у детей дошкольного возраста




Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах

у детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте формируются доста­точно определенные знания о форме предметов и геометри­ческих фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами обследования этих фигур с помощью тактильно-двигатель­ного и зрительного анализаторов. Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элемен­тами строительного материала: кубиками, кирпичиками, пластинами, призмами, брусками.

Разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это? Какого цвета шары? Какой из них меньше?»

По заданию воспитателя один ребенок берет в руки ма­ленький шар, а другой – большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом на­правление движения меняется. В процессе таких игр уточня­ются особенности шара – он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и раз­меров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

Аналогично уточняются и обобщаются знания о кубе. Малыши берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и грани, он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.

Самые важные моменты при ознакомлении с формой – зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие сенсорные способности детей. Обследование детьми формы предмета включает такие действия: показ (демонстрация) геометри­ческой фигуры, обследование с помощью конкретных прак­тических (обводятся по контуру) действий; сравнение фи­гур, разных по цвету и размеру; сравнение геометрических фигур с предметами, схожими по форме; закрепление осо­бенностей геометрической фигуры во время рисования, леп­ки, аппликации.

В организации работы по ознакомлению с формой предмета значительное место занимает показ (демонстра­ция) самой фигуры, а также способов ее обследования. Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать его в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру. Чтобы ребята лучше выделяли особенности геометрических фигур, модели следует сравнивать попарно: шар и куб, круг и квадрат, куб и квадрат. Фигуры обязатель­но нужно брать разные по размеру и цвету, чтобы их легче было воспринимать на ощупь, находить по образцу, а в зак­лючение – правильно называть их отличительные признаки.

Для развития у дошкольников навыков обследования фор­мы предмета и накапливания соответствующих представле­ний организуются разные дидактические игры и упражне­ния. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Вол­шебный мешочек», «Домино фигур» и др.

В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей вы­бирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе раз­мещаются знакомые им геометрические фигуры, и в мешо­чек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети на­зывают их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке аналогичную той, которая стоит на столе, и по­казывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, вос­питатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру). Можно и левой рукой помогать. При повторном проведении игры уве­личивается количество геометрических фигур.

В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в со­ставлении формы предметов по геометрическим образцам. Такие задания трудны, но в целом доступны им. Они развивают у детей способность анализировать окружающую обста­новку, абстрагироваться при обозначении формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене пе­ред ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).

Такие геометрические фигуры, как круг и квадрат, ис­пользуются на занятиях по математике как раздаточный ма­териал.

Дети этого возраста при проведении соответствующей це­ленаправленной работы с ними могут анализировать слож­ные формы. Так, они создают орнамент из цветных геомет­рических фигур. При этом анализируют рисунок, выделяют в нем отдельные геометрические фигуры, обследуют их по контуру, называют, а потом отображают этот рисунок.

В свободное от занятий время ребята данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, моза­икой, строительным материалом.

В средней группе продолжается формирование знаний о форме предметов, ознакомление с геометрически­ми фигурами. Дети учатся различать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр; обследуя их форму, выделять характерные признаки; находить вокруг себя пред­меты, подобные по форме знакомым геометрическим фигу­рам (шару, кубу, цилиндру, кругу, квадрату, треугольни­ку, прямоугольнику). В процессе обучения осознается, что форма не зависит от размера, цвета и других особенностей.

Знания эти, как правило, получают на занятиях по мате­матике в соединении с другими задачами: обучение счету, упражнениями в сравнении предметов по размеру и др. Боль­шое значение имеет установление связи данной работы с обучением разным видам изобразительной деятельности (леп­ка, рисование, аппликация, конструирование). Именно вслед­ствие интеграции (объединения) задач все более четко вос­принимается форма предмета.

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или одну с другой: треугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром. Сна­чала эти фигуры сравнивают попарно, а потом по три и более. Например: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Ознакомление с формой предметов начинается с того, что дети воспринимают геометрическую фигуру на основе зрительного и двигательного анализатора, выделяют ее ха­рактерные особенности и запоминают ее название. Одновре­менно они учатся подбирать к геометрическим образцам пред­меты и их изображения.

Закрепляя знания о треугольнике, воспитатель предлага­ет несколько разных треугольников и спрашивает? «Дети, какие вы видите фигуры? Сколько их? Чем они отличаются одна от другой? Возьмите треугольник, который лежит у вас на столе, в левую руку, а указательным пальцем правой руки обведите его по контуру, Глазами проследите, как дви­гается ваш пальчик. Посчитайте, сколько сторон у треуголь­ника. А сколько углов у треугольника?»

В пять лет дошкольники хорошо усваивают особенности геометрических фигур, определяют фигуры на ощупь и по контуру. От непосредственного сравнения предметов с гео­метрическими образцами они переходят к словесным описа­ниям их формы и обобщениям.

Сравнивают фигуры в определенном порядке: «Как на­зываются эти фигуры? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?» Такая после­довательность учит логике обследования, умению выделять основные, существенные признаки и свойства.

Для детей средней группы большое значение имеют такие приемы, как практические действия с моделями (катают, ставят и т.д.), накладывание и прикладывание, обследова­ние по контуру, группировка и упорядочивание, дидакти­ческие игры и упражнения на усвоение особенностей гео­метрических фигур, на сопоставление формы предмета с гео­метрическим образцом и анализ сложной формы.

Так, в сюжетно-дидактической игре «Магазин» основ­ным заданием является формирование у детей умения нахо­дить предметы определенной формы с использованием гео­метрических фигур-образцов.

В отличие от программных задач младшей группы дети пятого года жизни используют развернутое словесное опи­сание своих действий: «Я хочу купить треугольное печенье, поэтому беру треугольный чек».

Материалами для занятия могут быть сумки, в которые дети складывают «покупки» - булочки, конфеты (круглая, прямоугольная, овальная, треугольная по форме); халаты для работников магазина; касса; весы; чеки и др.

Основное правило в игре: товар получает лишь тот, кто правильно выбрал чек и правильно описал форму своего товара. Например: «Я подобрал чек, на котором нарисован круг, потому что у меня конфеты круглой формы», – говорит ребенок.

На пятом году жизни дети должны уметь описывать слож­ную форму предметов, состоящих из двух-пяти частей. Пе­дагогическая практика свидетельствует о том, что подобные задания доступны им, так как в предыдущие годы была создана определенная база знаний и умений.

Дети старшей группы знакомятся с тем, что геометричес­кие фигуры можно условно разделить ка две группы: плос­кие (круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехуголь­ник) и объемные (шар, куб, цилиндр), учатся обследовать их форму, выделять характерные особенности этих фигур, находить сходство и отличие, определять форму предметов, сравнивая их с геометрическими фигурами как эталонами.

Методика формирования геометрических знаний в груп­пе детей шестого года жизни принципиально не изменяется. Однако обследование становится более детальным и подроб­ным. Наряду с практическим и непосредственным сравне­нием известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием широко используется как методический при­ем измерение условной мерой. Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строит­ся на сравнении и сопоставлении их моделей.

Для выявления признаков сходства и отличий фигур их модели сначала сравнивают попарно (квадрат и прямоуголь­ник, круг и овал), потом сопоставляют сразу три-четыре фигуры каждого вида, например четырехугольники.

Так, знакомя с прямоугольником, детям показывают несколько прямоугольников, разных по размерам, изготов­ленных из разных материалов (бумаги, картона, пластмассы). «Дети, посмотрите на эти фигуры. Это прямоугольники». Обращается внимание на то, что форма не зависит от разме­ров. Предлагается взять в левую руку фигуру, а указатель­ным пальцем правой руки обвести по контуру. Дети выявля­ют особенности этой фигуры: попарно равны стороны, углы тоже равные. Проверяют это сгибанием, накладыванием од­ного на другой. Считают количество сторон и углов. Потом сопоставляют прямоугольник с квадратом, находят сходства и отличия в этих фигурах.

У квадрата к прямоугольника по четыре угла и четыре стороны, все углы равны между собой. Однако прямоуголь­ник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противополож­ные, т.е. попарно.

Особое внимание в этой группе следует уделять изобра­жению геометрических фигур – выкладыванию из счетных палочек, из полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным (около стола воспитателя), так и разда­точным материалом.

На одном из занятий воспитатель выкладывает на доске из полосок прямоугольник. «Как называется эта фи­гура? Сколько сторон у прямоугольника? Сколько углов?» Дети показывают стороны, углы прямоугольника. Потом вос­питатель спрашивает: «Какие фигуры можно получить из прямоугольника (создать меньшие прямоугольники, квад­раты, треугольники)?» При этом используются дополнитель­ные полоски бумаги. Дети считают стороны на полученных фигурах.

На основе выявления существенных признаков геометри­ческих фигур подводят к обобщенному понятию четыреху­гольник. Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник, дети устанавливают, что у всех этих фигур по четыре сторо­ны и по четыре угла, что количество сторон и углов являет­ся общим признаком, который положен в основу определе­ния понятия четырехугольник.

Далее дети сравнивают разные по форме четырехуголь­ники. В равенстве сторон и углов дети убеждаются при на­кладывании одного на другой.

В старшем дошкольном возрасте формируется способность переносить добытые знания в не знакомую ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Знания о геометрических фигурах широко используются, уточняются, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию.

Такие занятия позволяют детям приобретать умения в де­лении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов гео­метрических фигур разных размеров.

Например, во время одного из занятий детям раздают конверты с набором моделей геометрических фигур. Воспи­татель показывает аппликацию «робота», составленного из квадратов и прямоугольников разных размеров и пропорций. Сначала все последовательно рассматривают образец. Уста­навливают, из каких частей (фигур) выполнена каждая де­таль. Потом по образцу выполняется работа. Педагог может показать еще две-три картинки и предлагает выбрать одну из них, внимательно ее рассмотрев, сложить такую же.

У детей этого возраста важно сформировать пра­вильные навыки показа эле­ментов геометрических фи­гур. При пересчитывании уг­лов дети указывают только на вершину угла. Им не объясняют, что такое вер­шина угла, а просто пока­зывают ее как точку пересечения двух сторон. Стороны показывают, проводя паль­цем вдоль всего отрезка, от
одной вершины угла до дру­гой. Угол как часть плоскости дети показывают одновременно двумя пальцами – большим и указательным.

В объемных фигурах (таких, как цилиндр, куб) они выде­ляют и называют боковые стороны и основания. При этом можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью. Дети шестого года жизни часто самостоятельно организу­ют дидактические игры, которые позволяют им закрепить и уточнить знания о геометрических фигурах. Так, они орга­низуют игры «Гаражи», «Кто найдет?», «Поручения», «В ка­кую коробку?» и др.

У детей седьмого года жизни предусматривается углубле­ние представлений и понятий о геометрических фигурах как эталонах формы предметов.

Они выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, переконструируют их. В про­цессе такого обучения обогащается «математическая» речьдетей. Основной дидактический прием формирования у дошкольников представлений и понятий о форме – обследова­ние. Воспитатель учит их полнее и более развернуто обсле­довать характерные особенности формы. На эту работу, как правило, отводится часть занятия по математике, а также по конструированию, изобразительной деятельности. Во время занятий широко используются накладывание, прикладыва­ние, черчение по контуру, заштриховка, измерение. Дети вырезают плоские геометрические фигуры, объемные – ле­пят из пластилина, глины. Эта работа тесно связана с обуче­нием элементам письма: обведение клеток, рисование кру­жочков, овалов, проведение прямых и наклонных линий. Дети знакомятся с тетрадями в клетку, рассматривают, как раз­линованы страницы. Воспитатель предлагает найти и обвести клетки в разных частях страницы: вверху, внизу, слева, спра­ва, посередине; начертить семь квадратов размером в одну клетку, с пропусками между ними в две (три) клетки. При этом он показывает разные способы выполнения задания: обозначение начального контура точками, проведение ли­ний слева направо и сверху вниз.

В подготовительной группе детей учат различать много­угольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (сто­роны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по разме­ру и форме. Эта работа направлена прежде всего на совер­шенствование качества знаний: полноты, осознанности. Гео­метрический материал широко используется во время заня­тий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т.д.

Особый интерес вызывают игры и упражнения на создание предметов сложной формы из знакомых геометрических фигур – объемных и плоскостных. Например, игра «Фигуры из цветной мозаики».

Дидактическая задача. Формировать умения делить сложную форму предмета на ряд однородных элементов заданной формы, расположенных в разных пространственных отношениях.

Игра предусматривает четыре варианта возрастающей сложности, причем дети подводятся к более высокому уровню зрительного анализа составной формы.

1. Выложить изображение по полному образцу.

2. Выложить изображение по полному образцу с предварительным отбором необходимого количества однородных фигур. Выложить изображение по контурному образцу без пред­варительного отбора фигур.

3. Выложить изображение по контурному образцу с пред­варительным отбором необходимого количества фигур. Вари­анты усложнения игры следует давать постепенно.

Материал. Коробка с несколькими отделениями. В первом отделении лежат треугольники, во втором – тра­пеции, в третьем – прямоугольники. Даны два вида изобра­жения предметов: контурное и полное, где показано коли­чество и размещение частей. Расчлененный образец выпол­нен на одной стороне листа, нерасчлененный – на другой.

Если возникают трудности во время выполнения тре­тьего и четвертого вариантов, необходимо использовать накладывание элементов на нерасчлененный образец, по­том внимательно рассмотреть изображение, которое по­лучилось, смешать фигуры и снова начать выкладывать изображение. При выполнении второго и четвертого ва­риантов, после того как дети отберут необходимое количе­ство фигур, коробку закрывают. Выигрывает ребенок, ко­торый набрал необходимое количество фигур. Если фигур не хватило или остались лишние, задание считается невы­полненным. Каждый вариант повторяется два-три раза.

Ценность таких игр-упражнений в том, что у детей фор­мируется внутренний план действий, план представлений. Ребенок может предусматривать будущие изменения ситуа­ции, наглядно представлять разные преобразования и смену объектов. При этом, как отмечают психологи, у стар­ших дошкольников познавательная активность сопровожда­ется часто проговариванием вслух. Важно, чтобы воспитатель правильно направлял эту активность на выделение суще­ственных признаков и отношений в данной деятельности.

Будущие школьники с удовольствием решают задачи на сообразительность: разные головоломки, задачи на построе­ние, трансформацию. Предлагаемые детям задачи должны ак­тивизировать их, чтобы они не утрачивали интерес к реше­нию. Большое значение имеют упражнения на группировку геометрических фигур типа: «Найди, какая фигура в ряду лиш­няя», «Определи, какая ошибка допущена при отборе фигур», «Какой фигуры недостает» и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: