Декоративно-прикладное искусство барокко




Барокко - (итал. barocco - причудливый).

Основные черты барокко: парадность, эффектность, пышность, динамичность, грандиозность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени, цвета, фактур материала, совмещение реальности и фантазии. Ощущение бесконечности пространства, причудливости и непосредственности. Синтез искусств - слияние иллюзорного и реального. Барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем звучании.

Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью.

Орнамент барокко использует элементы древнегреческого и древнеримского искусства, позднего Ренессанса - маскароны, раковины, акантовый завиток, картуш. Узоры барокко обогащаются реалистичными рельефными изображениями людей и животных, которые смешиваются с купидонами, мифическими существами, цветами и растительными завитками.

Раковина в украшениях барокко может приобрести вид гвоздики, веера, солнца, напоминать французскую королевскую лилию.

 

 

Узоры барокко второй половины 17 в. симметричны, изображения нередко подражают архитектурным элементам: фронтоны, колонны, балюстрады. В орнаменте барокко: трофеи, кариатиды, атланты, драконы, вазы с цветами.

Плавные линии сочетаются спрямыми, появляются новые мотивы: сетка с розетками, ламбрекен, зубцы, кисти. Остаются популярными тонкие спирали, завитки, соединенными прямыми линиями, ленты, маски, канделябры. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты.

Во Франции барокко стал королевским стилем, выражал идеи процветания. Включал в орнамент королевские символы.

Стены комнат и залов, в эпоху барокко, вуалировали глазетом – тканью с вплетенными в орнамент серебряными и золотыми нитями, обоями с пышной бахромой и кистями. (Французское слово glace означает глянцевитый, лощёный, зеркальный или ледяной.Глазет является разновидностью сияющей парчи, это плотный, блестящий материал, исполненный королевской роскоши).

Их оригинальность содержалась в объединении композиций с обилием образов людей и животных, декоративных драпировок и пышных букетов, изображений фруктов.

 

Весомую роль в декоре стали играть скульптурная резьба, металлические накладки из бронзы, меди, серебра, а также красочная мозаика, интарсия, лепка, витые колонны, подчеркивающие текучесть формы, в отличие от спокойных и четких линий Ренессанса.

 

МЕБЕЛЬ барокко

В производстве мебели (шкафы, кабинеты, комоды, шкафы-буфеты и т.п.) использовались полированное дерево, золочёная бронзовая фурнитура и флорентийская мозаика, инкрустация (в изделиях мастерской А. Ш. Буля).

Получают распространение так называемые канапе-кушетки, имеющие форму удлинённой скамьи с мягким сиденьем.

Кресла, стулья, диваны выглядят величественно, их спинки имеют волнообразные очертания, а подлокотники – волютообразные. Обивка крепится крупными гвоздями с массивными шляпками. Точёные ножки чрезвычайно разнообразны (в виде консолей, балясин, сужающихся книзу пирамид или s-образные).

 

Мягкие части мебели принято покрывать съёмными чехлами. Появляются и кресла для загородных резиденций с плетёными сиденьями, покрытые яркими тканями с крупными цветами.

Не менее изощрёнными и многообразными по форме становятся столы.

 

Они могут быть на одной или четырёх ножках, украшаться резьбой, бронзовыми деталями, флорентийской мозаикой из разноцветного мрамора, лазурита, агата или покрываться популярным во Франции наборным рисунком-маркетри (от французского marquetri – «испещрённый знаками»).

Персонажами резьбы и росписи служат купидоны, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, причудливо свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные, динамические композиции.

Впервые в истории мебели широко применяются изогнутые поверхности, получаемые столярной обработкой заготовок из массива и гнутья (гнутье массива древесины – достижение эпохи барокко).

В этом стиле основные мотивы объемных украшений: гирлянды, фестоны, голова, бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той или иной детали мебели, либо наложены на нее, будучи изготовлены из древесины, металла, слоновой кости, черепахи и др.

Часто ножки имеют характерный вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»).

В моду повсеместно входит мягкая мебель – табуреты, стулья, кресла, диваны с мягкими сиденьями, спинками, подлокотниками, обитые красивыми дорогими тканями – бархатом, штофом, гобеленом, испанской тиснёной кожей из Кордовы, глазетом.

 

Гобелены для мебели были штучной тканью с рисунком, специально скомпонованным по форме сидений и спинок. Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций с цветами, птицами, растениями, животными, музыкальными атрибутами, перевитыми гирляндами и лентами.

Шпалеры, гобелены

Стены интерьеров в эпоху барокко украшали ковры, шпалеры, гобелены. Их своеобразие заключалось в соединении изобразительных композиций с обилием фигур и пышных бордюров из букетов, фруктов и птиц (вердюры - это тип гобелена с бордюром из листьев, плодов и цветов). Шпалеры создавались по картинам и картонам знаменитых художников того времени (Д. Веласкес, П. П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я. Вермер). Самые знаменитые шпалеры были созданы по картонам Рубенса. Со временем усложнялись изобразительные композиции, усложнился и бордюр, дополнившийся архитектурными деталями: витыми колоннами, карнизами, картушами, гирляндами из плодов. Сюжетами гобеленов были битвы, охота, сакральные, светские, галантные, др. греческие мифы.

Шпалерные мануфактуры Европы находились под влиянием фламандского коврового искусства (брюссельских мануфактур); Генуя и Венеция славились шерстяными тканями и набивным бархатом.

В 1664 году в Париже создаётся королевская мануфактура, объединившая все парижские стенных ковров мануфактуры.

Королевская мануфактура, известная под названием мануфактуры Гобеленов –художественный центр, регламентирующий всю художественную промышленность Франции.

Имя знаменитых мастеров-красильщиков осталось за мануфактурой, а все вырабатываемые ею шпалеры с тех пор называются гобеленами. Это название применимо только к французским шпалерам, производившимся на королевской мануфактуре. Её возглавлял «первый художник короля» Шарль Лебрен. По его эскизам создавались декоративные композиции, прославляющие короля. Из одиннадцати гобеленов состояла серия «История короля Людовика 14», выполнявшаяся десять лет. Гобелены Лебрена вместе с архитектуройинтерьеров и внутренним убранством дворца составляли прекрасный ансамбль, пышность и великолепие которого подчёркивали богатство короля и незыблемость его власти.

 

ФАЯНС

Голландский фаянс.

Голландское фаянсовое производство возникло с совершенно определенной целью имитации дальневосточному фарфору, оно достигло в XVII веке значительного расцвета.

В старых голландских документах фаянс и мягкий фарфор, расписанные в восточном вкусе, называются обыкновенно фарфором.

В 1614 году в Дельфте был выдан некоему Витмансу первый патент на производство „фарфора» (т. е. фаянса), „столь похожего на тот, который вывозят из дальних стран». Более интенсивное производство голландского фаянса начинается в конце XVI века и сразу же на первое место выдвигается Дельфт. В 1611 году мастера-фаянсисты принимаются в только-что основанную дельфтскую гильдию св. Луки.

Возникновение в маленьком Дельфте промышленности мирового значения принадлежит к самым интересным явлениям в истории керамики. Дельфтский фаянс изготавливается из трех сортов глины, но только один добывался в самой Голландии на берегах Рейна. Два других сорта привозились, правда, по очень удобным водным путям, из Вестфалии, с берегов реки Рур и из окрестностей Турнэ во Франции.

Приблизительно с 1650 года до середины XVIII века производство достигает своего высшего расцвета; вырабатывается особый китайско-голландский стиль, которому начинают подражать и в других странах.

Обычным украшением служат сцены охотничьего и военного быта, причем отдельные фигурки людей и зверей связываются в одно сплоченное, сложное целое, сплошь заполняя всю предоставленную мастеру поверхность орнамента, в котором уже начинают преобладать китайские мотивы.

Но наряду с этим встречаются и более спокойные композиции. На изразцах и посуде, как декоративной, так и предназначенной для употребления, появляются виды голландских городов, сухопутные и морские пейзажи. Народная жизнь развертывается перед нами в зимних пейзажах с маленькими, быстрыми конькобежцами, трактирных сценах, сценах ловли сельдей и т. д. Современные события отражаются на фаянсах сравнительно редко.

Очень часто встречаются гербы, причем они не теряются среди орнамента, а занимают центральное положение

С середины XVII века дельфтские мастерские стали выпускать за сравнительно дешевую цену фаянсовую посуду.

Основателем этого нового направления был Альбрехт де-Кейзер, изделия которого отличаются поразительно легким весом. Главная масса дельфтского фаянса XVII в.украшена синей под-глазурной живописью. Из остальных красок употреблялись зеленая, желтая, фиолетовая и над-глазурные красная и золотая.

Мастера на Нидерландской Королевской фабрике делали не только изумительную по красоте столовую и чайную посуду. Основной специализацией были изразцы, их в Голландии традиционно используют для декора стен и облицовки печей и каминов.

СТЕКЛО

В 17-м веке стекло становится общедоступным. Прозрачное стекло, использующее более дешевые материалы и простые формы, производится еще в больших количествах.

На флорентийской стеклянной мануфактуре, принадлежащей семье Медичи, где работали исключительно венецианцы, придворные мастера создают фантастические бокалы и предметы для украшения центра стола во время роскошных приемов.

Венецианское (муранское) стекло

Один из островов Венецианской лагуны, остров Мурано, славится своим уникальным стекольным искусством.XVII век – период пышного роста мастерства и расцвета искусства стеклоделия.

Изготовление потрясающей красоты изделий из дутого стекла, которые впоследствии тщательно обрабатываются мастерами-ремесленниками, на весь мир прославило небольшой островок.Искусно созданные изделия мурнского стекла приравниваются к драгоценностям, а своим видом напоминают поделочные камни: агат, сердолик, халцедон и другие.

Изделиями, где применяют муранское стекло, являются: чаши, бокалы, вазы, блюда, бижутерия, зеркала, подсвечники, люстры, различные декоративные фигурки.

Производство Мурано отличают усложненные формы и специальные эффекты.

 

Высоко ценился в Европе дорогой баварский и богемский хрусталь (кубки, вазы, чаши, бокалы, стаканы) с «алмазной гранью» – чрезвычайно тонкой гравировкой.

Богемия – латинское название южной Германии и Чехии.Постепенно мода на венецианское стекло прошла, и богемское стекло заняло ведущие позиции в производстве и сбыте во всей Европе.

Из богемского хрусталя изготавливали люстры, резные зеркала, а также бокалы и кубки, которые переливались на свету всеми цветами радуги.

 

Богемия – латинское название южной Германии и Чехии. В конце XVI века там возрождалась древняя римская техника стеклянной резьбы. Дорогие сосуды из горного хрусталя стали заменять более дешевыми стеклянными. Здесь использовалось стекло иное по составу, чем венецианское, калийно-известковое, или поташное, в котором сода заменялась поташем, содержащим калий. Сырье для него получали из золы деревьев. Это стекло было более тугоплавкое, но обладало лучшими оптическими свойствами.

Оно было толстостенное и абсолютно прозрачное, его можно было резать глубокими гранями, которые по аналогии с огранкой цветных камней стали называть алмазными, а резные изделия за их блеск – хрусталем.

Изготовленное стекло было толстостенным и прозрачным, поэтому его гранили его ювелиры, как драгоценные камни, и получали резные, сверкающие алмазными гранями изделия. Благодаря необыкновенному блеску изделия назвали хрусталем.

Постепенно у богемского хрусталя появились свои оригинальные, соответствующие вкусам

барокко формы – ограненные бокалы и большие кубки в виде перевернутого колокола с точеными, балясовидными ножками. Для декора часто использовали гравюры.

Из богемского хрусталя изготавливали люстры, резные зеркала, а также бокалы и кубки, которые переливались на свету всеми цветами радуги.

 

В Нидерландах огромную популярность приобрели кубки-наутилусы – считалось, что таинственные очищающие свойства раковин могут обезвредить отравленное вино. Тонкие розовато-лиловые переливы перламутра удивительным образом сочетаются с серебряными акантовыми листьями и головами морских чудовищ. Оправа почти всегда была многоярусной и связанной с морем – нереиды, морские змеи, дельфины.

 

Изготовление этих фантасмагорических кубков, словно предназначенных для самого Посейдона (античность Ренессанс тоже обожал), было делом непростым. Сначала хрупкую раковину требовалось очистить, поместив в кислоту почти на две недели, а затем отполировать и промыть щелочью. Иногда раковины оставляли в их естественной красоте, иногда – украшали ажурной резьбой, из-за чего их стенки становились опасно тонкими. Также раковины красили или подцвечивали для усиления эффекта и наносили гравировку.

Мода барокко

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки. Он один имел право носить красные каблуки.

В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.

Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам.

 

Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей.

Женские шляпы

 

Женское платье было на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф.

Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая - светлая, вторая - более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия - узкая, под платьем носили корсет.

В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, по имени племянницы кардинала Мазарини, в которую король был в юности влюблен, и по имени знаменитой писательницы. Позже в моду вошла прическа фонтанж. Это высокая прическа, из множества локонов. В истории костюма прическу также именуют куафюра.

В моду также вошли зонтики, у женщин - муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и женщины, носили трости.

Ювелирное искусство

В ХVII веке вновь, после забвения со времен средневековья, появились платяные булавки (фибулы, застежки для плащей и аграфы), но уже в виде брошей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: