Классный руководитель – кто он?
Челябинск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Советы педагога
1. Классный руководитель – кто он? 5
2. Каковы цель и задачи деятельности классного руководителя? 6
3. Каковы функции классного руководителя? 6
4. Какие методы, приёмы использует классный руководитель в деятельности?
5. Планирование в деятельности классного руководителя.
6. Направления воспитательной работы.
7. Формы воспитательной работы.
8. Требования к личности классного руководителя.
Литература
Введение
Каждый учитель, с каким бы классом он не работал и какой бы предмет ни преподавал, всегда является прежде всего воспитателем. Поэтому овладение мастерством воспитания, методами и формами его организации – важнейшая задача педагога. От мастерства учителя будут зависеть его успех, удовлетворённость результатами работы, и то какие отношения сложатся у него с детьми.
Классный руководитель - кто он?
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники, но ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Классный руководитель - это педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной деятельности в классе.
Класс - группа учащихся одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2 1178-02 и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях обучающихся в нескольких классах (до 4) объединяют в класс-комплект не более 15 человек.
В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс.
На средней и старшей ступенях обучения классный руководитель назначается и освобождается приказом директора школы.
Руководство работой классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной или учебно-воспитательной работе.
Деятельность классного руководителя осуществляется в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями, классным и общешкольным родительским комитетами, социальным педагогам, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.
Каковы цель и задачи деятельности
Классного руководителя?
Цель деятельности - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
З адачи деятельности:
*формирование и развитие коллектива класса
*создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося
*сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
*формирование здорового образа жизни
*организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса
*защита прав и интересов обучающихся
*организация системной работы с обучающимися в классе
*гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками
*формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров
*организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся
Каковы функции классного руководителя?
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава ОУ, анализа предыдущей деятельности, тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, ситуации в коллективе класса.
Ф у нкции классного руководителя определены «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» (03.02.2006г):
1. Организационно-координирующие:
*обеспечение связи ОУ с семьей
*установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)
*проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся
*взаимодействие с педагогическими работниками, учебно-вспомогательным персоналом ОУ
*организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива
*организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий
*стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей
*взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом
*ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя)
2. Коммуникативные:
*регулирование межличностных отношений между обучающимися
*установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися
*содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса
*оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств
3. Аналитико-прогностические:
*изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития
*определение состояния и перспектив развития коллектива класса
4. Контрольные:
*контроль за успеваемостью каждого обучающегося
*контроль за посещаемостью учебных занятий обучающихся