Могут ли малые грехи стать большими?




Всевышний Аллах повелел Своим рабам оставить любой грех, будь он малым или же большим, сказав: «Оставьте грехи явные и скрытые! Поистине, те, которые совершают грех, получат воздаяние за то, что они совершали» (аль-Ан’ам 6:120).
Муджахид об этом аяте сказал: «Т.е. все грехи и ослушания Аллаха!» См. «Тафсир ат-Табари» 8/127.
Но вместе с тем, нет сомнения в том, что если мусульман будет избегать совершения тяжких грехов, это станет искуплением его малых прегрешений, как сказал Всевышний Аллах: «Если вы будете избегать тяжких грехов из тех, что вам запрещены, то Мы простим вам ваши прегрешения и введем вас через врата благословенные» (ан-Нисаъ 4:31).
Всевышний Аллах также сказал: «Он воздаст творившим благое за то, что они делали. Тем, которые избегают тяжких грехов и недостойных поступков за исключением малых прегрешений» (ан-Наджм 53: 31-32).
Анас говорил: «Поистине, вам обещано прощение того, что не является тяжким грехом!» Ибн аль-Мунзир 1674.
А что касается того, каково определение понятия «большой грех», то вот слова саляфов об этом:
Ибн ‘Аббас говорил: «Большой грех – это любой грех, за который Аллах уготовил наказание в Аду, или гнев, или проклятие, или мучение». ат-Табари 6/652, аль-Байхакъи 290.
Ад-Даххак сказал: «Большой грех – это то, за совершение чего Аллах накажет Огнем, и каждое деяние, за которое уготовано наказание в мире этом (хадд), также большой грех!» ат-Табари 6/653, ас-Суюты 4/358.
Однако, несмотря на то, что Всевышний Аллах сделал для верующих послабление в малых прегрешениях, это не означает, что можно проявлять по отношению к малым грехам халатность. И есть такие ситуации, когда малый и незначительный грех, может стать большим. По этой причине пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники предостерегали часто и от малых грехов.
‘Аиша рассказывала, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «О ‘Аиша! Остерегайся совершать незначительные проступки, поистине, Аллах за них спросит!» Ибн Маджах 4243, ад-Дарими 2/303. Имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса.
От Сахля ибн Са’да и Ибн Мас’уда передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!»
А в версии Ибн Мас’уда сказано: «Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека». Ахмад 5/331. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Албани. См. «Фатхуль-Бари» 11/383, «Файдуль-Къадир» 3/165, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2686, 2687.
Имам аль-Мунави о словах: «Остерегайтесь малых грехов» сказал: «Т.е. остерегайтесь совершать малые грехи, поскольку малые грехи являются причиной, влекущей большие грехи!» См. «Файдуль-Къадир» 3/164.
Хафиз аль-‘Аляи об этом хадисе говорил: «Смысл хадиса в том, чтобы предостеречь от пренебрежения малыми грехами, чтобы человек спрашивал с себя за их совершение и чтобы он не был рассеянным в отношении них. Поистине, в пренебрежении ими есть гибель! Более того, человеком может овладеть беспечность, и он начнет радоваться и гордиться малыми грехами, и считать их совершение чем-то благим. И дело доходит до того, что грешники начинают хвалиться своими грехами и по причине сильной радости говорить: “Разве ты не видел, как я порвал честь такого-то?!”» См. Файдуль-Къадир» 3/165.

Случаи, когда малые грехи становятся большими
1. Упорное совершение малых грехов
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Горе упорствующим, которые упорствуют в том, что они делают, зная это!» Ахмад 2/165, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 380. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты и шейх аль-Албани.
Ибн ‘Аббас говорил: “Грех невелик, если просить за него прощение, но и не мал, если упорно его совершать”. ат-Табари 5/41, Ибн Аби Хатим 3/943. Иснад достоверный.
Имам Ибн Батталь сказал: «Если малых грехов становится много и в их совершении есть упорство, то они превращаются в большой грех!» См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 10/202.
Что же касается того, кого упорное совершение малых грехов привело к совершению тяжких грехов, после чего он к ним привык, то он погиб, если только не покается и не вернется вновь к повиновению Аллаха!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать все сердце покрывалом, о котором сказал Всевышний: “Но нет! Покрыло сердца их то, что они совершали”» (аль-Мутаффифин 83:14). ат-Тирмизи 3334, Ибн Маджах 4244. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн ‘Ади, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани.
Ибн Мас’уд говорил: «Правоверный смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадет на него. Нечестивец же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом”, – и он провел рукой, будто бы отгоняя муху. аль-Бухари 6308.
Однажды Хузайфу спросили: «Сыны Исраиля оставили свою религию в один день?» Он ответил: «Нет. Однако когда им было что-то велено, они это оставляли, а когда было что-то запрещено, они это совершали. И так было до тех пор, пока они не вышли из религии также, как человек снимает с себя свою одежду». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 1/279, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6817. Иснад достоверный.
Обратите внимание, до чего довели грехи сынов Исраиля, общину, которую когда-то возвеличил Аллах и отдал им предпочтение перед другими, о чем говорится в Коране: «О сыны Исраиля! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами» (аль-Бакъара 2:47).

2. Считать свой грех незначительным и пренебрегать им
Всевышний Аллах сказал: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом – это великий грех» (ан-Нур 24: 15).
Анас ибн Малик говорил: «Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы считали их смертными грехами». аль-Бухари 6492.
Абу Аййюб аль-Ансари сказал: «Поистине, человек может совершить какое-либо благодеяние, возлагая на него надежды, но в это же время забывая про незначительный грех, а представ пред Аллахом, они окружат его со всех сторон. И поистине, человек может совершить грех и пребывать в состоянии страха за него, а представ пред Аллахом, он окажется в безопасности». Асад ибн Муса в «аз-Зухд». См. «Фатхуль-Бари» 11/387.
Имам аль-Ауза’и говорил: «Было сказано: “Из числа тяжких грехов совершение человеком греха, а затем пренебрегать им!”» Ибн Аби ад-Дунья в «ат-Тауба» 72, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7153.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: «В зависимости от того, насколько ты считаешь грех малым, он увеличивается перед Аллахом, и в зависимости от того, на сколько ты считаешь грех великим, он уменьшается перед Аллахом!» Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 48/426.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: «Поистине, раб не перестанет совершать упорно грех, пока он не станет пренебрегать им и пока он не станет для его сердца малым! Это является признаком гибели человека. Ведь поистине, каждый раз, когда грех становится малым в глазах раба, он становится великим перед Аллахом!»
Он также сказал: «Грехи – это раны, а множество ран приводят к смерти».
Он также сказал: «Шайтан не перестанет упрощать для человека совершение прегрешений, пока он не станет относиться к ним пренебрежительно. И совершающий тяжкие грехи, но опасающийся за них, в лучшем положении, чем такой!» См. «ад-Дау ва-д-даваъ» 144, «Тафсир аль-Къаййим» 613.

3. Радость по причине совершения прегрешения
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни» (ан-Нур 24: 19).
Ибн ‘Аббас говорил: «О совершающий грехи! Не чувствуй себя в безопасности от плохого конца. Ведь то, что последует за грехом серьезнее того греха, который ты совершил. То, что ты не стесняешься тех (ангелов записывающие деяния), кто у тебя справа и слева, и продолжаешь грешить, это хуже, чем сам грех. Ты смеешься, тогда как не знаешь, что сделает с тобой Аллах, это больше чем сам грех. Твоя радость греху, который ты приобрел хуже, чем сам грех. И твоя печаль за грех, который ты упустил, хуже чем грех!» Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 1/324.
Радующийся своему греху хуже, чем тот, кто по своему невежеству упорствует в совершении малых и даже больших грехов, поскольку радующийся греху не далек от того, чтобы посчитать запретное дозволенным, что является большим неверием.
Ибн Хаджар аль-Хайтами говорил: «Если совершающему малый грех скажут: “Покайся перед Всевышним Аллахом!”, а он ответит: “Что я сделал такого, чтобы каяться?” то он впал в неверие». См. «аль-И’лям би къаваты’ аль-Ислям» 197.

4. Положить начало плохому, даже если это малый грех
От Джарира ибн ‘Абдуллаха сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов всех тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что ничуть не уменьшит бремени их собственных грехов!» Муслим 1017.
Ибн Мас’уд рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть греха за пролитую кровь, ибо начало убийствам положил он». аль-Бухари 3335, 6867, 7321, Муслим 1677.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «В этом хадисе указание на то, что положившему начало чему-либо (хорошему или же плохому), будет воздано в соответствии с этим». См. «Фатхуль-Бари» 12/204.

947 (صحيح)

اسْتَغْنُوا عَنِ النَّاسِ ولوْ بِشَوْصِ السِّواكِ

(البزار طب هب) عن ابن عباس.

947 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Воздерживайтесь от обращения к людям с (просьбами), хотя бы чисткой (зубов) сиваком!» Этот хадис передали аль-Баззар 4824, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 12257 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 3527 со слов Ибн ‘Аббаса.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 947, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1450.

_________________________________________________________________________

Имам аль-Мунави (да смилуется над ним Аллах) комментируя слова: «хотя бы чисткой зубов сиваком» сказал: «То есть обходитесь самым наименьшим, чем можно поддержать жизнь, даже если это будет достигаться чисткой зубов сиваком, или кусочками которые отделяются от сивака при чистке зубов. Обходитесь этим, и воздерживайте себя от обращения к людям, и стремления к ним, а также от взора на то, чем они владеют». См. «Файдуль-Къадир» 1/495.

948 (حسن)

اسْتَفْتِ نَفْسَكَ وإنْ أفْتاكَ المُفْتُونَ

(تخ) عن وابصة.

948 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Спроси себя, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)!» Этот хадис передали аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 432 со слов Вабисы.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 948, «Мишкат аль-масабих» 2774.

949 (صحيح)

اسْتَقْبِلْ صَلاتَكَ فلا صلاَةَ لِمَنْ صَلَّى خَلْفَ الصَّفِّ وَحْدَهُ

(ش ه حب) عن علي بن شيبان.

949 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Повтори свою молитву, ибо, нет молитвы у того, кто совершил ее позади ряда в одиночку». Этот хадис передали Ибн Абу Шейба 5938, Ахмад 4/23, Ибн Маджах 1003, Ибн Хиббан 2202, ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 2140, Ибн Са’д 5/551, Ибн Хузайма 1485,аль-Байхакъи и Ибн ‘Асакир 15/99/1 со слов ‘Али ибн Шайбана.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 949, «Ирвауль-гъалиль» 2/329.

__________________________________________________________________________

О совершении молитвы в одиночку позади ряда

Относительно этого вопроса среди ученых существует три известных мнения.
Первое мнение состоит в том, что молитва одного человека позади ряда, является действительной. И это мнение большинства ученых, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и. См. «Бидаятуль-муджтахид» 1/187.
Второе мнение состоит в том, что молитва одного позади ряда является недействительной, и это мнение имама Ахмада, одно из мнений Малика и многих факъихов и мухаддисов. См. «аль-Ифсах» 1/54.
Их доводом является хадис Вабисы ибн Ма’бада, который рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, который молился в одиночку позади ряда и повелел ему переделать молитву!» Ахмад 4/228, Абу Дауд 682, ат-Тирмизи 230. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и шейх аль-Албани.
Также от ‘Али ибн Шайбана сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет молитвы у того, кто совершил ее в одиночку позади ряда!» Ибн Маджах 1/320, Ибн Хиббан 2202. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Албани.
Третье мнение состоит в том, что если человек имел возможность встать в ряд, в котором было свободное место, но не сделал этого, тогда его молитва недействительна в соответствии с упомянутыми хадисами. Однако если все ряды были полными и опоздавший не нашел пустого места, чтобы встать в ряд, то тогда его молитва действительна, даже если он молился один позади ряда. Этого мнения придерживались Хасан аль-Басри, имам Ибн Къудама, и ему отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, его ученик шейх Ибн аль-Къаййим, а также ‘Абду-р-Рахман ас-Са’ди и другие ученые. См. «аль-Мугъни» 3/56, «Маджму’уль-фатава» 23/397, «Фатава ас-Са’дия» 169.
И это мнение является самым правильным из существующих, так как объединяет в себе все хадисы связанные с обсуждаемым вопросом.
И оно сильнее первого и второго мнения, так как хадис: «Нет молитвы у того, кто совершил ее в одиночку позади ряда!», опровергает первое мнение. А что касается второго мнения, что совершение молитвы позади ряда в одиночку нарушает молитву в любом случае, то это не совсем так. Если человек зашел в мечеть и видит что все ряды полные, что ему делать?! Вообще не молиться?!
Кто-то может сказать: «Следует вытащить с ряда одного молящегося и присоединиться к нему», и это кстати очень распространенное явление, которое является явной ошибкой по многим причинам.
Во-первых, данный поступок не имеет в шариате достоверной основы, а что касается хадиса, в котором говорится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал молившемуся в одиночку позади ряда: «Почему ты не встал рядом с ними или не вытянул одного из них?» (ат-Табарани 22/145), то он является недостоверным. В цепи данного хадиса передатчик по имени ас-Сури ибн Исма’иль, который являлся известным лжецом, выдумывавшим хадисы. См. «ат-Тальхыс» 2/38, «Ирвауль-гъалиль» 2/326.
Во-вторых, ученые единогласны, что любое обязательство молитвы и иного поклонения спадает по причине отсутствия способности его совершить. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Избегайте то, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете». Этот хадис передали аль-Бухари 7288 и Муслим 1337.
В-третьих, тот, кто вытаскивает молящегося с ряда совершает множество порицаемых и недозволенных вещей, как отвлечение молящегося, создание неудобства для мусульман занявших первые ряды, разрывание ряда и т.п. А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, того, кто соединил ряд (в молитве), соединит Аллах, а того, кто разорвет ряд, разорвет Аллах!» Абу Дауд 666, Ибн Хузайма 3/23. Хадис достоверный, как разъяснил это шейх аль-Албани.
Таким образом, самым лучшим мнением является мнение ученых третьей стороны. Если человек присоединился к молящимся в джама’ате и приложил все усилия чтобы встать в ряд, но не смог встать в ряд по причине заполненности и не смог присоединиться и встать рядом с имамом, после чего молился в одиночку позади ряда, то его молитва является действительной, и Аллах не возлагает на него то, что он не в состоянии был сделать. В подобной ситуации хадис: «Нет молитвы у того, кто совершил ее в одиночку позади ряда!» подобен хадису: «Нет молитвы у того, кто не прочитал аль-Фатиху». Но несмотря на это, если человек присоединиться к молитве во время поясного поклона имама, то его молитва действительна и чтение аль-Фатихи с него спадает.

950 (صحيح)

اسْتَقْرِئوا القُرْآنَ مِنْ أرْبَعَةٍ من عَبْدِ الله بنِ مَسْعُودٍ وسالِمٍ مَوْلَى أبي حُذَيْفَةَ وأبَيِّ بنِ كَعْبٍ ومعاذِ بن جَبَلٍ

(ق) عن ابن عمرو.

950 — Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Учитесь чтению Корана у четверых: у ‘Абдуллы ибн Мас’уда, у Салима, вольноотпущенника Абу Хузайфы, у Убаййа ибн Ка’ба и у Му’аза бин Джабаля». Этот хадис передали аль-Бухари 3760 и Муслим 2464.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 950.

951 (حسن)

اسْتَقِمْ ولْيَحْسُنْ خُلُقُكَ لِلنَّاسِ

(طب ك هب) عن ابن عمرو.

951 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Придерживайся прямого пути и в отношениях с людьми обязательно придерживайся хорошего нрава». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 20/39, аль-Хаким 1/54 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 8027 со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 951, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1228.

952 (صحيح)

اسْتَقِيمُوا وَلَنْ تُحْصُوا واعْلَمُوا أن خَيْرَ أعْمالِكُم الصَّلاةُ ولا يُحافِظ على الوُضُوءِ إِلاَّ مُؤمِنٌ

(حم ه ك هق) عن ثوبان (ه طب) عن ابن عمرو (طب) عن سلمة بن الأكوع.

952 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Неуклонно следуйте прямым путем, хоть это и не удастся вам полностью! И знайте, что наилучшим из ваших деяний является молитва, а постоянно пребывать в состоянии омовения станет не иначе, как полноценный верующий». Этот хадис передали Малик 66, Ахмад 5/276, Ибн Маджах 277, ад-Дарими 650, аль-Хаким 1/130, аль-Байхакъи 1/82, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1444 со слов Саубана; Ибн Маджах 278 и ат-Табарани со слов Ибн ‘Амра, ат-Табарани 6270 со слов Салямы ибн аль-Аква’.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 952, «Ирвауль-гъалиль» 412.

953 (صحيح)

اسْتَقِيمُوا وَنِعِمّا إِن اسْتَقَمْتُمْ وَخَيْرُ أعْمالِكُمُ الصَّلاة ولَنْ يُحافِظ على الوُضُوءِ إلاَّ مُؤمِنٌ

(ه) عن أبي أمامة (طب) عن عبادة بن الصامت.

953 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Придерживайтесь прямого пути, и как это будет прекрасно! И лучшее из ваших деяний — это молитва, а постоянно пребывать в состоянии омовения станет не иначе, как полноценный верующий». Этот хадис передали Ибн Маджах 279 со слов Абу Умамы; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» со слов ‘Убады ибн ас-Самита.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир»953, «ар-Рауд» 177.

954 (صحيح)

اسْتَكْثِرُوا مِنَ النِّعالِ فإِنَّ الرَّجُلَ لايَزَالُ رَاكِباً ما دَامَ مُنْتَعِلاً

(حم تخ م ن) عن جابر (طب) عن عمران بن حصين (طس) عن ابن عمرو.

954 — Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Во время одного из военных походов, который мы совершали, я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Берите с собой) как можно больше сандалий, ибо пока человек носит сандалии, он (подобен) всаднику[1]”». Этот хадис передали Ахмад 3/337, 360, аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 2092, Муслим 2096, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 9800, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 447, 5080, 8581 со слов Джабира; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 18/167 со слов ‘Имрана ибн Хусайна; ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 4750 со слов Ибн ‘Амра.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир»954, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 345, «Мухтасар Муслим» 138.

[1] Имеется в виду, что ноги человека, обутого в сандалии, не соприкасаются с землёй.

955 (صحيح)

اسْتَمْتِعُوا مِنْ هذا البَيْتِ فإنَّهُ قَدْ هُدِمَ مَرَّتَيْنِ ويُرْفَعُ في الثَّالِثَةِ

(طب ك) عن ابن عمر.

955 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Наслаждайтесь этим домом, ибо, поистине, он был разрушен два раза и возведен в третий (раз)». Этот хадис передали Ибн Хузайма 2308, Ибн Хибан 6753, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» и аль-Хаким 1/441, ад-Дайлями 1/1/49, Абу Ну’айм в «Ахбару Асбахан» 1/203 со слов Ибн ‘Умара.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 955, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1451.

_________________________________________________

«Наслаждайтесь этим домом» — имеется в виду Кааба, а под наслаждением им подразумевается частое совершение вокруг него обхода/таваф/, совершение хаджжа, ‘умры, и’тикафа, и постоянно смотреть на нее. См. «Файдуль-Къадир» 1/500 имама аль-Мунави.

956 (صحيح)

اسْتَنْثِرُوا مَرَّتَيْنِ بالِغَتَيْنِ أوْ ثلاثاً

(حم د ه ك) عن ابن عباس.

956 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Втягивайте воду в нос и высмаркивайтесь полноценно, (и делайте это) два или три раза”». Этот хадис передали Ахмад 1/228, аль-Бухари в «ат-Тарих» 4/1/201, Абу Дауд 141, ат-Таялиси 2724, Ибн Маджах 408, аль-Хаким 1/148, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 97, Ибн Абу Шейба 278, аль-Байхакъи 1/49.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 956, «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/240-241.

957 (صحيح)

أسْتَوْدِعُ الله دينَكَ وأمانَتَكَ وَخَواتِيمَ عَمَلِكَ

(د ت) عن ابن عمر.

957 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Астауди’у-Ллаха динака, ва аманатака, ва хаватима ‘амалика/Вверяю Аллаху твою религию, то, что отдано тебе на хранение, и исход твоего дела/». Этот хадис передали Ахмад 2/25, 38, 136, Абу Дауд 2600, ат-Тирмизи 3443, аль-Хаким 2/97, Ибн ‘Асакир 14/290/2, 15/469/1 со слов Ибн ‘Умара.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 957, «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 3/419, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 14, «аль-Калим ат-таййиб» 169.

________________________________________________

Передают со слов Салима о том, что, когда кто-либо собирался отправиться в путь, Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда говорил ему: «Подойди ко мне, и я попрощаюсь с тобой, как прощался с нами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», после чего произносил слова: «Вверяю Аллаху твою религию, …».

958 (صحيح)

أسْتَوْدِعُكَ الله الَّذِي لا تَضِيعُ وَدَائِعُهُ

(ه) عن أبي هريرة.

958 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Астауди’ука-Ллаха аллези ля тады’у вадаи’уху/Вверяю тебя Аллаху, у которого не пропадает отданное Ему на хранение/». Этот хадис передал Ибн Маджах 2825 со слов Абу Хурайры.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 958, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 16.

__________________________________________

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «(Однажды) прощаясь со мной, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Астауди’ука-Ллаха аллези ….”».

959 (صحيح)

اسْتَوْصُوا بالأَنْصارِ خَيْراً

(حم) عن أنس.

959 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Обходитесь с ансарами хорошо». Этот хадис передал Ахмад 3/240 со слов Анаса.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 959, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 916.

___________________________________________

Из книги о достоинствах ансаров («Сахих аль-Бухари»)

ГЛАВА 1. Достоинства ансаров.

Аллах Всевышний сказал: «А те, кто имел дома (в Медине) до них и принял (новую) веру, любят переселившихся к ним, и не испытывают никакой зависти из-за того, что им было даровано…» (“Собрание”, 9).

3777 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «День (битвы при) Бу‘асе[1] Аллах (обратил во благо) Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, ибо, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл (в Медину, населяющие её племена) уже не были едины, а их вожди были либо убиты, либо ранены. Таким образом, Аллах (обратил этот день во благо) Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, (в том смысле, что всё это способствовало) тому, что они[2] приняли ислам».

ГЛАВА 2. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы не хиджра, я непременно был бы одним из ансаров».

3779 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы не хиджра, я непременно был бы одним из ансаров».

ГЛАВА 3. Любовь к ансарам − от веры.

3783 — Передают со слов аль-Бара, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Только верующий любит ансаров, и только лицемер ненавидит их, и (поэтому) Аллах полюбит того, кто любит их, а того, кто их ненавидит, Аллах возненавидит».

ГЛАВА 4. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего ансарам: «Для меня вы − самые любимые люди».

3785 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидевший женщин и детей (из числа ансаров), которые возвращались со свадьбы, встал во весь рост и трижды сказал: “О Аллах, вы − из числа самых любимых для меня людей!”»

3786 — В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас), да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) одна женщина из числа ансаров пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своим сыном, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поговорил с ней, а потом дважды сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, для меня вы − самые любимые люди!”»

ГЛАВА 5. Последователи ансаров.[3]

3787 — Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) ансары сказали: “О посланник Аллаха, у каждого пророка (были) последователи, а мы последовали за тобой, так обратись же к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к нам и наших последователей!” − и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обратился к Аллаху с мольбой об этом».

ГЛАВА 6. Достоинство домов[4] ансаров.

3791 — Сообщается, что Абу Хумайд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, к числу лучших домов ансаров относятся дом бану ан-наджжар, потом бану ‘абд аль-ашхаль, потом дом бану аль-харис, а потом бану Са’ида, но благо есть во всех домах ансаров”. А потом мы подошли к Са’ду бин ‘Убаде, и Абу Усайд сказал (ему): “Разве ты не знаешь, что, сравнив между собой дома ансаров, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвёл нам последнее место?” После этого Са’д встретился с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, при сравнении между собой домов ансаров нам было отведено последнее место!” − (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Разве недостаточно вам быть в числе лучших?!”»

ГЛАВА 7. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего ансарам: «…терпите же, пока не встретитесь со мной у водоёма[5]».

3792 — Сообщается, что Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) один из ансаров сказал (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня правителем[6], как назначил такого-то?” (В ответ ему) он сказал: “Поистине, после меня станут отдавать предпочтение (другим),[7] терпите же, пока не встретитесь со мной у водоёма”».

В другой версии (этого хадиса, также) передаваемой со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «…а вам назначена встреча у водоёма».

ГЛАВА 8. Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду» (“Собрание”, 9).

3798 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек,[8] и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) послал (кого-то) к своим жёнам,[9] но (все) они сказали: «У нас нет ничего, кроме воды!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто примет этого (человека у себя)?»[10] Один из ансаров откликнулся: «Я», (после чего) отвёл его к своей жене и сказал: «Окажи уважение гостю посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ». Она сказала: «У нас нет (ничего), кроме еды для моих детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом[11] поднялась (со своего места), будто бы (желая) поправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, (а после того, как гость поел,) легли спать голодными. Наутро (хозяин дома) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Этой ночью Аллах улыбнулся (или: подивился[12]) тому, что вы сделали!» А потом Аллах ниспослал (айат, в котором сказано): «…и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости».[13]

ГЛАВА 9. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Принимайте (благие дела) от совершающих благое из них и прощайте тех из них, кто совершит дурное[14]».

3799 — Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) Абу Бакр и аль-‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, проходившие мимо одного из мест собраний ансаров, да будет доволен ими Аллах, (увидели, что) те плачут, и (кто-то из них) спросил: “Что заставляет вас плакать?” Они ответили: “Мы вспомнили о том, как с нами встречался пророк, да благословит его Аллах и приветствует ”.[15] После этого (Аль-‘Аббас, да будет доволен им Аллах,) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, голова которого была повязана куском ткани, использовавшейся в качестве каймы для плаща, вышел (из своей комнаты) и поднялся на минбар, чего после этого дня больше уже никогда не делал. Он воздал хвалу Аллаху и восславил Его, а потом сказал: “Я наказываю вам (заботиться) об ансарах, ибо, поистине, они являются наиболее близкими ко мне людьми и хранителями моих тайн. Они выполнили свой долг, но ещё не получили того, что по праву причитается им[16], и (поэтому) принимайте (благие дела) от совершающих благое из них и прощайте тех из них, кто совершит дурное”».

380 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на плечи которого был накинут плащ, а голова была повязана повязкой цвета жира, вышел (из своей комнаты), сел на минбаре, воздал хвалу Аллаху и восславил его, а потом сказал: “А затем, о люди! (Количество) людей[17] будет увеличиваться, а (количество) ансаров будет уменьшаться, пока не уподобятся они соли в еде, так пусть же тот из вас, кто будет правителем и (получит возможность) причинять любому человеку вред или приносить пользу, принимает (благие дела) от тех из них, кто станет совершать благое, и прощает тех из них, кто совершит дурное”». См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари», пер. А. Нирша.

[1] См. примечание к хадису № 498.

[2] То есть ансары.

[3] Здесь имеются в виду союзники и вольноотпущенники ансаров.

[4] В данном случае под “домом” /дар/ подразумевается род или же семейство.

[5] Имеется в виду водоём пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в который впадает райская река Каусар и водой из которого верующие будут утолять жажду в День воскресения.

[6] Этот человек хотел стать либо правителем какой-нибудь области, либо сборщиком садаки.

[7] Здесь имеется в виду несправедливый раздел военной добычи и об



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: