Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».




Планы к сочинениям по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

«Татьяна – любимая героиня А.С.Пушкина».

1. Место Татьяны в романе «ЕО». (Образ Т. важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Т. Связано убеждение П. в том, что человеку доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2. Кто она, пушкинская героиня?

А) условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины…»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты»).

Б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая чуждых влияний. Татьяна отталкивает от себя всё пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

В) причины, повлиявшие на формирование ее характера: Общение с народом, любовь к няне; Русская природа; Патриархальность семейного уклада.

Г) гармоничность натуры Татьяны: незаурядный ум; нравственная чистота; глубина чувств; верность долгу.

3. Белинский о Татьяне Лариной. (П. любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за её веру в избранную мечту. Живую волю. В понимании П. Татьяна – идеал русской женщины. П. «первый воспроизвел, в лице Т., русскую женщину,» - писал В.Г.Белинский.)

 

«Образ Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина» (цитатный план)

I. Вступление: «Евгений Онегин» - величайшее достояние русской культуры (По статье В.Г.Белинского).

II. Основная часть: «Силы – без приложения, жизнь - без смысла…».

1. Воспитание Онегина:

а) «мятежная юность»;

б) «ученый малый, но педант»;

в) «раны чувства в нем остыли…».

2. «Прежний путь переменил на что - нибудь» («Болезнь» Онегина - русская хандра).

3. «От делать нечего друзья…» (Дружба с Ленским).

4. «Напрасны ваши совершенства! Их вовсе не достоян я!» (О взаимоотношениях с Татьяной).

5. «Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой» (Дуэль и ее последствия).

6. «И путешествия ему, как все на свете, надоело».

7. «Как я ошибся, как наказан!» (Влюбленность, отказ Татьяны).

III. Вывод: Из действительности Онегин «не в силах и не во власти освободиться».

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский.

I. Вступление. Герои – типичные представители передовой части русского дворянства начала XIX века.

II. Основная часть.

1. Первая встреча с героями.

· «…поклонник Канта и поэт» Владимир Ленский и разочарованный во всём Евгений Онегин.

· Герои не похожи друг на друга.

· Отличаются от своих деревенских соседей

2. Почему стали друзьями и их отношение к дружбе. («от делать нечего», «друзья и дружба надоели», «верил, что друзья готовы За честь его принять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника».

3. Отношение к поэзии.

4. Разные темы разговоров.

5. Отношение к любви.

6. Чувства и разум в героях как главные различия.

7. Причина дуэли в непонимании героев друг друга.

III. Вывод. Оценка А.С.Пушкиным итога взаимоотношений героев. (Смерть Ленского – невозможность жить одними чувствами; руководствоваться лишь доводами рассудка – обречь себя на одинокое и бессмысленное существование.

 

Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».

I. Проблематика романа

II. Жанр романа

III. Отражение особенностей национального самосознания, нравственных, моральных норм жизни

IV. Русские характеры - типы литературных героев

V. Философия русской жизни

 

Дополнительные темы с комментариями:

1. Можно ли назвать Владимира Ленского счастливым человеком? (Работа, конечно, не предполагает однозначного ответа, но важно - какие аргументы вы предъявите "за" и "против")

2. Образ Зарецкого и его роль в романе Пушкина (Тема требует собрать и систематизировать материал об этом второстепенном герое, а также сделать важный вывод, зачем такой персонаж нужен в романе).

3. "То в вышнем суждено совете..." (Почему Татьяна полюбила Онегина?) Работа не предполагает простого повторения наших выводов на уроке, добавьте к ним НОВЫЕ рассуждения - мы далеко не все успели назвать)

4. "Мой неисправленный чудак..." (Как относится автор к своему главному герою?) Проследите, как МЕНЯЕТСЯ отношение к Онегину у Пушкина на протяжении романа (достаточно взять первую и финальную главы и сопоставить).

5. Москва и Петербург в романе Пушкина. Разобрали на уроке.

6. Два письма. (Сравнительная характеристика) Напомню, при сравнительной характеристике надо назвать и черты сходства, и черты различия... А что важнее?

7. Каким я увидел(а) Пушкина в романе "Евгений Онегин"? Речь должна пойти о личности автора, отразившейся в тексте романа - какой он человек? Что его интересует в жизни? Не забудьте аргументировать!

8. Стоит ли называть Татьяну несчастной? Без комментариев.

9. "Противоречий очень много..." (образ Онегина в... главе.) Выбрать ОДНУ главу, кроме ПЕРВОЙ (мы ее разбирали на уроке - потому не интересно), и показать на ее материале противоречия в характере Онегина. Зачем так изображает героя Пушкин?

10. Достоин ли Онегин сострадания? Разумеется, речь идет прежде всего о финальных событиях книги...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: