Класс Информационная переработка текста (преобразование).
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
В обыденной, жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди. Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющих его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Источники информации: — телевизор, — радио, — интернет, — газета, — журнал, — книга, — часы, — телефон.
Бумажная книга – один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая информация, имеющее, как правило, твердый переплет.
Электронная книга – класс мобильных цифровых устройств, предназначенных для чтения книг в электронном (цифровом) формате.
Интерьерная книга. В русскоязычных контекстах это название встречается преимущественно на английском – coffee table book (букв, «книга для кофейного столика») и обозначает иллюстрированное подарочное, обычно крупноформатное издание в твёрдой обложке, используемое, главным образом, как предмет интерьера, элемент дизайна, статусный атрибут либо выставочный экспонат.
Шебби-бук – это книга сделанная из ткани. Используется для украшения интерьера.
Флипбук – книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц, при которой страницы перелистываются вертикально.
Виммельбук – детская развивающая книжка крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями.
Книга – театр (панорамка). Читая такие книги, мы попадаем в мир сказки. При открывании каждой страницы книги, как по волшебству перед нами оживают объемные картинки из тонкого картона.
Книга- раскладушка – это когда страницы книги сложены наподобие мехов гармони, поэтому читать и рассматривать ее нужно раскладывая и складывая страницы.
Способы переработка текста
1) план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, рецензия, отзыв;
2) конспекты (плановые, текстуальные, свободные, тематические);
3) схема-конспект, структурно-логическая схема;
Для лучшего запоминания и усвоения прочитанного есть много путей. Наиболее эффективный из них – ведение записей.
!!! Значение данного метода состоит, во-первых, в том, что читатель использует не только зрительную память (иногда – и слуховую, когда чтение происходит вслух), но еще и двигательную; во-вторых, и это главное, запись (если она не сводится к переписыванию) представляет собой творческий процесс, так как при этом происходит анализ прочитанного, определяется, что в нем важно и как в сжатой форме передать мысли автора.
Существует несколько форм ведения записей.
Было бы неправильным рекомендовать только какую-либо одну из них. Выбор зависит не только от индивидуальных особенностей человека, его опыта, свойств памяти.
Основные формы записи – план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.
П Л А Н – это наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, статье, нормативном акте и т.д. План обычно раскрывает логику подачи автором материала, способствует лучшей ориентации в содержании прорабатываемого литературного или законодательного источника.
В ЫП И С К И – это либо цитаты (дословное воспроизведение того или иного отрывка, изучаемого источника, содержащего существенные мысли автора, характерные факты, статистические материалы), либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.
Т Е З И С Ы– это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления. Они позволяют обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках.
А Н Н О Т А Ц И Я – это краткое обобщение содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление об источнике. Для того, чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение.
Р Е З Ю М Е– краткая оценка прочитанного произведения. Если аннотация кратко характеризует содержание произведения, то резюме – его выводы, главные итоги.
Лист самооценки учебных умений (оцените себя от 0 до 5 баллов)
Ф.И._____________________________________ класс ___________
Компоненты учебной деятельности | Баллы |
1. На занятиях умею слушать преподавателя и записывать основной материал | |
2. Умею читать схемы, графики, таблицы | |
3. Умею выступать на семинарах и аргументировано защищать свои позиции | |
4. Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме | |
5. Умею составлять аннотации | |
6. Умею составлять назывной план по любому информационному тексту | |
7. Умею конспектировать статьи, книги | |
8. Умею составлять тезисы | |
9. Умею использовать и оформлять цитаты | |
10. Умею составлять рецензию на прочитанный текст | |
11. Умею реферировать (делать реферат) несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты | |
12. Умею работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.) |