Понятие любви
Любовь, как известно, является высшей, специфической формой переживаний, отношений, которые сложились в результате длительной истории становления эмоционально-духовной жизни человека. В ней индивидуальное, личностное всегда преобладает над общим. Это личностное не уловимо индивидуально, не передаваемо, специфично. Любовь каждый раз переживается человеком и проявляется по-разному. («Если сколько голов — столько умов, то сколько сердец — столько любовей», — говорил Л. Н. Толстой).
Если же понятие «любовь» рассматривается в самом обобщенном, абстрактном смысле, то в этике и философии оно понимается «...как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним: испытывает потребность к объединению и сближению с другим (равно в общественной и личной жизни); отождествляет с ним собственные интересы и устремления; добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им».Разумеется, что такое определение не передает эмоциональную сторону понятия, всю гамму чувств, эмоций, переживаний. Именно эта, эстетическая сторона понятия является объектом осмысления и отражения в народных девичьих песнях.
Материя эта столь тонкая и деликатная, что требует к себе очень осторожного и бережного отношения. Здесь, на наш взгляд, ни в коем случае нельзя ограничиваться обобщенно-абстрактными понятиями как инструментом исследования, а прибегать еще к образным понятиям, к образным представлениям народного сознания. Без этого не обойтись для выявления, хотя бы в схематической форме, общего эстетического настроя, светлой радости и грусти, печали — всего того, что едва ли можно описать словами.
Это особая, интимная область дивного мира чувств, переживаний в структуре народного сознания. Этот мир освещен дивным светом солнца и луны, в нем отражаются глубокое небо и высокие звезды, в него очарованно глядят величественные горы и гордые башни, созданные вдохновенным трудом далеких предков. Из самых нежных цветов девичьих мечтаний соткан этот мир, напоен радостью и праздничным ликованием в пору любви, омыт их непрошенными, но чистыми слезами в минуты скорби.
Незатейливыми, но самыми первозданными красками создают песни девичий образ как тот же знак любви — йовлакх, сотканный ею таким же, как вечный снег на вершине Бешлом- корта. Девичий образ в песнях устремлен ввысь, туда, где над обыденной суетой, мимолетными увлечениями, низменным расчетом господствует прекрасная и возвышенная радость — радость любви.
Чем же прекрасен мир? «Мир прекрасен солнцем и зноем, прекрасен травой зеленой. Мир украшает собой.птенец мой, в меня влюбленный», — так говорится в народной песне.
Любовь в песнях выступает не как платоническое чувство, далекое от земных радостей, а как символ жизнелюбия, физического и духовного здоровья и совершенства. Это любовь земная. Она призывает к наслаждению, к полной отдаче предмету своей страсти.
Постоянным спутником любви, ее ореолом является прекрасное в жизни: прекрасное во внешнем облике и помыслах, в отношениях между людьми, в природе. Прекрасное в жизни как бы освещает любовь, в свою очередь наполняет прекрасное соками жизни, глубоким и трепетным смыслом.
Предмет любви в глазах девушки, как и во все времена, в песнях становится самой значительной ценностью в мире: «Твердят мне все те, чей род проклинаю: ни рода, ни племени нет У меня. В ответ я молчу, но сама-то я знаю: ты — род мой, и племя мое и родня. Все те, чьи сокровища я проклинаю, твердят: «Где надел, где богатство ее?» В ответ я молчу, сама-то я знаю, что ты мой надел, ты богатство мое...»
Каким же, по логике песен, должен быть избранник девушки, человек, достойный ее любви? Не обязательно, чтобы он выделялся красивой внешностью. Но в минуту опасности, в час суровых испытаний он должен быть мужественнее и решительнее всех. Он первым должен врываться в стан врага, наводя ужас и панику в его рядах. Слабый должен находить у него поддержку и заботу, сильный, но неправый — решительный отпор. Ищущий друга в беде должен находить в нем верного товарища, ищущий крова — гостеприимного хозяина. В минуту удачи он не должен предаваться гордыне, в минуту несчастья — унынию. Какие бы трудные испытания ни выпали на его долю, он должен быть стойким и терпеливым и ничем не показывать своей слабости и все преодолевать. Таким мыслится девушке идеал юноши и мужчины, достойный любви.
И вновь влюбленный юноша обращается к девушке со словами признания: «Мир прекрасен луною, цветком базилика, мир прекрасен твоей красотою, Альбика. Бел цветок, нет весны без ее белизны. Без тебя для меня нету в мире весны... Ты идешь, закрываешься пестрой фатой, ты кувшины с водою несешь осторожно. Я, как тень твоя, следом иду за тобой, и от тени, Альбика, уйти невозможно. Как весны появление, я жду твой приход, но скупится весна, не покажет мне лика. На мгновение мелькнет и надолго уйдет, только вместе со мною уйдёшь ты, Альбика».
Мерой прекрасного являются прекрасные поступки человека, прекрасное в природе. Народное сознание любовно и вдохновенно лепит девичий образ из красок радуги, света солнца и луны. Девичий идеал в песнях — предмет высокого эстетического наслаждения, источник вдохновения и самоутверждения человека. По народным представлениям, далеко не каждый может заслужить благосклонное внимание девушки, быть осчастливенным ее любовью. Богатства и слава знатного рода здесь не играют никакой роли. Герой, своими личными качествами доказавший, что он имеет право называться настоящим «къонах» (мужчина) и которого так назвал народ, может рассчитывать на ее внимание.
Девичий образ, созданный песней, ясен и светел и тем прекрасен. Не замалчивая трудной и многострадальной судьбы вайнахской женщины, песня окружает ее радостным сиянием, украшает ее лик орнаментом своих самых любимых цветов. Тем самым народ выражает искреннее сочуствие женской доле, свою -мечту о счастливой судьбе для женщины.
Велика роль женщины в эстетическом и этическом самосовершенствовании героя. Любовь к женщине и любовь женщины в песнях вайнахов — живой родник наслаждения возвышенным, прекрасным в жизни. К этому роднику нет утоптанной, столбовой дороги. Необходимо преодолеть бурные реки, ущелья и перевалы жизни, чтобы найти свою тропу к этому чудесному ис- точку. И об этом поет народная песня.
Мир украшен «синими травами в синий цвет», освещен «багровым светом багрового солнца». И весь мир делает таким прекрасным предмет любви — «дорогой цыпленок». Ему посылает девушка ласковое слово привета.
И горит солнце в сердцах влюбленных. И исходит светлое, радостное сияние на окружающий мир. Именно эта нота — нота ликующей радости является той живой, дрожащей на на- наших глазах струной, которая придает неповторимое очарование народным песням о любви. Это живой нерв песни, если позволительно такое сравнение.
Для передачи именно этой ликующей радости любовного переживания в первую очередь служит, на наш взгляд, вся организация песни, ее образы, поэтические средства выражения, мелодика и ритмика, а также угол зрения, видения и оценки действительности.
Когда речь заходит о любви, образный народный язык становится еще звонче и прекрасней. Здесь что ни строка, то яркое сравнение, то сочная метафора, то сказочный эпитет. Любовь выступает как символ жизнелюбия, физического и духовного здоровья и совершенства. Подобно тому, как на свидании у родника девушка молча слушает юношу, грациозно опустив голову, и только иногда бросит жаркий и нежный взгляд, который выразительней любых слов, так и песни о любви величаво-спокойно звенят на самой интимной струне человеческой души. Довольно редко встречаются прямые признания в любви, и только иногда, когда решается вопрос о том, быть или не быть с любимым» в песнях звучат эти самые сокровенные и нежные слова признания.
Как может быть мир прекрасным без любимого? — вот излюбленная идея, отраженная во многих девичьих песнях.
«Когда говорят, что вечер прекрасный,
Когда говорят, что утро прекрасное,
Мне кажется это невероятным,
Потому что я в разлуке с корни.
Прекрасным вечером пойду я, сказав,
Прекрасным утром пойду я, сказав,
Ради отца своего (пожалуйста) приходи, корни,
Пойду я к любимой, сказав.
Синее небо пусть говорит,
Черная земля пусть будет свидетелем,
О тоске моей любви к тебе
Пусть листья-травы расскажут тебе!»
Дух и очарование народных девичьих песен трудно передать в пересказе, тем более в переводе. Постараемся с максимально близкого расстояния, как бы под микроскопом, рассмотреть эстетические представления песен, составляющие этот дух и это очарование.
Первое, что бросается в глаза, что богатая, разнообразная, красочная совокупность представлений о чувствах, эмоциях народного сознания, относящаяся к данной сфере, выделенная из. общей сокровищницы песенной культуры. Через весь этот орнамент как главные мотивы, ведущие линии проходят «рисунки» народной символики: солнце, луна, их сияние, горы, реки (особенно Терек), небо, сокол, голубь и т. п. Из богатства представлений о цветовой гамме преимущественно выбран синий цвет: синие травы, синее небо, синие горы, синий лед. Весьма красивым представляется такой рисунок: «Сийнача баьцо сендина дуне» (Мир, который сделали синим синие травы). Орнамент представлений создает как бы радугу цветов, преимущественное место в которой занимает синий цвет. В этом соцветии наименьшее место отводится черному цвету: «черная земля», «черное горе-тоска». Этот орнамент создает общий рисунок чувств, эмоций, представлений, отраженных в песнях, и вынесен на самый передний план и сравним с живописно сотканным ковром. Он наиболее очевиден и доступен для наблюдения.
За ним, на втором плане стоят представления, идеи о тех или иных жизненных ситуациях, коллизиях, отношениях. Рассказ этот вводит нас в «курс дела». Он только как бы подготавливает нас к тому важному, что стоит за этим рассказом. Здесь мы уже стоим у порога в интимный мир переживаний лирической героини. И если мы шли правильной дорогой, то дверь в этот мир откроется перед нами.
Этот интимный мир любовного переживания как раз и отражен на самом последнем, третьем плане и наименее доступен для посредственного наблюдения. Первые два не заслоняют собой этого третьего плана, а наоборот, помогают его максимальному раскрытию. Это может показаться парадоксальным. Ведь по законам логики, самое важное должно стоять на самом переднем плане сознания. А здесь, как-будто бы все наоборот: самое важное стоит на самом последнем месте. Но парадокса в этом нет. Дело в том, что, если смотреть на объект со стороны нас, наблюдателей, то порядок меняется в противоположную сторону; если же смотреть на представления, отраженные в песнях, как бы изнутри народного сознания, со стороны лирической героини, тогда тот план, который для нас был последним, становится первым, а тот, который был первым, становится последним.
Такое трехплановое расположение всего материала представлений в народном сознании, их своеобразная трехплановая структура, где один ряд представлений стоит за другим, призвано отразить меру переживаемых чувств, их красоту и чистоту.
На этом, третьем от нас, ряду находятся, как мы говорили об этом выше, самые главные и важные здесь представления народного сознания, ради чего и сложена, построена вся фактура песен, — представления об интимном мире едва уловимых чувств, переживаний, настроений, отношений. Здесь мир тайны и тайна мира девичьей души, ее сердца. Этот мир озаряется то лучезарной радостью, то светлой грустью, то ее небосклон закрывают черные тучи тоски и горя. Этот мир становится то ясным и понятным, приносящим счастье и удовлетворение, то загадочным и темным, несущим влюбленным муки страданий. Кто объяснит загадки этого мира? Что принесет облегчение сердцу, испытывающему муки неразделенной любви? Из самых глубин этого мира мы слышим отчаянный голос девушки, обращенный к своему сердцу:
«Не будь несчастным (обездоленным) ты,
Сердце в моей груди,
Почему ты полюбило Канта не твоей судьбы?
Не будьте несчастными (обездоленными) мои глаза,
Почему вы посмотрели
На канта, который вас не любит?»
Если рассмотреть процесс как бы в ракурсе замедленной съемки, то мы можем увидеть, что на втором плане представлений этот «мир души» переводится на язык рассказа (разумеется, поэтического рассказа). Это как бы фотография того, о чем стремится поведать (чаще самой себе, чем другим) лирическая героиня. Здесь мы знакомимся с героиней, с ее отношениями с другими, с морально-психологической ситуацией, в которой она находится. Мы получаем информацию о причинах и объектах ее переживаний, можем судить о глубине этих переживаний. Таким образом, задача этого плана, ряда представлений — максимально приблизить к нам «мир души», тот ряд представлений о «мире души», интимной жизни человека, который народное сознание как бы оберегает от постороннего глаза, сделать его понятным, близким нам и вызвать соответствующие эстетические ассоциации.
После такой «обработки» «мир души» отражается или выражается на первом плане живописного орнамента, о котором мы говорили выше. Орнамент «оживляет» выражаемые гаммы чувств, переживаний, настроений, освещает их глубину и красоту. Это действие можно сравнить с картиной в калейдоскопе, когда туда попадает луч света.
Первый план скорее изображает мир души, чем выражает его. Вернее, он выражает этот мир через изображение эстетической орнаменталистики. Определенная гамма чувств, настроений, отношений выражается, передается и отражается при помощи соответствующих орнаментов и символов.
Первые два ряда представлений мы находим в тексте песен, третий же ряд вынесен непосредственно в подтекст. Подтекст связан с лирической героиней, она повествует нам о содержании подтекста. Информация о представлениях, отраженных в подтексте через героиню песни, попадает во второй ряд текста. Здесь после соответствующего осмысления и обогащения представления о «мире души» отражаются в первом ряду. Здесь они подвергаются новому осмыслению, органически соединяются все три ряда представлений, образуя в народном сознании сложное, объемное эстетическое понятие любви.
Как видно из фольклорных материалов, основными формами проявления прекрасного в народном сознании вайнахов являются идеальное и красивое. Но ими не ограничиваются представления о прекрасном. Свойствами прекрасного наделены и другие эстетические категории. В первую очередь такие, как героическое и возвышенное. Остановимся на них подробнее.
Глава III
ГЕРОИЧЕСКОЕ
Историко-философские представления о героическом имеют свою длительную историю становления. Как известно, в литературе идеи о сущности героического накапливались, обагащались на протяжении веков, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Этот процесс сделал возможным их обобщение в понятиях и категориях.
Исследователь Г. Н. Алиева справедливо указывает, что «первая, социально осмысленная и зафиксированная в системе повествовательных текстов ступень в становлении понятия «героическое» связана с возникновением особого жанра, известного практически всем народам — «героического эпоса».
Ряд работ посвящен анализу категориального статуса понятия «героического» и обеснованию неправомерности его отождествления с категориями «прекрасного», «возвышенного», «трагического» (См. работы Е. В. Авласевич, Ю. Б. Борева, Н. И. Ки- ященко, И. С. Пономаревой, Т. Удодова и др.).
В других исследованиях анализируются содержание героики, его место и роль в истории мировой культуры и эстетики. Такой путь рассмотрения проблем позволил некоторым авторам перейти от абстрактных теоретических суждений к обобщению на их основе явлений и закономерностей героического в культуре и эстетике национального прошлого народов, выявлению соответствующих связей между художественными ценностями и бытием народа, реконструкции исторически значимых феноменов в культуре того или иного народа (см. работы М. А. Лившица, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Е. И. Мелетинского, В. Я. Проппа, М. И. Стеблин-Каменского, В. М. Жирмунского и др.).
Первые представления о мире героев и героическом возникли в общественном сознании народов еще в глубокой древности, в мифологический период его становления. Героическими мыслились деяния богов-демиургов, богоборцев, культурных героев у разных народов.
Первые величайшие достижения, совершенные народами, — открытие огня, железа, переход от охоты к земледелию и скотоводству и др. в сознании народов мыслились как результат действий, подвигов богов и героев.
У каждого народа формировались свои представления о героическом, свой «мир героев». Во многом эти представления разных народов были схожими, однотипными, так как схожими были я результаты, достижения, пути осмысления этих достижений.
В силу ряда причин наиболее известными в литературе, культуре и общественном сознании народов, человечества стали представления о героизме и «мире героев», отраженные в античной мифологии греков. Выдающиеся достижения греческой цивилизации отразились в античной мифологии как грандиозные, величественные деяния, подвиги богов и героев (Зевс, Геракл и многие другие).
Они, эти достижения, оказали, как известно, очень сильное влияние на последующее развитие европейской и всей мировой истории, на становление философской, эстетической мысли народов.
В дальнейшем представления о героизме и героях в народном сознании неоднократно переосмысливались. Этот процесс отражал борьбу прогрессивных сил с реакционными в обществе, революционную ломку устаревших производственных отношений, смену соответствующих общественно-экономических формаций в истории народов.
Каждый раз, когда возникала в общественной жизни необходимость борьбы нового со старым, когда старое еще господствовало во всем, а новое было еще слабым, пробивало только первые ростки, в недрах народного сознания формировались новые воззрения на героическое, в фольклоре и других видах наг родного искусства возникали соответствующие мотивы, сюжеты, темы, появлялись герои, совершающие все более значительные Леяния во имя этого нового, ведущие борьбу с героями, олицетворяющими противоположные им силы, силы старого. Борьба общественных сил осознавалась как борьба противоположных героев.
Эти народные представления о героизме и героическом были питательной почвой для развития тех или иных концепций героического в искусстве, литературе, в общественной и философской мысли. Значительную роль в переосмыслении античного героизма и применении этого наследия к задачам своего времени сыграли деятели эпохи европейского Возрождения. В противовес религиозной идеологии, оде человеку отводилась роль безропотного исполнителя божественной воли, формировалась концепция активной, инициативной личности, совершающей выдающиеся деяния во имя прогресса и по человеческому разумению.
Джордано Бруно в 1585 году издал трактат «О героическом энтузиазме», в котором создал образ страстного, мужественного энтузиаста, нравственного идеала, ведущего бескомпромиссную борьбу за торжество разума и справедливости. Значительное место вопросам античного героизма уделялось в теории итальянского философа XVIII века Д. Вико, разделявшего историю цивилизации на три стадии состояния и содержания героизма: «век богов» — мифологический период, «век героев» — период «аристократических республик» и «век людей» — современный Д. Вико период буржуазии.
Подлинно научное понимание и изучение героизма, героического стало возможным с появлением марксистско-ленинской методологии и философии.
О трагическом в народном сознании
В центре осмысления здесь, естественно, — смерть близкого человека. Осмысление смерти, как явления, неоднородно. В наиболее ранних воззрениях сохранились отголоски представлений о смерти как переходе человека в иной мир, мир мертвых, в котором мертвые живут, подобно живым. Отсюда вся скорбь близких выражалась именно по поводу перехода человека из мира живых в мир мертвых, а не по поводу того, что человек после смерти перестал быть, существовать. Такой мысли белхам не допускает, и безусловная вера в то, что после смерти человек продолжает существовать среди мертвых, нигде не подвергается ни малейшему сомнению.
Не случайно жена, оплакивающая своего мужа, обращается с просьбой к последнему:
«Рассказав о нашем тяжелом горе-беде
заставь их (т. е. мертвых) душой беспокоиться»