Синдром дефицита внимания – это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое нарушает механизмы, ответственные за диапазон внимания, умение сосредоточиться, контроль над побуждениями и т.д. Расстройство определяется как возрастное, поскольку оно проявляется в раннем детском возрасте (до 7 лет) и характеризуется переменами в течение жизни, от раннего детского возраста и до зрелости.
ADHD, Attention Deficit Hyperactivity Disorder, - дефицит внимания и гиперактивность
· Дети с СДВГ обладают способностью концентрации внимания на короткий период и теряют интерес и сосредоточенность быстрее других детей. В результате, они "перескакивают" на другое задание, в другую область, и склонны искать раздражители (удовлетворяющие их на короткое время) и задания, которые приносят им немедленное удовлетворение.
· поиск острых ощущений, сильных раздражителей
· "синдром ленивой лобной доли". Из-за низкого уровня веществ, участвующих в передаче электронной информации в мозгу, мозговые центры, отвечающие за концентрацию вниманию и контроль над побуждениями, действуют неверно. Лобная доля не выполняет своих функций в фильтровании и задержке второстепенных раздражителей и в продвижении вперёд важных раздражителей.
· Симптомы, имеющие отношение к концентрации внимания.
Симптомы, связанные с импульсивностью.
Симптомы, связанные с чрезмерной подвижностью.
Понятие обратной связи
…
Биологическая обратная связь
Биологическая обратная связь (англ. Biofeedback) — технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических физиологических процедур, в ходе которых пациенту посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.
Используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов.
Основной задачей метода является обучение саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю так же, как процесс обучения любому искусству. Оборудование делает доступной для пациента информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую.
· БОС по параметрам дыхания(формирование диафрагмального дыхания);
· БОС по параметрам вегетативной нервной системы(кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, кожная температура);
· БОС терапия по параметрам активности мышц(электромиография);
· БОС терапия по параметрам активности головного мозга(электроэнцефалограммы).НОС –нейрообратная связь. ЭЭГ параметр подается испытуемому в виде столбика
БОС-процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов в заданной области значений. Другими словами, БОС-интерфейс представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом в течение курса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить данный физиологический показатель, а значит, уровень тонической активации той регуляторной системы, чью активность данный показатель отражает. Например, обучение с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев приводит к снижению симпатикотонии и купированиюспазма периферических сосудов.
Методологическия проблемы с БОС.
…
Варианты использования БОС в клинике
Метод БОС позволяет в короткие сроки (за 10-15 сеансов):
· уверенно овладеть навыками нервно-мышечного расслабления,
· оптимизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
· научиться самостоятельно преодолевать и подавлять нежелательные реакции организма,
· восстанавить высокую работоспособность, хорошее самочувствие и настроение,
· обрести спокойствие и уверенность в своих силах.
Метод биологической обратной связи научно обоснован и подтвердил свою высокую эффективность в лечении многих заболеваний, таких как:
· заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, острый и хронический бронхит и др.);
· заболевания сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония; функциональные нарушения ритма сердца; артериальная гипертензия; гипертоническая болезнь, реабилитация после перенесенного инфаркта миокарда);
· невротические, тревожные расстройства (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, фобический синдром, депрессия);
· психосоматические расстройства (психосоматические нарушения сердечной деятельности и дыхания, сексуальные нарушения, гиперкинезы, заикание, нарушение сна, головные боли нервно-сосудистого генеза и обусловленные нервно-мышечным напряжением);
· психогенное переедание;
· табакокурение, алкоголизм (в комплексной терапии);
· заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиоз, остеохондроз, плоскостопие, восстановление после травм);
· синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.
Профилактика
· для снятия усталости, переутомления, повышенной отвлекаемости;
· для снижения напряженности, раздражительности, тревоги, беспокойства, чувства страха;
· для защиты от стресса и психоэмоциональных перегрузок;
· для повышения защитных сил организма и ускорения сроков реабилитации после перенесенных заболеваний;
· для диагностики адаптационных способностей к стрессовым ситуациям;
· в подготовке беременных к родам.