Урок 27. Материнство. Организационная структура урока




Урок 27. Материнство

Цели деятельности педагога Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к произведениям русского искусства, воспевающим материнство, матерей дающих жизнь детям
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция
Образовательные ресурсы Интернет-ресурсы: https://www.pedsovet.su, https://www.festival.1september.ru
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: репродукции картин: А. Дейнека «Мать», К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»), И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: песня «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского
Оборудование Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Проверяет готовность обучающихся к уроку. Эвристическая беседа. – Здравствуйте, ребята! Прослушайте музыкальное произведение и скажите, о ком пойдет речь на нашем уроке. Звучит песня «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского. Красивые мамы, на свете вас много, В глаза вы глядите открыто и прямо… В какую бы даль ни звала нас дорога, Нас всех провожают красивые мамы. Мы маме так редко приносим букеты, Но каждый так часто ее огорчает… А добрая мама прощает все это, Красивая мама все это прощает. Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо, Она выполняет свой долг терпеливо… Красива по-своему каждая мама – Любовью своей материнской красива. Нас в детстве она забавляет игрушкой, Порой мы о чем-то ей шепчем счастливо… Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой, Но будешь по-прежнему самой красивой! Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио- нально выражают свое отношение к песне о маме. Слушают музыку. Отвечают на вопросы Фронтальная работа     Личностные: понимают значение знаний для чело- века и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально- ценностное отношение к музыкальному произведению о маме Устные ответы    
II. Изучение нового материала Словесно-иллю- стративный рассказ с элементами беседы по теме «Образ женщины-матери сквозь века» – Самое дорогое, родное, святое, что есть у человека, связано с мамой. Земля, родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами «матушка», «мать», «мате- ринство». Из века в век было вечным единство матери и ребенка. Об этом соз- дают свои картины художники разных народов. Перед вами репродукции картин очень известных художников, запечатлевших на своих полотнах образ женщины. Интересно воплощена эта тема в карти- не «Мать» художника А. А. Дейнеки (1899–1969). Ее композиция удивительно проста: на гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка. Картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»). – И эта картина, написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 г., передает материнскую заботу и любовь. Молодая женщина с ребенком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, города, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но все это – лишь временный фон основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернулась спиной к городу. Ее главная забота – это забота о ребенке, о его настоящем и будущем. – Ребята, скажите, похожа эта картина на произведения изобразительного искус- ства, которые мы с вами видели до этого? Чем она похожа? (Образом: обнимая и ласково сжимая руку ребенка, мать так же оберегает свое дитя от жизненных невзгод.) – По-новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Все знают плакат художника Ира́клия Моисе́евича Тоидзе «Родина-мать зовет!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого, открытого взгляда женщины-матери. Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества. – Ребята, какой мы можем сделать вывод, посмотрев эти произведения искусства? (Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Образ женщины-матери являлся идеалом женской красоты.) Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.   Отвечают на вопрос.     Отвечают на вопрос Фронтальная работа.     Фронтальная работа.     Фронтальная работа Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о женщине-матери в произведениях художников-портретистов. Регулятивные: принима- ют и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя     Устные ответы
III. Творческая практическая деятельность Организация рабочего места. Составление плана работы.     Рисование портрета на тему «Улыбка мамы» – Задумайтесь и представьте себе лицо своей мамы, бабушки. Загляните в ее глаза прямо сейчас, в своем воображении. Переверните альбомный лист и подумайте: какой тип портрета мы с вами будем сегодня рисовать? – Теперь нарисуйте маму или бабушку. Главное не внешнее сходство. Главное – попытаться передать в рисунке свои чувства. – Придерживайтесь составленного плана работы: 1. Выбор положения листа (вертикально или горизонтально). 2. Компоновка изображения на листе. 3. Построение рисунка головы. 4. Пропорции лица. Проработка деталей. 5. Дополнительные элементы, работающие на образ. 6. Работа в цвете. 7. Обобщение Составляют план работы над рисунком.   Работают с красками   Индивидуальная работа   Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка Наблюдение. Выполнение рисунка  
IV. Итог урока. Рефлексия Выставка работ учащихся. Обобщающая беседа – Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством художников, воспевших красоту женщины. – Что являлось и является главным идеалом красоты женщины в творчестве этих художников? – Да, идеалом главным и неизменным является идеал материнства. Красота женщины – это красота материнства. – К какому идеалу стремились художники всех времен и народов? – В чем особенность воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX в.? Отвечают на вопросы Фронтальная работа   Личностные: понимают значение знаний для чело- века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке Устные ответы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: