Словарь по учебной дисциплине «Общая психология»




Агглюти­нация – создание но­вых образов на ос­нове объединения отдельных пред­ставлений в единое целое.

Амбивалентность – двойственность отношения к чему-либо, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Анамнез – совокупность сведений, получаемых при обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Апперцепция – это одно из основных психических свойств человека, обеспечивающее зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств и т. д.).

Астения (бессилие), астеническое состояние, астенический синдром, астеническая реакция, нервно-психическая слабость, синдром хронической усталости – болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов.

Аффект (душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

Беседа – психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем–либо определенном.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Восприятие – отражение целостных комплексов свойств или признаков предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Гетерохронность – разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Гомеостаз – саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.

Деперсонализация – расстройство самовосприятия. При деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими, это часто сопровождается явлениями дереализации.

Дереализация – нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным.

Естественный эксперимент – вид эксперимента, который проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент.

Закономерности – это относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития.

Идентификация – уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации.

Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Конформность – изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

Кризис личности – это совокупность факторов, как внутрипсихических, так и внешних, социальных, которые способствуют выработке у индивида новых форм поведения, новых типов реагирования, новых паттернов мышления.

Кумулятивность – включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, при этом определенным образом трансформируясь.

Лабораторный эксперимент – вид эксперимента, который протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент.

Маниакальный синдром («страсть», «безумие», «влечение») или мания – состояние, характеризующееся тремя признаками, которые также называются маниакальной триадой: повышенным настроением, психическим возбуждением, которое выражается ускорением речи и мышления и двигательным возбуждением.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Наблюдение – организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях

Направленность – иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок.

Настроение – сравнительно продолжительные, устойчивые эмоциональные состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве общего фона психической жизни индивида и обеспечивающие преобладание в ней эмоций определенной модальности (радостное, унылое, насмешливое настроение).

Невроз – это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями с тенденцией к активной переработке и компенсации

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения до конца жизни.

Ощущение – отражение отдельных признаков или свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Память – отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Паттерн (модель, образец для подражания, шаблон) – устойчивое, контекстно-обусловленное повторение человеком собственного поведения или мышления для достижения определенных результатов (любой шаблон, повтор чего-либо).

Персеверация (упорство) – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого-либо действия, мысли или переживания.

Персонификация (олицетворение) – представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц, в том числе человека, или признание за ними человеческих свойств; приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы.

Познавательные процессы – психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды.

Предметность – свойство восприятия объединять разрозненные ощущения в целостный образ с его границами, размерами, окраской, например: из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, шум мотора.

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Проективный метод – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психические процессы – акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психические свойства неповторимость человека, основа его личности, характеризуются наибольшей устойчивостью и постоянством.

П сихические состояния – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психическое отражение – особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора.

Психоз – болезненное расстройство психики, проявляющееся целиком или преимущественно не адекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, обычно с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (галлюцинации, бред, психомоторные, аффективные расстройства).

Психология – (от древнегреческого «psyche» – «душа»; «logos» – «учение») – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Раппо́рт (возвращать, приносить обратно) – подразумевает установление специфического контакта, включающего определенную меру доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей, а также само состояние такого контакта.

Рефлек­сия – это процесс самопознания, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Речь – процесс общения людей посредством языка.

Синдром профессионального выгорания состояние психического утомления и разочарования, сопровождающееся эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Способности – психофизиологические регуляционные возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности.

Стресс –совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов –стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.

Структурность – свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.

Темперамент – индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реализации психических процессов (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики)

Филогенез – процесс исторического развития живой природы и отдельных групп составляющих ее организмов

Филогенез (в психологии) – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом

Фрустрация – негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям (переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев).

Характер – обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде.

Чувства – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром.

Эксперимент активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких–либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.

Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: