на куполе. Отметим, что в тот период в Европе посещения музеев было платным удовольствием, а Петр І считал, что с людей не нужно брать деньги за их жажду к знаниям. Поэтому все экспонаты царской коллекции были общедоступными. Сейчас это музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Музей наук, изучающих человека и особенности культуры, традиций, быта разных народов. Зал Кунсткамеры разделен на залы, посвященные части света или континенту: Северная Америка, Океания, Китай, Монголия, Индия и Индонезия, Австралия. Но сердцем Кунсткамеры считается огромный глобус-планетарий, который находится в знаменитой башне музея, первой российской обсерватории.

Зоологический музей — старейший зоологический музей на территории России. Коллекция различных типов животных, представленная в Зоологическом музее РАН, насчитывает примерно 30 000 экспонатов и является одной из трех крупнейших в мире. История коллекций Зоологического музея восходит к истории первого отечественного музея – Кунсткамеры. В начале 1830-х годов коллекции Кунсткамеры разделили на независимые профильные музеи. На основе зоологической коллекций Кунсткамеры возник Зоологический музей, разместившийся в Музейном флигеле Академии, построенном по проекту архитектора И. Ф. Лукини позади Главного здания Императорской Академии наук. Датой основания музея считается 4 июля (по старому стилю) 1832 года. Наибольший интерес для посетителей представляют экспозиции кораллов и моллюсков в разделе «Беспозвоночные животные», уникальная коллекция тропических птиц, коллекция сумчатых млекопитающих, коллекции позвоночных животных Центральной Азии, собранные Н.М. Пржевальским и П.К. Козловым. И конечно, экспозиция «мамонтового» зала, со знаменитым чучелом Березовского мамонта, скелетом южного слона и мумиями мамонтят, абсолютный возраст которых определяется примерно в 40 000 лет.

Мамонтенок Дима (Киргиляхский мамонт) — уникальный музейный экспонат Зоологического музея, обнаруженный в 1997 году в Магаданской области. Тело мамонтёнка имеет рост 104 см и массу около 90 кг. Возраст мамонтёнка на момент смерти оценивается в 6—7 месяцев. Период жизни по разным оценкам составляет от 13 до 40 тысяч лет назад. Предполагается, что незадолго до своей гибели мамонтёнок поранил ногу, свалился в яму, наполненную водой и грязью, не смог оттуда выбраться, замёрз и утонул. В дальнейшем морозный климат превратил грязь и лёд в естественный консервант. Степень сохранности туши оценивается как почти 100%.

Петропавловская крепость — уникальный памятник, судьба которого тесно переплелась с судьбой всей России. Она была заложена в мае 1703 г. и предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Вначале крепость называлась Санкт-Петербург, и лишь позже, когда вокруг нее вырос новый город, название Санкт-Петербург стало обозначать город, а крепость стала именоваться Петропавловской. Строилась земляная крепость по плану, который разработал сам царь, вместе с французским инженером Жозефом Ламбером. Вначале крепость была земляной, и только через три года от начала постройки ее стены стали заменять на кирпичные. Крепость стала красно-малиновой. Петр I хотел, чтобы его новый город стал одним из самых красивых городов, поэтому для строительства города он приглашал самых лучших архитекторов из-за границы. За строительство Петропавловской крепости отвечал итальянский архитектор Доминико Трезини.

В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по фамилиям ближайших помощников Петра I, которые следили за строительством, (каждый помощник следил за строительством одного бастиона). Последний шестой бастион называется Государев. Высота ее стен - 9 м, толщина - около 20 м, со всех сторон ее окружает река. Правда, столь мощная крепость так ни разу и не приняла участия в реальных боевых действиях. После утраты своего военного назначения Петропавловская крепость превратилась в государственную политическую тюрьму и оставалась ею в течение двухсот лет. Сейчас она объявлена историко-культурным заповедником, на ее территории находятся различные экспозиции и выставки Музея истории Петербурга.

Полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости - существующая в Санкт-Петербурге традиция отмечать полдень артиллерийским выстрелом со стены Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Впервые в истории ежедневный полуденный выстрел из пушки стал производиться в Севастополе и Николаеве в 1819 году в качестве сигнала, по которому проверялись и устанавливались корабельные, церковные и адмиралтейские часы. В 1865 году к этой традиции присоединился Петербург.

Российский этнографический музей — один из крупнейших этнографических музеев Европы. Один из самых интересных музеев Санкт-Петербурга, а точнее, Петрограда появился благодаря воле последнего русского царя Николая II. Император в 1895-м году решил увековечить память своего недавно скончавшегося отца мемориальными выставками, посвященными, как правлению самого Александра III, так и всем народам, скорбевшим о потере государя. Среди инженеров объявили закрытый конкурс, продлившийся почти два года, где и победил архитектор В.Ф.Свиньин. Он построил здание этнографического музея в Санкт-Петербурге. Собрание музея содержит около полумиллиона памятников культуры быта 157 народов. Все экспонаты музея подлинные, собраны несколькими поколениями сотрудников в экспедициях или приобретены у коллекционеров.

Мраморный зал этнографического музея — жемчужина не только архитектурной, но и нетривиальной инженерной мысли. Облицован розовым карельским мрамором и обладает великолепным акустическими свойствами. Весь нижний уровень — горельеф протяжённостью 96 метров, где каждая скульптура из 183 ростовых фигур — представитель конкретной народности. С «натуры» вылеплен только один образ — это портрет великого русского писателя Льва Толстого.

Сенатская площадь - одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на набережной Невы неподалеку от Адмиралтейства. Площадь получила название после размещения на ней правительственного учреждения Сената. Сенатская площадь считается одной из самых старых площадей Санкт-Петербурга. Согласно историческим данным, она начала формироваться еще в 1704 году, когда было заложено здание Адмиралтейства. За свою долгую историю площадь несколько раз меняла название и внешний облик, но всегда оставалась важной культурной доминантой города. Самое громкое историческое событие на Сенатской площади произошло 14 декабря 1825 года. В этот день случилось восстание декабристов. В настоящее время здесь находится Конституционный Суд Российской Федерации.

Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Его открытие состоялось 7 августа 1782 года. Архитектором 10-метровой скульптуры стал прославленный мастер Этьен Фальконе. Памятник Петру I изготовлен из бронзы, «медным» его прозвали благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Памятник изготовлен по указу Екатерины II. Пётр изображён архитектором в обычном облачении верхом на необузданном коне как законодатель и реформатор, полководец-победитель, и не только. Автор видел в российском императоре созидателя и благодетеля, в первую очередь. Пока шла работа над статуей в Петербург доставили «гром-камень» на котором установлен памятник. Камень нашли недалеко от деревни Конная Лахта. Перевозка и установка «гром-камня» заняла почти 5 месяцев, для этих работ специально выбрали зимнее время, чтобы земля не проваливалась под тяжелым грузом. На Сенатскую площадь огромную глыбу доставили на судне 26 сентября 1770 года.

Государственный Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в 1895 г. Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций. Коллекция размещена в зданиях, являющихся выдающимися памятниками архитектуры XVIII–XIX вв.: Михайловском, Строгановском, Мраморном дворцах и Михайловском замке. В состав музейного комплекса также входят Михайловский сад, Летний сад с Летним дворцом Петра I и домик Петра I. Сегодня Русский музей – это более 429 тысяч экспонатов: произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы.

«Последний день Помпеи» - картина Карла Брюллова, написанная в 1830—1833 годах. Во время посещения города Помпеи (Италия), художник сделал много набросков на тему извержения вулкана Везувий в 79 году н. э. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Картина имела небывалый успех в Италии, была удостоена золотой медали в Париже, в 1834 году была доставлена в Петербург. Выставляется в Русском музее.

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей. Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.
В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства.
Часы «Павлин» - часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри. Часы изготовлены в Лондоне в 1770-е годы. Материал: бронза, серебро, стразы, золочение. Уникальность этих часов заключается в том, что они до сих пор находятся в рабочем состоянии (часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 20:00), и это единственный во всем мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений. Постоянно экспонируются в Эрмитаже.

Летний сад, расположенный в центре города, — самый старый сад Санкт-Петербурга. Он почти ровесник Северной столицы. Создавался как летняя царская резиденция. Сад начали строить в 1704 году, работы велись под непосредственным руководством Петра Великого. Летний сад был назван не по самому приятному времени года, как может показаться на первый взгляд, а в честь высаживаемых в нём растений. Их называли летниками. Позже значение наименования сада было расширено. Его продолжали величать Летним садом в противовес зимним садам, которые обычно создавали во дворцах и особняках, в специально отведённых для этих целей помещениях. Широкой публике сад был недоступен, попасть в него можно было лишь по приглашению Петра I. Летний сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Во время проведения ассамблей в Летний сад пускали гостей, но действовало строгое ограничение на вход для лиц в серых кафтанах, а также для носителей бород. На знаменитые Петровские ассамблеи пускали женщин, что было впервые. Сегодня Летний сад – это любимое место прогулки у жителей и гостей города. Он вдохновляет на создание шедевров. Не зря его вспоминают в поэзии, ему посвящают произведения.

Памятник Крылову - в 1855 году в Летнем саду был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора П.К. Клодта. На сравнительно высоком пьедестале (3,5 м) в спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках раскрытую книгу. На пьедестале памятника в фигурах рельефов легко узнать героев знаменитых басен: "Лисица и виноград", "Ворона и лисица", "Демьянова уха", "Квартет" и других персонажей произведений И.А. Крылова.

Марсово поле – сквер в центре Санкт-Петербурга площадью почти в 9 гектаров.
Возникновение Марсова поля связано с основанием Петербурга. В начале 18-ого века болотистую местность осушили, прорыв два канала от Невы к Мойке, и образовавшийся прямоугольный остров назвали Большим лугом. В то время территория поля служила местом отдыха солдат, а по праздникам здесь проходили массовые народные гуляния. Новое название – Марсово - поле получило после установки памятника полководцу А. Суворову, изображенному в рыцарских доспехах бога войны Марса. С этого времени поле носит мемориально-военный характер, на нем возводятся монументы в честь побед русской армии, регулярно проводятся парады и смотр войск.

Аничков мост — символ Санкт-Петербурга. Он построен между Спасским и Безымянным островом и является одной из трех переправ через реку Фонтанку. Эта переправа имеет богатую историю и является объектом культурного наследия России. Название моста никак не связано с именем Анна, Анечка. Его назвали в честь под полковника Михаила Аничкова, который и построил переправу. Его батальон располагался за Фонтанкой в небольшой финской деревушке, которую впоследствии именовали Аничковой слободой. В истории Аничковой переправы через реку Фонтанку выделяют несколько этапов. Изначально деревянный мост был возведен еще указу Петра I. Для прохода судов в одном из пролетов моста были предусмотрены подъемные щиты. Их убирали и ставили на место вручную. В середине 18 века мост стал каменным. В 19 веке возникла необходимость расширить Аничков мост, так как возросла активность движения по Невскому проспекту. Все строительные работы завершили за рекордные полгода. Но мост неоднократно подвергался реставрации, в том числе и после блокады Ленинграда. Удивительным и неповторимым украшением моста стала скульптурная группа «Укротителей коней», выполненная известным петербургским скульптором Петром Клодтом.

Чыжик-Пыжик - памятник на реке Фонтанке, установленный 19 ноября 1994 года. Недалеко от места расположения памятника, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год находилось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. Согласно популярной петербургской легенде, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за манеру ходить студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками». Существует поверье, что если загадать желание и попасть монеткой в постамент, на котором стоит Чижик-Пыжик (монетка непременно должна остаться лежать на камне), то желание обязательно сбудется.

Большой Петергофский дворец занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. "Раскинув крылья" над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов. Дворец возводился, реконструировался и перестраивался в течение почти полутора веков. Начало строительства по приказу Петра I было положено в 1714 г. Строительством в разные годы руководили такие великие архитекторы, как И.Ф. Браунштейн и Ф.Б.Растрелли, зодчие Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. На протяжении XVIII — XIX веков Большой дворец был главным дворцом летней резиденции русских императоров. В его гостиных и залах происходили приемы, устраивались торжественные празднества. В годы Великой Отечественной войны Дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. Ныне достопримечательность является историко-художественным музеем. Дворец протяженностью почти 300 метров насчитывает около 30 различных залов.

Фонтан «Шахматная гора» — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато, один из фонтанов Петергофа. Наверху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырех уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Павильон Эрмитаж построен на берегу Финского залива в западной части Нижнего парка. Сама идея его строительства возникла у Петра во время путешествия по странам Европы, где он впервые увидел подобные строения. Они представляли собой двухэтажные постройки; в нижнем этаже находились повара и слуги, готовившие и сервировавшие еду, которая на подъемниках доставлялась на верхний этаж, где собирался приближенный круг гостей хозяина поместья.

Собор святых Петра и Павла - православный храм в Петергофе. Расположен на берегу Ольгина пруда. Был построен в стиле русского зодчества XVI–XVII веков в конце 19 веке (архитектор Н. В. Султанов) по инициативе Императора Александра III. Высокий и богато украшенный снаружи храм виден издалека, как со стороны моря, так и со стороны дороги из Санкт-Петербурга. Собор Петра и Павла похож на сказочный терем, также внешний облик и внутренние переходы, ниши и галереи напоминают собор Василия Блаженного в Москве. Помимо главного престола, во имя святых Петра и Павла, в храме было устроено два придела: левый – во имя князя Александра Невского, правый – во имя Ксении Римляныни. Является памятником истории и культуры федерального значения.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга и объект культурного наследия России. Расположен он в городе Пушкин, в 25 километрах от Дворцовой площади. Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но, в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I. Перед императорской резиденцией обустроен Регулярный парк. Его жемчужины – 2 скульптуры: «Мир» и «Великолепие». Между пейзажным парком и Старым садом расположена Камеронова галерея, названная так в честь Чарльза Камерона. Она служила местом для развлечений при плохой погоде, а также для бесед тет-а-тет. Неподалеку разбит Фрейлинский сад, усаженный цветущими растениями.

Янтарная комната – большой кабинет, состоящий из янтарных панелей, украшений и панно. Создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I, подарена Петру I. В 1770 году Янтарную комнату перенесли в Екатерининский дворец Царского Села. Во время Великой Отечественной войны дворец оказался на оккупированных территориях и «комната» была вывезена немецкими войсками.

Египетские (Кузьминские) ворота — въездные ворота, сооруженные в 1827—1830 годах на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино (отсюда оригинальное наименование). Основой ворот являются каменные караулки, которые сужаются кверху. В декоративном убранстве использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта: солнечные диски, жуки-скарабеи и змеиные головы.

Большой гатчинский дворец – является центральной достопримечательностью Дворцового парка в Гатчине, расположенного в 45 км от Санкт-Петербурга. В 1765 году Екатерина II обширное Гатчинское имение подарила своему фавориту, графу Григорию Орлову. Летом 1766 года в имении началось строительство Большого Гатчинского дворца. После смерти Орлова в 1783 году владельцем Гатчины становится великий князь Павел Петрович. С ним и связан расцвет пригорода.

Приоратский дворец - Единственный в России дворец, построенный землебитным способом в 1799 году. Автор проекта архитектор Николай Александрович Львов воплотил в жизнь смелое техническое решение: стены были выполнены из простой земли, которую утрамбовывали в особых «станках»-опалубках. Через каждые шесть-восемь сантиметров этот необычный для строительства материал заливали специально приготовленным известковым раствором. Все работы продолжались два года, однако возведение стен заняло всего три летних месяца.

Памятник «Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зеленый пояс Славы, то есть комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград. Его построили в 1965—1968 гг. по инициативе поэта Михаила Дудина, человека пережившего блокаду и посвятившего этим тяжелым, но героическим годам, множество поэтических строк. Одно из главных сооружений пояса Славы, мемориал «Разорванное кольцо», расположен на западном берегу Ладожского озера, на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость. Потом им надо было проделать опасный путь обратно, он составлял расстояние в 30 км.

Пискаревское кладбище находится в Калининском районе Санкт-Петербурга. Это место крупнейших захоронений жертв ленинградской блокады и воинов, погибших во время сражений за Ленинград. В течение трёх военных лет, с 1941 по 1944 годы, здесь было погребено по разным данным от 470 тыс. до 520 тыс. человек, пик захоронений пришёлся на первую блокадную зиму. Проводились погребения траншейным способом, без венков, гробов и речей. С 1961 года Пискарёвское мемориальное кладбище становится главным памятником ленинградским героям, одновременно с этим здесь создаётся музейная экспозиция, посвящённая трагическим страницам истории блокадного Ленинграда. Именно здесь можно увидеть знаменитый дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Памятник «Родина мать» - монумент, установленный на Пискаревском кладбище 9 мая 1960 года. Представляет собой стоящую на каменном постаменте скульптуру женщины, которая держит в руке дубовый венок. Скульптура олицетворяет скорбящую женщину, мать, жену. Скульптура обращена лицом к братским захоронениям Пискаревского мемориального кладбища. За скульптурой расположена каменная стена, на которой написаны слова Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто». Помимо слов, там есть силуэты людей, идущих навстречу друг другу.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум. История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меншиков возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Ораниенбаум задумывается как часть величественной панорамы, встречающей всех прибывающих в новую российскую столицу по морю. Парадная резиденция "первого" вельможи государства должна восприниматься, в том числе, и как символ торжества России, одержавшей победу в Северной войне. В музейный комплекс «Ораниенбаума» входят три ансамбля. Это Петерштадт, ансамбль Большого дворца и Собственная дача с павильоном Катальной горки и Китайским дворцом. Все объекты выполнены в стиле барокко и классицизма. Территория имеет условное разделение на Нижний и Верхний сад. В летнее время в «Ораниенбауме» отдыхали Некрасов, Тургенев, Толстой и даже Александр Дюма. Работали в городе и знаменитые художники: Шишкин, Левитан, Крамской и Саврасов.

Павильон «Катальная горка» в дворцово-парковом ансамбле «Ораниенбаум» являет собой оригинальное архитектурное произведение Антонио Ринальди, которое не имеет аналогов ни в современной российской, ни западноевропейской архитектуре. Павильон – часть крупного увеселительного сооружения, построенного в 18 веке. Катальная горка имела длину 532 м и включала в себя один прямой и три волнообразных понижающихся ската. С этой горы катались исключительно в летнее время на специальных колясках, которые двигались по проложенным на скатах колеям. В середине 19 в. катальные деревянные горы разобрали. Только луг и стройные ряды пихт определяют их прежнее местоположение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: