ПРАВИТЕЛЬСТВО
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от___________________№ _________
Ханты-Мансийск
О Концепции развития добровольчествав Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 октября 2005 года № 73-оз «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»:
Утвердить:
1. Концепцию развития добровольчества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приложение 1).
2. План мероприятий по реализации Концепции развития добровольчества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приложение 2).
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры Н.В.Комарова
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
от «_____» __________ 2017 г. № ______
Концепция развития добровольчества в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре(далее – Концепция)
1. Общие положения
1.1. Концепция разработана во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года в целях развития добровольческой активности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры(далее – автономный округ) в таких сферах, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная защита и обслуживание, экология, патриотическое воспитание.
В настоящий момент одной из важнейших задач социально-экономического развития автономного округа является создание условий для повышения конкурентоспособности человеческого капитала, которая решается в том числе через внедрение новых инструментов взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества, широкое вовлечение гражданского общества в процесс принятия решений и управление социально-экономическим развитием, реализацию общественных инициатив.Перед автономным округом стоит задача выстраивания новых форм участия гражданского общества в социально-экономическом развитии региона.
Добровольческая деятельность является сферой, дающей просторсозидательной инициативе широких слоев населения,обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики автономного округа и повышение качества жизни граждан.
Концепция – документ, отражающий совокупность взглядов на добровольчество и добровольческую деятельность, их место и роль в развитии гражданского общества, решении социально значимых задач, духовно-нравственном и патриотическом воспитании граждан автономного округа.Концепция является основой для разработки правовых актов, организационных и методических документов, планов, программ деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, общественных организаций по развитию и поддержке добровольчества в автономном округе.
Концепция призвана способствовать активизации важнейшего для общества и государства ресурса – социально ответственного инициативного гражданина и направлена на создание благоприятных условий для развития добровольческой деятельности, полноценного участия подростков и молодежи в общественной жизни, внедрения инновационных методов и подходов, формирования новых перспективных форм занятости населения, развития традиций благотворительности, милосердия, социального служения.Идеология добровольчества основывается на принципах гражданского патриотизма, гражданско-патриотических идеалах, заложенных в Конституции Российской Федерации.
Целевыми группами системы добровольчества в автономном округе являются:
дети, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества через игру, коллективные формы взаимодействия друг с другом
и со взрослыми;
подростки, для которых актуальны образцы для подражания, способы поведения, дающие им признание в коллективе сверстников и среди взрослых, и образы героев;
молодежь, определяющая свои перспективы и жизненные траектории;
взрослое население, определяющее собственную гражданскую позицию к системам управления и способное принимать управленческие решения, влияющие на общественную жизнь, выдвигать и реализовыватьоптимизирующие и рационализаторские предложения по отношению к общественной жизни, готовое вступать во взаимодействие с органами власти, институтами гражданского общества, гражданами для реализации общественно значимых инициатив;
лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе спортсмены адаптивного спорта, для которых актуально самовыражение через участие в проектной работе и деятельности коммуникационных площадок;
семьи, принимающие участие в семейном волонтерстве.
Важным условием развития добровольческого движения является реализация принципа «волонтерство через всю жизнь» – обеспечение возможностей для участия в добровольческой деятельности всех возрастных групп населения – детей, молодежи, взрослых и лиц старшего возраста, преемственности ценностей и практик добровольческого участия в общественной жизни между жизненными вехами и социально-профессиональными группами.
1.2. Правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября
2008 года № 1662-р;
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 1054-р;
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 282 «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 – 2018 годы)»;
Закон автономного округа от 27 июня 2014 года № 51-оз
«О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
Закон автономного округа от 30 апреля 2011 года № 27-оз «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
Закон автономного округа от 9 декабря 2015 года № 130-оз
«О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
постановление Правительства автономного округа от 9 февраля
2013 года № 37-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2013 – 2018 годы)»;
постановление Правительства автономного округа от 18 июля
2014 года № 262-п «Об исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченном на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, и о возложении отдельных полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере социального обслуживания граждан на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
распоряжение Правительства автономного округа от 29 декабря
2014 года № 747-рп«О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономногоокруга – Югры»;
распоряжение Правительства автономного округаот 8 июля
2016 года № 373-рп «О Концепции противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года»;
распоряжение заместителя Губернатора автономного округа от
24 мая 2016 года № 313-р «Об утверждении межведомственного комплексного плана мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы».
2. Основные понятия, используемые в Концепции
2.1. Понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в следующем значении:
добровольчество (волонтерство), добровольческая (волонтерская) деятельность– форма обеспечения занятости населения, основанная на его не денежном стимулировании вне зависимости от имущественного положения, социального статуса, взглядов, религиозных убеждений и национальной принадлежности, осуществляемая вне рамок какого-либо оплачиваемого труда, коммерческих отношений или государственной службы физическими лицами, ассоциациями или юридическими лицами на благо общества на основе свободного волеизъявления и без намерения извлечь финансовую выгоду, для решения социальных задач;
доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности);
благополучатели– лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев;
добровольческая организация – некоммерческая организация, деятельность которой направлена на решение социальных задач через осуществление добровольческой деятельности (привлечение добровольцев);
добровольческие ресурсы – совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы;
система поддержки социального добровольчества – комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов;
координатор добровольцев – ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности;
добровольческая программа – гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей − эффективная организация добровольной работы;
система «Добровольцы России» – автоматизированная система сопровождения добровольческой деятельности винформационно-телекоммуникационной сети Интернетпо адресу: https://добровольцыроссии.рф,предлагающая возможность учета опыта и достижений добровольца (волонтера),поиска мероприятийи работодателей, добровольцев (волонтеров), прохождения обучения, участияв событиях и специализированных конкурсах;
регистрационный номер добровольца (волонтера) – номер (ID), который присваивается добровольцу (волонтеру) при регистрации в Системе «Добровольцы России», синхронизированый с автоматизированнойинформационной системой «Молодежь России» (https://ais.fadm.gov.ru);
личная книжка добровольца (далее – Книжка) – документ, который служитдля учета добровольческой деятельности и содержит сведения об опыте добровольческой деятельности, достижениях добровольца, дополнительной подготовке, навыках и компетенциях. Электронная версия Книжки размещается в личномпрофиле пользователя системы «Добровольцы России». Печатная версия Книжки выдается ресурсным центром развития добровольчества или выгружается из личного профиля пользователя системы «Добровольцы России» и заверяется печатью и подписью руководителя ресурсного центра;
культурное добровольчество – добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти;
социальное добровольчество – добровольный труд, осуществляемый отдельными гражданами или организациями гражданского сектора и направленный на решение социальных проблем, в том числе проблем занятости;
событийное добровольчество – добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровней;
корпоративное добровольчество – действия коммерческих организаций, направленные на поощрение и поддержку безвозмездного участия своих работников в жизни местного сообщества при сохранении рабочего места и частичном/полном сохранении заработной платы;
экологическое добровольчество – добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических задач;
семейное волонтерство– совместная деятельность семьи в сфере добровольчества, которая не только объединяет членов семьи, но и позволяет им внести совместный вклад в развитие общества;
волонтер «серебряного возраста» –эточеловекввозрастеот 55летистарше, добровольноибезвозмездноучаствующийвдеятельности, направленнойнарешениеактуальныхсоциальных, культурных, экономических,экологическихпроблемвобществе (втомчислекасающейсяпомощилюдям, территориямилиживотным), иприменяющийсобственныезнанияиумениядляосуществленияэтойдеятельности;
волонтеры-медики – открытая площадка, объединяющая волонтерские центры и объединения в медицинских образовательных организациях, а также некоммерческие организации, работающие в сфере здравоохранения, с целью оказания методической, консультативной, информационной поддержки волонтерскому движению;
волонтеры Победы – добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание,формирование у молодых людей чувства сопричастности к Великой Победе нашего народа путём вовлечения их в волонтёрскую практику и сохранение исторической памяти.
3. Состояние добровольчества в автономном округе
3.1. В автономном округе осуществляют свою деятельность 214 детских и молодежных добровольческих объединений, в состав которых входят более 8 800 человек. В 2014 году приказом бюджетного учреждения автономного округа «Центр адаптивного спорта» создан клуб добровольцев в сфере адаптивного спорта «Респект», в состав которого сегодня входят 26 человек, оказывающих помощь при проведении соревнований для людей с инвалидностью. Активно расширяются границы данного направления в муниципальных образованияхавтономного округа. Этому способствует проведение круглых столов, сборов добровольцев. Так, в 2016 году на сборах обучены 84 добровольца из 15 муниципальных образований автономного округа, добровольцами клуба проведены 12 обучающих тренингов с общим охватом 175 человек.
С 2015 года в автономном округе осуществляют свою деятельность региональные отделения Всероссийских общественных движений «Волонтеры Победы» и «Волонтеры-медики». В 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы и действуют муниципальные штабы «Волонтеров Победы», в 53 медицинских организациях ведется добровольческая деятельность. За первое полугодие 2015 года проведено 67 теоретических и тренинговых занятий, обучено 1 356 добровольцев.
За период с 2014 по 2016 год количество организаций социального обслуживания, в которых организована работа по привлечению добровольцев к предоставлению услуг гражданам, возросло с 37 до 46. В то же время отмечается рост вовлеченных в сферу социального обслуживания добровольцев. В 2014 году организациями социального обслуживания использовались добровольческие ресурсы 41 организации (объединения), в 2015 году – 49, в 2016 году – 79. В 2016 году число граждан, получивших помощь добровольцев, увеличилось по сравнению с 2014 годом в 1,8 раза. Так, в 2014 году добровольцы оказали помощь 7 700 гражданам, в 2015 году – 9 253 гражданам, в 2016 году – 13 595 гражданам, в том числе: несовершеннолетним (53 %), гражданам пожилого возраста и инвалидам (24 %), ветеранам и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (13 %). С февраля 2016 года по инициативе Общественной палаты Югры Департаментом социального развития автономного округа на базе 21 организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов автономного округа организовано движение «Волонтеры серебряного возраста». Кроме того, в 2017 году в программу обучения граждан старшего поколения «Университет третьего возраста» включено направление (факультет) «Волонтеры серебряного возраста». Югра стала одним из первых регионов России, в которых развивается движение «серебряных волонтеров», разработана программа «Волонтёры серебряного возраста».
В 2016 году в Пыть-Яхе организован добровольческий отряд из 12 добровольцев, в который вошли ветераны войны и труда, средний возраст которых превышает 80 лет. С 2017 года в автономном округе развивается семейное волонтерство, 15 семей выбрали для себя такую форму проведения семейного досуга.
3.2. При положительной динамике развития добровольчества в автономном округе следует отметить, что на данном этапе нет централизованной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации добровольческих кадров, обмена информацией, методическими материалами. Необходима разработка нормативных правовых актов в сфере добровольчества. Следует активно привлекать к добровольческому движению людей в возрасте от 30 до 50 лет через развитие корпоративного добровольчества, волонтерства «серебряного возраста», поскольку в настоящее время все мероприятия федерального уровня ограничивают возраст участников 30 годами. Автономный округ может стать инновационной площадкой для проведения форумов, слетов добровольцев, в том числе федерального уровня.
4. Цель и задачи Концепции
4.1. Концепция реализуется через основные виды добровольчества: культурное, социальное, событийное, экологическое, семейное, корпоративное добровольчество, волонтеры «серебряного возраста», волонтеры Победы, волонтеры-медики.
Целью Концепции является содействие развитию добровольческой деятельности, активизация потенциала добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, создание условий для повышения качества жизни, проявления социально инициативных граждан, удовлетворения социальных и духовных потребностей населения в процессе социально-экономического развития автономного округа, помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экозащиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации, а также получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач.
4.2. Основными задачами Концепции являются:
4.2.1. Формирование системы мер, направленных на усиление роли добровольцев, общественных организаций в решении социальных задач.
4.2.2. Создание эффективной системы и механизмов взаимодействия заинтересованных сторон –исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее – органы местного самоуправления) и общественности.
4.2.3. Формирование культуры добровольческой деятельности, привлекательного образа добровольца у населения автономного округа.
4.2.4. Создание условий для повышения уровня вовлеченности добровольцев, негосударственных некоммерческих организаций в социально значимую деятельность автономного округа.
4.2.5. Создание условий для взаимодействия добровольцев и нуждающихся в их услугах граждан и организаций.
4.2.6. Расширение участия физических и юридических лиц в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций
(далее – СОНКО) и социальном предпринимательстве.
4.2.7. Создание системы психологического консультирования и реабилитации добровольцев, работающих с трудными категориями граждан.
5. Основные принципы добровольческой деятельности
5.1. Добровольческая деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
5.1.1. Безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев.
5.1.2. Свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой деятельности.
5.1.3. Гласности и общедоступности информации о добровольческой деятельности.
5.1.4. Гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой деятельности.
5.1.5. Равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой деятельности.
5.1.6. Солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой деятельности.
5.1.7. Безопасности для своей жизни и жизни окружающих.
5.1.8. Равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
5.2. Добровольческая деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
5.3. Добровольческая деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.
6. Механизмы развития добровольчества
6.1. Принимая во внимание социальную и экономическую значимость добровольчества, практические механизмы поддержки добровольческих инициатив целесообразно создавать и развивать на основе общественно-государственного партнерства.
6.2. Для поддержки и развития добровольчества в автономном округе создается ресурсный центр развития добровольчества, в результате деятельности которого будет обеспечено:
6.2.1. Устранение барьеров в нормативных правовых актах автономного округа для осуществления добровольческой деятельности, проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих интересы добровольчества.
6.2.2. Развитие механизмов финансовой поддержки добровольческой деятельности, в том числе развитие механизмов общественно-государственного партнерства.
6.2.3. Развитие имущественной поддержки добровольческихорганизаций.
6.2.4. Развитие механизмов информационно-консультационной и образовательной поддержки.
6.2.5. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров, в том числе координаторов добровольцев регионального и муниципального уровней.
6.2.6. Содействие распространению информации о деятельности добровольцев, включая лучшие практики добровольческой деятельности.
6.2.7. Аналитическое сопровождение добровольческой деятельности, исследование запросов потребителей добровольческих услуг, мониторинг участия граждан в добровольческой деятельности.
7. Основные формы и виды добровольческой деятельности
7.1. Добровольческая деятельность может осуществляться в форме:
7.1.1. Индивидуальной добровольческой деятельности.
7.1.2. Добровольческой деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы.
7.1.3. Добровольческой деятельности через добровольческую организацию.
7.2. Основными видами добровольческой деятельности являются:
7.2.1. Оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающихся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в организациях сферы здравоохранения, образования и социальногообслуживания.
7.2.2.Участие в добровольческой деятельности совместно с другими членами семьи на всех этапах жизни.
7.2.3. Участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий.
7.2.4. Участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий.
7.2.5. Участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранения культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры, патриотического воспитания.
7.2.6. Участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций.
7.2.7. Участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга.
7.2.8. Ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний.
7.2.9. Участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий.
7.2.10. Участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований.
7.2.11. Иная добровольческая (волонтерская) деятельность.
8. Мотивация граждан к участию в добровольческой деятельности
8.1. Основными мотивами добровольческой деятельности являются:
8.1.1. Реализация личностного потенциала (проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения, то есть реализация ведущих мотивов участия человека в социально значимой деятельности).
8.1.2. Общественное признание, чувство социальной значимости, ощущение личной причастности к общественно полезному делу.
8.1.3. Самовыражение и самоопределение, заявление о жизненной позиции, определение персонального места в системе общественных отношений.
8.1.4. Профессиональное ориентирование (возможность получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.
8.1.5. Приобретение полезных социальных и практических навыков (коммуникативные способности, ответственное взаимодействие с различными социальными группами, исполнительская дисциплина, лидерство, защита и отстаивание прав и интересов человека и группы, реализация предоставленных полномочий, делегирование полномочий, творческий подход к делу, инициативность и т.д.).
8.1.6. Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками.
8.1.7. Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия.
8.1.8. Организация свободного времени.
8.1.9. Выполнение общественного и религиозного долга.
8.2. В основе мотивов, побуждающих людей к добровольчеству, лежат следующие индивидуальные и социальные потребности:
8.2.1. Потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потребность применения профессионального и житейского опыта.
8.2.2. Потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, реализовать свои инициативы.
8.2.3. Потребность расти и развиваться.
8.2.4. Потребность в милосердии, добре, стремление решать проблемы других людей и свои собственные.
8.2.5. Проба себя на пути к профессии, профессиональный интерес для карьерного роста.
8.2.6. Потребность в дополнительной информации, навыках, контактах, возможностях.
8.2.7. Потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети с заболеваниями, требующими специфического лечения.
8.3. Разнообразным мотивам добровольцев должны соответствовать различные виды добровольческой деятельности. Условно добровольцев можно разделить по степени участия на следующие группы:
8.3.1. Постоянные добровольцы (члены советов и комитетов, консультанты, специалисты, ведущие добровольческих программ и проектов, обучающих программ и т.п.).
8.3.2. Временные добровольцы (практиканты, стажеры, исследователи).
8.3.3. Добровольцы, участвующие в разовых мероприятиях (добровольческих акциях, эпизодическая помощь в краткосрочных проектах, обслуживание семинаров, конференций и т.п.).
Задача организаторов добровольческой деятельности постоянно мотивировать добровольцев. Для этого требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладеть в процессе специального обучения.
8.4. Постоянный труд добровольца может выражаться в выполнении одних и тех же задач в течение длительного периода времени. Разовый добровольный труд выражается в форме участия в акциях, проектах на регулярной основе. Однако и постоянный, и временный добровольный труд не являются основной занятостью, что является существенным отличием от постоянного профессионального труда.
8.5. Следует учитывать, что в ряде организаций, таких, как общественные объединения, благотворительные организации, на добровольной основе действуют люди, которые самостоятельно приняли на себя ответственность по осуществлению каких-либо функций (члены правления, разработчики и руководители программ и проектов и т.д.). Они осуществляют добровольческую деятельность без регламентов, ограничений и графиков работы, посвящая добровольческой деятельности время, сопоставимое с профессиональной деятельностью.
8.6. Среди основных стимулов добровольческой деятельности можно отметить:
8.6.1. Признание, поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе через региональные и федеральные конкурсы и программы, благодарственные письма, ценные подарки.
8.6.2. Информирование общественности о достижениях и заслугах добровольцев, результатах их труда, сохранение памяти о вкладе добровольцев в деятельность учреждений (ведение летописи, истории учреждения, фотовыставки и т.п.).
8.6.3. Заполнение личной книжки добровольца.
8.6.4. Одобрение со стороны членов референтной группы.
8.6.5. Предоставление возможности общения в условиях добровольческого проекта, программы с новыми значимыми людьми, доступ к новой информации и новым социальным группам.
8.6.6. Приобщение к новым видам деятельности, международным, межрегиональным, региональным мероприятиям, проектам, акциям.
8.6.7. Приобщение к новым знаниям в процессе обучения для получения новых профессиональных и жизненных навыков, опыта новой работы, значимого для добровольца в настоящем и будущем.
8.6.8. Возможность самореализации в новых программах, дающих возможность разработать и реализовать свой социальный проект.
8.6.9. Предоставление возможности участия в управлении социальным проектом, программой для получения организационного опыта.
8.6.10. Предоставление рекомендательных писем для трудоустройства, поступления в учебное заведение.
8.6.11. Обеспечение возможности получения товаров и услуг от третьих лиц на льготных условиях (досуговые клубы, медицинские центры, бассейны, курсы повышения квалификации и т.п.), например,через получения дисконтных карт.
8.6.12. Организация клубной работы с добровольцами для обеспечения позитивных коммуникаций, обмена опытом и полезной информацией, неформального общения, создание добровольческого сообщества.
9. Развитие механизмов взаимодействия добровольцев с исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления и благополучателями
9.1. В целях обеспечения эффективной поддержки развития добровольческой деятельности исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления предусматривается реализация следующих мер:
9.1.1. Включение в положения об исполнительных органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления поддержку добровольческой деятельности в соответствующей сфере.
9.1.2. Формирование организационных механизмов поддержки добровольчества, включая определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти, ответственного за поддержку добровольческой деятельности, формирование координационных органов по поддержке добровольчества в автономном округе.
9.1.3. Расширение практики привлечения добровольцев к деятельности государственных и муниципальных учреждений.
9.1.4. Включение мер по поддержке добровольческой деятельности в государственные программы автономного округа и в муниципальные программы.
9.1.5. Привлечение добровольцев к решению вопросов местного значения, в том числе в ходе реализации программ органов территориального общественного самоуправления, программ поддержки местных инициатив, мероприятий по благоустройству.
9.1.6. Включение в программы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих тематики по взаимодействию с добровольческими организациями и добровольцами.
9.1.7. Организация совместных обучающих семинаров (обучения) государственных и муниципальных служащих, сотрудников учреждений социальной сферы, представителей СОНКО и добровольческих организаций.
9.2. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления с добровольцами осуществляется, в основном, черезресурсный центр поддержки добровольчества в автономном округе, деятельность которого направлена на:
9.2.1.Привлечение добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности в автономном округе.
9.2.2. Выявление, систематизацию, распространение лучших практик добровольческой деятельности и лучших добровольцев (волонтеров).
9.2.3. Организацию участия добровольцев автономного округа в различных конкурсных программах и иных мероприятиях по развитию добровольчества.
9.2.4. Организацию обучения добровольцев, представителей СОНКО.
9.3. Взаимодействие благополучателей с добровольцами осуществляется путем:
9.3.1. Привлечения к выполнению работ (оказанию услуг) добровольцев.
9.3.2. Создания условий для безопасного и эффективного труда добровольца.
9.3.3. Предоставления четкого описания работы и организации рабочегоместа добровольца.
9.3.4. Предоставления условий для выполнения работ (оказания услуг)в соответствии с установленными требованиями и нормами.
9.3.5. Проведения инструктажа по технике безопасности.
9.3.6. Разработки и проведения, при необходимости, специальных обучающих занятий и инструктажей, тренингов для добровольцев.
9.3.7. Внесения в Книжку сведений о выполняемых видах деятельности, выполненных объемах работ (в часах), достижениях и дополнительной подготовке добровольцев.
9.4. Осуществление добровольцем благотворительной деятельности может осуществляться в соответствии гражданско-правовым договором, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.
9.5. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.
10. Этапы реализации Концепции
10.1. Концепция реализуется в 2 этапа.
10.1.1.Первый этап (с 2017 год по 2020 год) включает:
определение уполном<