КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Выполнила:
студентка 2 курса
группы П-154
Екатерина Ивановна Марфель
Проверил:
старший преподаватель кафедры
уголовного права и уголовного процесса
Вениамин Иосифович Мурзич
Могилев
ВАРИАНТ 2
1. Административно - правовые нормы и отношения.
2. Административно-правовое положение Совета Министров.
ЗАДАЧА
Белкина перед закрытием магазина в торговом зале совершила кражу шоколадки «Алёнка». На кассе она была задержана охранником Зверевым. На требование оплатить стоимость шоколадки Белкина ответила, что у неё нет денег. Дайте правовую оценку действиям Белкиной.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Административно-правовые нормы и отношения 4
2. Административно-правовое положение Совета Министров 9
ЗАДАЧА 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
Административно-правовые нормы и отношения
В Республике Беларусь общественные отношения, возникающие в процессе управленческой, исполнительной (и распорядительной) деятельности регулируются посредством административно – правовых норм.
Характерными признаками административно-правовых норм являются:
1) общественное правило поведения общего характера, рассчитанное на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
2) административно-правовые нормы устанавливаются уполномоченным государственным органом;
3) в случае необходимости охраняются принудительной силой государства.
Предметом регулирования норм административного права является общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности государства, а также вопросы публичного управленческого характера, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных функций государственного управления.
Нормы административного права регулируют общественные отношения, направленные на:
1) установление, изменение, совершенствование системы государственных органов управления, их правового статуса и структуры;
2) закрепление наиболее рациональных, научно-обоснованных взаимосвязей между субъектами и объектами;
3) охрану установленных правом общественных управленческих отношений, прав и законных интересов граждан;
4) развитие новых общественных отношений, соответствующих требованиям эффективного общества и государства.
Административно правовая нома, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Однако в содержании административной нормы имеются особенности. Не во всех нормах четко выражена гипотеза. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, выражаются в виде юридических предписаний, требований (например – совершение правонарушения, достижение определенного возраста). Они могут выражаться в форме суждения, могут не формироваться вообще, а выводиться путем логического анализа нормы.
Диспозиция – правила поведения, включающие предписания, запреты, права и обязанности.
Санкция – конкретная мера административного или дисциплинарного воздействия за совершенное правонарушение.
Административно-предупредительные меры воздействия (установление карантина и т.п.) не относятся к санкциям.
Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Административно-правовые нормы чаще всего носят императивный характер. В них правила поведения требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов того или иного правонарушения.
Диспозитивные нормы допускают изменения поведения субъектов в зависимости от их воли, желания, определение прав и обязанностей в рамках нормы. Диспозитивные нормы характерны для гражданско-правовых отношений, в административном законодательстве встречаются редко.
Рекомендательные нормы содержат предложения, рекомендации, советы субъекту административно-правовых отношений о целесообразности совершения тех или иных действий.
Административно-правовые нормы классифицируются по различным основаниям:
1. По предмету регулирования разделяются на:
· материальные;
· процессуальные.
2. В зависимости от формы воздействия на поведение субъектов административного права различают нормы:
· обязывающие;
· уполномочивающие;
· запрещающие;
· поощрительные.
Административные нормы содержаться в правовом акте.
Правовой акт – это форма выражения государственно-властных, административно правовых велений, источник административного права. В одном правовом акте может содержаться несколько административно-правовых норм.
Административно-правовые отношения – это регулируемые номами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительно (и распорядительной) деятельности. Административно-правовые отношения возникают в результате применения и действия административной нормы. Административно-правовые отношения, как и другие отношения, включают: объекты, субъекты, их права и обязанности, а также юридические факты.
Объект – это общественные отношения, поведения субъектов, по поводу чего возникают правоотношения. Общим объектом административного права является управленческая сфера, непосредственным объектам – взаимосвязи субъектов применительно к существованию конкретного вопроса, поведению субъектов.
Субъектами административно – правовых отношений является носители прав и обязанностей, а именно:
· граждане Республики Беларусь;
· иностранные граждане и лица без гражданства;
· государственные органы, администрация предприятий, учреждений, объединений и иных государственных организаций;
· служащие государственных органов и объединений;
· общественные объединения, их представители, наделенные административными обязанностями и правами.
Субъекты административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями. Они обладают административными правоспособностью и дееспособностью.
Административная правоспособность – это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности.
Права и обязанности государственных органов управления (наз. полномочиями), так вот полномочия государственного управления определяются местом и ролью их в системе государственных органов и закрепляются в законодательных актах (Совет Министров – в законе о нем, министерства – в полномочии о конкретном министерстве).
Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями этого лица, устанавливаемым законом, декретом Президента или другими правовыми актами.
Административная правоспособность предприятий, организаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них.
Дееспособность – возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административная дееспособность предполагает наличие у данного субъекта административной правоспособности.
Для государственных органов, администрации предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений как субъектов административно-правового отношения характерно совпадение административно право и дееспособности. Административная правоспособность (и дееспособность) этих субъектов возникает, как правило, с момента их образования, либо, когда этого требует закон, – с момента регистрации (в отношении предприятий, организаций).
Административно-правовые отношения характеризуются рядом отличительных черт:
1. Административно-правовые отношения как разновидность государственно-публичных по характеру взаимосвязей между субъектами являются отношениями власти – подчинения, а по форме взаимосвязей – «вертикальными» нижестоящий государственный орган находится в соподчинении вышестоящему. В этой связи административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон.
2. В административно-правовых нормах выражается воля и интерес государства. В связи с этим одной из сторон административно-правовых отношений является государственный орган либо общественная организация, привязанные осуществлять исполнительные, управленческие задачи и функции от имени государства.
3. Административно-правовые отношения не могут возникать между гражданами. В случаях, когда гражданин требует должного поведения от другого гражданина в жилище или общественных местах, то административно-правовые отношения возникают между нарушителями общественного порядка и уполномоченным государством органом или общественной организацией, которые имеют право составить акт (протокол) и привлечь правонарушителя к ответственности.
4. Административно-правовые отношения по своей сущности являются организационными. В процессе их реализуются функции исполнительной власти, осуществляется руководство экономической, хозяйственной, социально-культурной сферами деятельности.
Споры между сторонами административно-правовых отношений обычно разрешаются в административном порядке. В то же время законом предусматривается и судебный порядок разрешения некоторых споров (обжалование гражданами незаконных действий должностных лиц).
Возникновение конкретного правоотношения между субъектами права обуславливается определенными событиями или действиями, которые приводят в действие правовую норму. Эти события, действия (правомерные или неправомерные) называются юридическими фактами. Юридическими фактами являются такие события, как рождение, смерть гражданина. Административно-правовые отношения возникают в связи с действиями отдельных граждан, а также должностных лиц (обращение гражданина с заявлениями, жалобой и т.д.). К неправомерным действиям относятся правонарушения, в том числе административные и дисциплинарные.
Необходимо знать, что административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспособных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами (опеки, лечебными учреждениями и т.п.).