Период отделения детей, приобретающих взрослый статус(семья со взрослыми детьми).




На этой стадии жизненного цикла семьи существует значительное разнообразие форм отношений родителей со взрослыми детьми. Дети могут проивать вместе с родителями, не имея собственной семьи, что особенно характерно для российского общества в отличие от западного, где завершение

школьного образования является достаточным поводом для фактического отделения молодого взрослого от семьи, отделения как минимум территориального, а в значительном ряде случаев — и финансово-экономического. Взрослые дети могут проживать отдельно от родителей — если уезжают на учебу вдругой город или снимают жилье, стремясь к долгожданной самостоятельно-

сти и автономии и утверждая свой взрослый статус. Они могут состоять в браке или оставаться холостыми, незамужними. Отличительной особенностьюданной стадии жизненного цикла семьи являются прекращение выполнениясупругами функции воспитания детей и сохранение ими профессиональнойи социальной активности.

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.

Задачи:

• _______реконструкция семейной системы как диады;

• формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу ≪взрослый—взрослый≫;

•включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужадочери, внуков);

• освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;

• повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособностии возможной смерти родителей.

Данная стадия жизненного цикла семьи характеризуется завершениемвыполнения воспитательной функции, отделением взрослых детей и необходимостью новой перестройки семейной системы

19. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста истарости). Специфику последней, шестой стадии жизненного цикла семьи определяет вхождение супругов (либо одного из них, если разница в возрасте достаточно велика) в завершающий период онтогенетического развития — пе-

риод старения и старости. Особенность супружеской жизни пожилых пар состоит визменении сексуальных отношений с учетом климактерических нарушенийу женщины и мужчины.

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.

Задачи:

сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности иформ взаимодействия и функционирования в супружеских парах вопрекифизиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;

•изучение новых возможностей выполнения социальных и семейныхролей (бабушки и дедушки);

•поддержка центральной роли среднего поколения;

•приобретение мудрости и опыта'старости в разумном функционировании;

• переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;

•построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;

•≪пересмотр≫ итогов жизни, принятие неизбежности собственнойсмерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.

В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностьюпроцессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей ≪кормильца≫ и ≪хозяйки(хозяина) дома≫

между супругами. Женщины гораздо успешнее и быстрееадаптируются к положению пенсионера

20. Ненормативный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные.

С различного рода кризисами в той или иной степени сталкивается каждая семья. И некоторые из них являются общими для всех. Приведу пример: у каждого из нас с детства формируются представления о том, что такое семья, какие ценности более важны, а какие менее; мы бессознательно впитываем в себя различные стереотипы поведения, существующие в нашей родительской семье. Первый, так называемый, нормативный кризис, т.е. существующий в норме в развитии семьи — это кризис на стадии создания молодой семьи, так называемой «диады». Состоит он в том, что происходит столкновение этих самых ценностей и стереотипов семейного функционирования. И наилучший вариант выхода из него — это разумное сочетание ценностей каждого из супругов, что, к сожалению, удается не всем.

Нормативный семейный кризис – это эмоциональное напряжение в семье, связанное с определенными событиями и периодами в ее развитии. Понятие «нормативный» подразумевает, что в норме каждая семья должна с этим кризисом столкнуться и преодолеть его. Преодолела – будет существовать. Не преодолела – семья распадается, или отношения значительно ухудшаются и становятся формальными

23-24Э. Тийт [1980] выделяет три группы факторов риска развода. Первая —личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенностисупругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья, социально-демографическиехарактеристики и др.). Традиционно фактором риска считается воспитание

будущего супруга в неполной либо дисгармоничной семье. Причем особоезначение приобретают эмоциональные нарушения супружеских и детско-родительских отношений — холодность, отвержение, дистантность, враждебность. Вторая группа факторов риска определяется историей создания семьи —условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией

брака, первичной совместимостью супружеской пары. Стабильность бракаснижается, если период знакомства оказывается слишком коротким (менееполугода) и недостаточным для познания друг друга и установления равноправных отношений, в которых партнеры учатся взаимопониманию и сотрудничеству в решении возникающих проблем. Третья группа факторов риска отражает неблагоприятные условия функционирования семьи. Это неблагоприятные жилищные и материально-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения

членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиантное поведение супругов (алкоголизм, наркомания), высокая конфликтность, сексуальная дисгармония.

• Утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопо-

нимания.•Неверность супругов, супружеская измена, сексуальные отношения

вне брака, ревность.•Притязания одного из супругов на единоличное главенство, наруше-

ние норм демократического общения в семье

В собственно разводе можно выделить три фазы: 1) обдумывание и принятие решения о разводе; 2) планирование ликвидации семейнойсистемы; 3) сепарация. Говоря о разводе, следует отдавать себе отчет, чтпри ликвидации столь сложного организма, коим является семейная система, необходимо выделять такие виды развода, как развод эмоциональный,юридический, экономический и социальный. Каждый из них предполагает

прекращение той или иной функции семьи.

 

28. Семья, образующаяся в повторном браке, характеризуется более сложнойкартиной развития, чем семья первого брака. В случае повторного бракапересекаются две линии развития семьи. Первая — последовательностьстадий жизненного цикла семьи, обусловленных реализацией воспитательной функции и возрастом членов семьи. Вторая — специфические для по-

вторного брака этапы развития: сепарации/развода; неполной семьи; ухаживания и повторного брака

С. Кратохвил [1991] выделяет следующие типы повторных браков:

1) брак, где один из супругов ранее состоял в браке, а второй не состоял обычно это брак разведенного мужчины со свободной и значительно болеемолодой женщиной; 2) брак разведенных супругов, прежде состоявших браке; как правило, это брак разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми; 3) брак, в котором участвуют вдовцы или вдовы.

29. Функциональный подход рассматривает психологическую совмести-

мость супругов как меру согласованности их ролевых моделей поведения,

обеспечивающую высокую эффективность функционирования семьи,

удовлетворения потребностей ее и всех ее членов.

Адаптивный подход интерпретирует совместимость супругов как пози-

тивные межличностные их отношения, хорошее взаимопонимание и эффективное общение. Совместимость означает толерантность, высокую степеньтерпимости к особенностям поведения и личности друг друга, готовностьпринимать супруга таким, какой он есть. Супружеская совместимость характеризуется степенью супружеской адаптации и взаимного приспособления

Показателями степени супружеской совместимости могут выступать:

1) согласованность семейных ценностей; 2) согласованность ролевых ожи-

даний в отношении целей и ролевых моделей поведения супругов; 3) сов-

падение взаимных оценок супругов выполнения каждым из них своих се-

мейных ролей; 4) принятие личностных и поведенческих особенностей

партнера, готовность учитывать их в сотрудничестве

30. Многие психологи считают, что супружеская совместимость — важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность: «Если для сработанности симпатия — второстепенный элемент оценки взаимодействия, то для совместимости симпатия (как удовлетворенность отношениями) — главный элемент» (Обозов Н. Н., 2000).

. Н. Обозова (1983) выделила четыре аспекта супружеской совместимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обоснована различием свойственных им критериев, закономерностей и проявлений:
1) духовная совместимость — характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д. (

персональная совместимость — характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы:

семейно-бытовая совместимость — функциональные особенности брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий — эффективность воспитания детей;
4) физиологическая совместимость.
Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости» (

Структурный подход ориентирован на поиск оптимальных сочетаний характеристик членов группы. Это оптимальное сочетание обозначается как гармония, соответствие характеристик партнеров. Структурный подход базируется на мысли, что совместимые партнеры образуют некую устойчивую, адаптивную и в определенном смысле эффективную структуру. Совместимость выступает как подобие (сходство) или различие (контраст) характеристик партнеров. [19]

При функциональном подходе группа рассматривается как целенаправленное образование, смысл существования которой — реализация определенных функций, в социальной психологии они обозначаются как роли. Мера согласования ролей служит показателем совместимости. При этом исследователи намеренно отвлекаются от изучения свойств, которые обеспечивают участнику исполнение своей групповой роли. Использование функционального подхода предполагает изучение функций системы, установления необходимой для нее структуры распределения ролей между индивидами и анализа ролевого сотрудничества партнеров при достижении целей системы.
Третий подход к проблеме совместимости — адаптивный — получил наибольшее распространение в клинике и психологической практике. Собственно говоря, этот подход ориентирован на изучение не совместимости, а ее результатов: позитивных межличностных отношений, эффективного общения. Адаптивный подход и ориентирован на улучшение процессов общения в группах и совершенствование межличностных отношений. [19]
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют несколько подходов к пониманию собственно супружеской совместимости представленных в зарубежной социальной психологии: мотивационный, психодинамический, социокультурный и бихевиористический.

31. Субъективная удовлетворенность браком, являясь эмоционально-оценоч-

ным отношением супругов к семье, далеко не всегда соответствует объек-

тивному уровню эффективности ее функционирования.. Супружеские отношениявить по аналогии с известной формулой У. Джемса, раскрывающей содержание самооценки личности как отношение реальных достижений к ожидаемым. Тогда субъективная удовлетворенность браком будет определятьсякак отношение реальности выполнения партнером своих обязательств к

ожидаемым, а причинами низкого уровня субъективной удовлетворенностибраком будут либо неудовлетворенность адекватных потребностей супругов, либо нереалистические, чрезмерно завышенные ожидания в отношенибрака и партнера. Важным предиктором степени удовлетворенности браком являютсястратегии совладающего поведения (копинга), используемые супругами прирешении семейных проблем. Было показано, что позитивный подход, на-

правленный на конструктивное разрешение проблем, и переговоры повышают уровень субъективной удовлетворенности браком, в то время как другиеформы копинга — конфронтация, уход, избегание, настаивание на своих интересах, конфликт, подчинение и селективное игнорирование — приводят кснижению степени удовлетворенности браком.

32. Дисфункциональная семья — это семья, в которой в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.

1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития роди телей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
2) конфликтные семьи, где родители не стремятся испра вить недостатки своего характера либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;
4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуман ные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому ч

36. Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им

в той или иной степени свойственны:

•недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возмож-

ность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутст-

вие взаимности;• низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в во-

просах воспитания детей;• высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отноше-

ниях родителей с детьми;• ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

•завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;

•неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского

мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;•повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;•недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.

А.И. Захаров [1982] выделил следующие условия функционирования

семьи, порождающие нарушения типа семейного воспитания и невротиза-

цию ребенка:

•искажение супружеских отношений по типу невротически мотивиро-

ванноговзаимодополнения;•инверсия супружеских и родительских ролей, например выполнение

бабушкой роли матери, а матерью — роли отца;•образование эмоционально обособленных диад и аутсайдеров, • высокий уровень семейной тревоги и эмоциональной напряженности;

•депривация потребности ребенка в принятии, сопереживании, общении с родителями;

•практика подавления конфликтов и ухода от проблем.

 

37,38,39Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей,ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными,он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может бытьотнесен в категорию ≪заброшенных≫. К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опытасотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативныхотношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть вцентре внимания семьи.

Старший ребенок в семье раньше или позже, в связи с появлениеммладших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующегсиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности как единственного объекта любви родителей, необходимость поделиться ею еще с кем-то часто приводят к рождению невротической любви, стремлению ≪возместить≫ недостаток любви и обожания за счетсупруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, приопределенных условиях, роли ≪жертвы≫.

Младший ребенок в семье —предмет всеобщей заботы. Он избалованвниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той лишь разницей, что родители, более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместес тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует ревность сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализации его лидерства ограниченны, а уровень притязаний и настойчивости вдостижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой позиции занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли ≪опекаемого≫, ≪любимчика≫.

Средний ребенок в семье —наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все ≪минусы≫ позиций старшего и младшего ребенка, а сдругой —нивелируются ≪плюсы≫ и преимущества обеих позиций.В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые позиции могут претерпевать инверсию. Если, например, младший из братьевздоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и опекуна, тем самым лишая старшего всех, преимуществ его позиции. Особыйхарактер близнецовой позиции, связанный, в частности, со становлениемличностной идентичности вносит свои коррективы в решение вопроса о принятии межличностных ролей в семье.

 

40. Физическое насилие – это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.

Сексуальное насилие – насильственное использование партнера или ребенка для получения сексуального удовольствия.

Психическое насилие – угроза применения насилия: устрашение, запугивание жертвы, причинение душевной или психологической травмы, ограничение свободы волеизъявления, изоляция от членов семьи, от друзей, унижение достоинства, пренебрежение.

Экономическое насилие – единоличный контроль за расходованием денег, принуждение к работе или запрещение работать.

Физическое, сексуальное насилие чаще совершают мужчины, однако психологическое насилие, пренебрежение и жестокое обращение в семье чаще принадлежит женщине или поддерживается ею.

Люди, которые строят свои отношения на принципе насилия, считают, что отношения – борьба за власть, и кто-то должен контролировать отношения или иметь власть.

Как правило, насилие в семье имеет следующие особенности:

· Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.

· Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.

· При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

· Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, невзирая на классовые, расовые, культурные, религиозные, социально-экономические аспекты.

Домашнее насилие является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: