Урок 7. КАлендарные праздники
Цели деятельности педагога | Сформировать представления о понимании красоты народных обрядов и традиций в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам культуры своего города, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре и традициях России, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «раек», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, «народный календарь», «обряд», «традиции», образ, цвет, тон, композиция |
Образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы: https://www.artonline.ru, www.openclass.ru, www.bibliotekar.ru |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Календарные праздники», репродукции картин художников: Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Масленица»; И. Соколов «Ночь на Ивана Купалу»; Л. Соболь «Батик. Ночь на Ивана Купала». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005) |
Оборудование | Доска, проектор, компьютер; материалы: листы бумаги, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча- щихся к усвоению изучаемого материала. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение. Мой друг, заглянем в старь, Откроем народный календарь! Смотрится отменно, А польза несомненна. Все праздники он знает И нам напоминает! – Ребята, посмотрите, что у меня в руках? – Правильно, календарь. – Сколько месяцев в году? – А сколько времен у года? – Откуда произошло слово календарь? (Из Древнего Рима.) –Чем отличается народный календарь от других календарей? Попробуем разобраться | Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио- нально выражают свое отношение к стихотворению о календаре. Отвечают на вопросы | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | Устные ответы |
II. Изучение нового материала | Словесно-иллю- стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Народный календарь». Просмотр презентации «Народный календарь». Просмотр презентации «Народный календарь». Просмотр презентации «На- родный календарь». | – На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов. Эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. – Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и ос- новная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важ- ных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные, кризисные моменты в явлениях природы. – Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал и передавался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали «заветные, колдовские тетрадки», в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» – умеющий разбираться в этих зарубках человек – всегда мог сказать односельчанам, «когда сеять, когда жать, когда в скирды метать», когда какого святого почитать. Народный земледельческий календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года. Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец – на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето – в конце июля, затем начиналась осень. – Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов. Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. – Назовите эти дни. – В древности в эти дни гасили все огни и древним способом (трением дерева о дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на праздник Пасхи. Приведем примеры. – Масленица. Что вы знаете об этом празднике? В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица – олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празд- нике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы – чучело (изображение божества зимы и смерти – Мары) сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была теперь упокоиться до следующего года. – День Ивана Купалы. Что это за праздник? Купала – божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников, исторический материал. 22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября. Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке народных традиций, понимают значимость исторического прошлого города. Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о народных традициях в произведениях художников. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Устные ответы |
Просмотр презентации «Народный календарь». | Украшением и символом праздника был цветок иван-да-марья. Согласно поверь- ям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках. Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания «живого огня» начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился прыгнуть повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы. | |||||
Физкультминутка | См. урок 6 («Рябинка») | Выполняют упражнения | ||||
III. Творческая практическая деятельность | Изображение народного праздника Масленицы или Ивана Купа- лы (по выбору). Музыкальный фон: Академи- ческий русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка» | Задает вопросы по теме урока. Объясняет задание. – Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать. Выполните задание № 2 на с. 42 | Отвечают на вопросы. Выполняют творческую работу | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составля- ют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: активно работают в группах; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка | Наблюдение. Выполнение творческой работы |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа. | – Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? – Что такое народный календарь? – Рассмотрите выполненную вами работу и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать атмосферу народного праздника? – Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Поаплодируем себе. Молодцы! | Рассматривают выставку работ, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания о народных традициях и обрядах с оценкой увиденного в произведениях русского искусства. Регулятивные: оценивают свою работу | Устные ответы |