Организационные условия реализации ФГОС среднего (полного) общего образования в деятельности классного руководителя




Мы понимаем, что в рамках требований к результатам освоения школьниками «Основной образовательной программы образовательного учреждения» вся работа школы ориентирована на создание условий для формирования трёх групп планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных, а целью обучения в данных условиях является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, которые обеспечивают такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».

До принятия нового стандарта школа, конечно же, занималась проблемами воспитания и развития школьниками. Но необходимо понять, в чём отличия современного стандарта от предшествующего. Для этого ответим на вопрос: Что является критерием оценивания обучения? Это знания, которые получил ученик за всё время обучения и умение применить их при выполнении заданий государственной итоговой аттестации. По сути это проверка усвоения системы знаний. Уровень развития образовательной компетенции и сформированность воспитанности у конкретного обучающегося не отслеживались, а значит, мы можем сделать вывод, что и не рассматривались как результат обучения.

Новые цели образовательного стандарта предполагают оценивание сформированности умения учиться, т.е. овладение обучающимся системой учебных действий через освоение научных знаний и представления о природе, обществе, человеке.

Именно поэтому необходимо говорить не об отдельных изменениях в учебно-воспитательном процессе, а именно о целостной образовательной среде, охватывающей все сферы процесса обучения. Раздел III. «Требования к структуре основной образовательной программы» ФГОС ООО п.13. подчеркивает: «Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов».

В интерпретации Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова сущность «учебной деятельности» состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание «учебной деятельности» заключается в овладении им обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.

Рассмотрим особенности организационной изменений, т.е. процесса формирования «умения учиться» у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

Урочная деятельность понимается А.В.Хуторским как «…организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества».

Внеурочная деятельность учащихся - это организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [14 стр. 39].

Важным компонентом в разработке организационных условий работы классных руководителей является ознакомление с нормативно-правовой базой, т.к. внесение в базисный учебный план школ часов на внеурочную деятельность приводит и к изменениям в должностных инструкциях. Отметим, что классный руководитель несет ответственность за осуществление возложенных на него должностных обязанностей. Н азначенный на должность классного руководителя должен знать:

  • Конвенцию о правах ребенка;
  • нормативные акты деятельности школы и педагогического коллектива;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • этические нормы делового и межличностного общения4
  • теорию и методику воспитания;
  • общую, возрастную и социальную психологию;
  • возрастные особенности детей в разные периоды развития;
  • методику организации различных видов внеурочной деятельности учащихся.

Нельзя не упомянуть о том, что высокий организационный уровень в деятельности классного руководителя достигается с помощью обеспечения классных руководителей методической литературой.

В целях избегания путаницы в понимании таких понятий как: урочная, внеурочная, классная, внеклассная, внеучебная деятельности, мы обратимся к схеме, предложенной в статье А.Л.Трофимовой «Взаимосвязь видов деятельности школьников и её влияние на информатизацию образования». Отметим, что на ней хорошо видны ресурсы внеурочной деятельности школьников, что способствует решению поставленных целей [приложение 1].

Далее остановимся на механизме реализации внеурочной деятельности на базе школы. В разделе № 3 п.13 ФГОС ООО сказано: «… внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности». Вспомним традиционное определение понятия «личность»:

Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

· совокупность социально значимых свойств человека; система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

· система деятельности, осуществляемых социальных ролей;

· совокупность способностей, творческих возможностей и т. д. (Г. К. Селевко)

Механизм реализации внеурочной деятельности осуществляется с помощью разработки, проектирования и реализации образовательных программ. Существуют III уровня воспитательных результатов:

I уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

II уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

III уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Образовательные программы внеурочной деятельности бывают нескольких типов:

  • комплексные образовательные программы (последовательный переход от воспитательных результатов I уровня к результатам III уровня);
  • тематические образовательные программы (получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использование при этом возможности различных видов внеурочной деятельности);
  • образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая I уровень результатов; ОП, обеспечивающая I и II уровни результатов; ОП, обеспечивающая II и III уровни результатов);
  • образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
  • возрастные образовательные программы;
  • индивидуальные образовательные программы для учащихся).

Для развития образовательного процесса необходима его динамика. В п. 6. ФГОС СОО «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности…».

«Формулировки саморазвития и самосовершенствования как результата обучения, чётко определяют, что развитие личности не может быть безликим и произвольным процессом. Человек может развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других. Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности - это направление более характерно для практической психологии, именно поэтому особая роль в стандарте отведена психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы (раздел IV, п. 25 ФГОС ООО). Педагогам же отводиться миссия управления процессом познания» [32] Обратим внимание на то, что в Стандарте четко прописана ориентация на построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и созданию условий развития личности по определённым направлениям (духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, социальному, обще интеллектуальному, общекультурному).

Вышеуказанные задачи подразумевают большие изменения всей логики организации и управления процесса познания. Если говорить о приросте социального опыта, уровня развития, сформированности «умения учиться», то необходимо увидеть все новообразования и построить «маршрут продвижения» от стартовой диагностики к итоговой, т.е. проектирование «Индивидуальной образовательной траектории школьника».

Разделим понятие «внеурочная деятельность» на две составляющие: «внеурочная деятельность» для учителя и «внеурочная деятельность» для обучающегося.

Рассмотрим «внеурочную деятельность» школьника. Обратимся к СанПиН 2.4.2.2821-10. В п. 10.5. прописано: «Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей» [приложение 2].

Для учащегося первого класса при пятидневной неделе СанПиН 2.4.2.2821-10 разрешает один час на «внеурочную деятельность».

В базисном учебном плане «Примерной образовательной программы начального общего образования» максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 20 часов, и этого часа нет.

Отметим, что в соответствии с адаптационным периодом до ноября месяца четвёртые уроки и будут являться временем реализации форм внеурочной деятельности.

Следовательно, перед учителем ставится задача, дифференцированно строить работу с классом, добавляя данный час. Во втором и третьем классах в части плана формируемой участниками образовательного процесса уже есть 3 часа, а в четвёртом 2,5 часа на обеспечение «внеурочной деятельности», не противоречащих требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. Именно эти часы являются нормой для школьника. А для учителя начальных классов нормой являются 10 часов «внеурочной деятельности» к финансированию.

Значит, 10 часов организации программ внеурочной деятельности, указанные в базисном учебном плане «Примерной образовательной программы начального общего образования» для учителя начальной школы, являются временем обеспечивающим написание «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося» и времени проведения деятельности по указанным в стандарте направлениям.

На ступенях основного и общего образования нет точного определения времени к финансированию для педагога в Базисном учебном плане, так как образовательное учреждение само определяет, кто именно будет осуществлять проектирование «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося» - тьютор, классный руководитель с позиции тьютора, тьютор-предметник и т.д.

Как следует из вышесказанного, внеурочная деятельность обеспечивается часами из «Учебного плана ОУ» и не противоречит "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).

В «Положении об организации внеурочной деятельности в ОУ» прописывается механизм её реализации, через организационно - педагогические условия. Реализация вышеизложенных образовательных программ, функций классного руководителя требует особых условий. Под «условиями» в философской литературе понимается «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия» [31]

Виды организационно-педагогический условий:

· теоретические (систематическое научно-теоретическое осмысление проблемы классного руководства);

· разработка модели функционирования, содержания, форм, методов работы классного руководителя;

· организационное, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение;

· методические (разработка комплекса учебно-методических пособий);

· социально-психологические (административная поддержка работы классного руководителя, создание благоприятного морально-психологического климата и др.).

В «Положении об организации процесса формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся» или «Положении о технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках личностно - ориентированного образования в ОУ» прописывается регламент «ИОТ». [32]

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа, которые осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками (И. С. Якиманская).

«Индивидуальная образовательная траектория обучающегося» создаёт условия для формирования истории осмысления образовательной деятельности через рефлексию, методическую помощь в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы, а также проектирование и построение системы взаимодействия по педагогическому сопровождению для всех субъектов образования». [32]

Обратим особое внимание на систему внутренней оценки сформированности личностных результатов. Необходимо руководствоваться принципами, отвечающими этическим нормам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. В соответствии с методическими рекомендациями Г.С.Ковалёвой и О.Б.Логиновой [14 стр. 16] оценка личностного развития учащихся включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем ребенка;
  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

«Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося» стал эффективным инструментом формирования самооценочной деятельности личности, а также сделает процесс обучения целенаправленным, индивидуальным и эффективным. Проектирование и реализация их учителем производится только по запросу родителей (в начальной школе), обучающихся (в основной и старшей школе) и в содружестве с психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии». [32]

На основе изучения историко-педагогических аспектов становления и развития института классных воспитателей в дореволюционных гимназиях (вторая половина XIX – начало XX века), опыта воспитательной работы (90-е годы XX - начало XXI века), концепции личностно-ориентированной системы деятельности классного руководителя, педагогики ненасилия в 2011-2012 учебном году Центром идеологической и воспитательной работы МГИРО в рамках реализации регионального проекта по совершенствованию воспитательно-профилактической работы с учащимися в учреждениях общего среднего образования была разработана адекватная модель функционирования института частично освобожденных классных руководителей (ИОКР).

«Частично освобожденный классный руководитель (далее классный руководитель) - высокопрофессиональный педагог-предметник, мотивированный, в первую очередь, на воспитательную работу с обучающимися, осуществляющий воспитательную деятельность в полном объеме в одном или двух классах, имеющий предметную нагрузку до 0,5 ставки.

В связи с тем, что основным фигурантом проекта выступает классный руководитель, определим его миссию и особенности деятельности. По мнению И.А. Колесниковой социально-историческая миссия классного руководителя (воспитателя) – смягчить учащимся встречу с противоречиями современного мира.

Осознание классным руководителем социально-педагогической миссии является дифференциальным признаком, характеризующим эволюцию ценностей системы образования, и определяет глубину, уровень модернизации воспитательной системы. В данном контексте историческая миссия классного руководителя рассматривается как духовное образование, отражающее социальное мировоззрение педагога, как совокупность взглядов, убеждений, ценностей и установок, определяющих способы профессиональной деятельности и общения, принципы бытия профессионального сообщества воспитателей.

Отличительной особенностью деятельности частично освобожденного классного руководителя является:

· мотивационно-нравственная направленность деятельности (в отличие от мотивации на учебную деятельность традиционного классного руководителя);

· личностно-ориентированный подход (педагогическая поддержка учащихся);

· исследовательская и творческая деятельность;

· высокий уровень управленческой культуры (опора на педагогический менеджмент);

· выработка индивидуального методического почерка.

Организацию деятельности института ОКР следует рассматривать как процесс налаживания, упорядоченность, взаимосвязь элементов и приведение их в систему, создание социального института.

Сущность организации раскрывается через ее целостность, которая обеспечивается различными типами связей:

1) созданием благоприятных условий для освоения инновации;

2) нормативной организацией педагогического труда;

3) разработкой квалификационной характеристики;

4) программно-методическим обеспечением;

5) разработкой программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Создание необходимых условий для освоения инновации включает:

· материальное обеспечение (подготовку классных помещений, базы для организации воспитательной деятельности, развития и оздоровления учащихся в ходе освоения нового; оснащение кабинета социальной и психологической помощи, ресурсного центра по идеологической и воспитательной работе; приобретение и изготовление необходимого для нововведения оборудования, современных ТСО);

· кадровое обеспечение (подбор, расстановка, выращивание специалистов по воспитательной работе, специальное обучение).

Следует заметить, что в ходе реализации регионального проекта МГИРО по внедрению в практику работы учебных заведений модели функционирования института ОКР сложились инварианты их деятельности в зависимости от возраста, количества учеников, особенностей учебного заведения, его местонахождения и социального окружения.

Классный руководитель с одним классом в начальном или среднем звене школы. Данный вариант приемлем в классах с большим количеством проблемных детей, в криминогенных регионах, в школах-гигантах, в работе с одарёнными детьми, в лицеях, гимназиях, где каждому ученику требуется особый подход, оказание помощи в выстраивании индивидуальной программы развития, в снижении учебных и психологических нагрузок.

Классный руководитель с двумя классами в параллели. Данная комбинация (менее распространимая в гимназическом образовании) стала ведущей в работе ОКР общеобразовательных школ. Этот вариант наиболее эффективен, если освобожденный (частично) классный руководитель ведёт совместную работу с учащимися, начиная с первого класса.

Классный руководитель с двумя классами по вертикали, например 5 и 1 классы. Данный вариант благоприятен в сельских и поселковых школах, в учреждениях образования, где развиты традиции шефской помощи старших над младшими.

Разработаны «Единые педагогические требования», циклограмма работы ОКР по дням недели.

На организационном этапе важным является развитие мотивации (создание благоприятного морально-психологического климата на рабочем месте). Особую роль в этом имеет создание сообщества единомышленников, объединенных едиными воспитательными целями. В учреждениях образования им отведено место на методическом объединении классных руководителей.

В целях успешной реализации проекта важное значение имеет индивидуальный подход к вопросу отбора специалистов на должность освобожденного (частично) классного руководителя.

Критерии отбора должны содержать специальные требования:

1) Духовность.

2) Приверженность работе.

3) Профессиональная подготовка.

4) Личные качества.

5) Положительные отзывы с прежнего места работы.

6) Призвание быть воспитателем.

Особое место в развитии мотивации отводится вопросу взаимоотношений классных руководителей с родителями учащихся.

Разработан«Кодекс взаимодействий ОКР с родителями», который позволитклассному руководителю строить работу с учениками так, чтобы родители доверяли ему, были спокойны за своих детей.

Ключевую роль в осуществлении организации деятельности института ОКР имеет финансовое обеспечение. Введение новой должностной единицы требует дополнительных финансовых расходов.

Организация института ОКР как нововведение по объему преобразований рассматривается как модульное. Оно предполагает введение блока модифицированных воспитательных программ, специально разработанные под них новые методики. С точки зрения типологии институтОКР относится к модификационному нововведению, так как связан с рационализацией, усовершенствованием, видоизменением, модернизацией традиционного классного руководства». [33]

Особую роль играют специалисты и сотрудники общественных организаций и органов местного самоуправления. В разделе № IV ФГОС ООО (Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования) п. 21. говорится: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

· включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

· формирования у школьников опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

· формирования у школьников экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; и т. д.

Можно сделать вывод, что результатом реализации вышеуказанных требований становится образовательная среда, частично реализуемая в рамках внеурочной деятельности. Именно моделирование образовательной среды, которая ориентируется на новое качество образования, является одним из главных направлений модернизации системы образования.

Рациональная организация учебной деятельности в новой образовательной среде находит подтверждение первого условия в п. 21. раздела № IV ФГОС ООО: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

· развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;

· индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов; и т. д.

Так же в разделе №3 п.15 говорится, что «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочная деятельность».

Типы организационных моделей внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
  • инновационно - образовательная модель.

Все эти модели хорошо вписываются во второе условие, то есть в реализацию внеурочной деятельности по направлениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: