Кафедра теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы




ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ОСВАИВАЮЩИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

(ПРОФИЛИ «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА»)

 

Производственная педагогическая практика студентов, осваивающих программу бакалавриата (профили «Русский язык», «Литература»), является важным компонентом системы профессиональной подготовки будущих учителей, связующим звеном между обучением в вузе и самостоятельной педагогической деятельностью, позволяющим студентам приобрести исходный опыт применения полученных знаний и практических умений в качестве преподавателя русского языка и литературы.

Сроки и продолжительность производственной педагогической практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса на каждый учебный год.

Цели проведения производственной (педагогической) практики в школе: предоставить студентам возможность получения реального, более глубокого представления о профессии учителя и воспитателя; обеспечить наиболее полное вовлечение студентов в организацию целостного образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении; создать условия для творческого применения знаний и развития профессиональных умений при успешном осуществлении образовательно-воспитательного процесса.

В процессе производственной педагогической практики студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

 

Компетенция Знать Уметь Опыт деятельности, владеть
Общекультурные компетенции:  
ОК-5. Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия сущность толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий. использовать способы и приемы неконфликтного взаимодействия с коллегами в решении учебных задач демонстрирует опыт неконфликтного взаимодействия с коллегами в решении учебных задач
ОК-6.Способность к самоорганизации и самообразованию принципы, пути, способы, условия, приемы развития самоорганизации и осуществления самообразования. проектировать и реализовывать элементы деятельности по развитию самоорганизации и самообразования. приемами самоорганизации и самообразования.
Общепрофессиональные компетенции:  
ОПК-1.Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности ценностные основы профессионально-педагогической деятельности оценивать значимость внутренних доминантных мотивов для успешной профессиональной деятельности навыками личностного саморазвития, регуляции собственной профессиональной мотивации
ОПК-2.Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся особенности обучения с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся. планировать урок с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, учитывает психофизические особенностей школьников в общении. демонстрирует умения проектирования индивидуальных траекторий обучения школьников.
ОПК-3.Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса особенности психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обеспечить условия психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса демонстрирует опыт учета возрастных, индивидуальных особенностей школьников в организации учебно-воспитательного процесса
ОПК-4.Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования правовые нормы реализации профессиональной деятельности в сфере образования проектировать и осуществлять педагогический процесс с учетом правового аспекта современного образования демонстрирует приемы использования нормативных правовых документов в профессиональной деятельности
ОПК-5.Владение основами профессиональной этики и речевой культуры особенности профессиональной этики и профессиональной речевой культуры пользоваться профессиональной терминологией, применять правила речевого этикета с учетом ситуации общения демонстрирует решение коммуникативных задач в рамках норм профессиональной коммуникативной культуры
ОПК-6.Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся правила обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся обеспечить безопасность обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса демонстрирует решение профессиональных задач по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся
Профессиональные компетенции:
ПК-1.Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов основную научно-методическую литературу и персоналии; особенности методических систем действующих учебников по русскому языку, литературе для учащихся 5 – 9 классов и элективных курсов по предмету характеризовать особенности вариантов действующих программ по русскому языку, литературе и выделять компетентностные аспекты обучения в учебниках по русскому языку. литературе и элективных курсах демонстрирует понимание концептуальных основ преподаваемого предмета «русский язык», «литеатура», его значения и места в учебных планах образовательных учреждений
ПК-2.Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики закономерности и этапы формирования учебно-языковых, правописных и речевых понятий, умений и навыков; принципы развивающего обучения русскому языку и литературе планировать учебную деятельность и прогнозировать её результатов, разрабатывать технологические карты уроков и материалы для диагностики   демонстрирует умение использовать новые технологии для решения конкретных задач учебно-воспитательного процесса
ПК-3.Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности возможности русского языка, русской литературы в формировании духовности, нравственности учащихся использовать учебный материал курса русского языка курса литературы, а также подбирать дидактический материал для решения задач воспитания учащихся методами ознакомления детей с прекрасным в языке и речи, развития всех сторон, входящих в структуру языкового эстетического чувства, формирования языкового эстетического идеала
ПК-4.Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения использовать методические пути для повышения роли образовательной среды урока опытом создания развивающей учебной среды в ходе организации учебно-воспитательного процесса
ПК-5.Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся задачи педагога в социализации и профессиональном самоопределении обучающихся планировать в проекте урока учебные ситуации социализации учащихся демонстрирует навыки работы на уроке с разными группами школьников, разрабатывает программы индивидуального сопровождения отдельных учащихся (групп учащихся)
ПК-6.Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса формы обучения русскому языку, литературе в современной школе и их роль в организации сотрудничества участников образовательного процесса организовать коллективную, индивидуальную, парную и групповую формы работы на уроке демонстрирует разнообразные формы организации деятельности учащихся в зависимости от целей и содержания урока
ПК-7.Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности методические условия организации сотрудничества учащихся на уроке моделировать в ходе урока групповые формы работы, стимулировать инициативность и самостоятельность учащихся демонстрирует опыт организации групповых форм работы на уроке, приёмы развития самостоятельности обучающихся в учебном процессе, моделирует творческие задания для школьников

 

В результате прохождения педагогической практики студенты овладевают

знаниями: дидактических основ практической деятельности учителя-словесника;

умениями: применения в учительской деятельности методов и приемов изучения словесности в школе и всех способов мониторинга знаний;

навыками:устного изложения учебного материала, организации интерактивного обсуждения поставленных проблем, эвристической беседы, овладения технологиями проведения уроков разных типов, проведения диагностических работ.

Производственная педагогическая практика на 4 курсе ЗФО в 2020-21 учебном году проводится с 05.02.21 по 05.03.21 (4 недели).

В ходе производственной педагогической практики студенты участвуют в следующих видах деятельности:

1. Организационно-педагогическая деятельность.

2. Проектно-педагогическая деятельность.

З. Образовательная деятельность.

4. Воспитательная деятельность.

5. Научно-исследовательская деятельность.

При планировании работы в каждой из обозначенных областей деятельности и при отчете определите основные вопросы, которые отразят диапазон «погружения» в школьную жизнь.

Организационно-педагогическая деятельность:

Представление школы, основные направления её работы, достижения. Как школа работает в условиях реализации ФГОС; какие условия есть для дистантного обучения; есть ли в расписании уроки Русский родной язык, Русская родная литература; работает ли школа над проблемой формирования функциональной грамотности; какие формы внеурочной деятельности по русскому языку характерны для школы; материально-техническое оснащение кабинета русского языка (выберите для представления школы те вопросы, которые отражаются в деятельности педколлектива в области проблем русского языка и литературы)

 

Проектно-педагогическая деятельность:

Какие задачи вы определили как основные в ходе педагогической практики (педагогические, психологические, методические)? Какие виды деятельности спланированы для решения задач по педагогике, психологии, методике обучения по профилю «Русский язык», методике обучения по профилю «Литература»?

Образовательная деятельность:

1. Посещение уроков русского языка, литературы (указать количество), характеристика индивидуального стиля преподавания учителя русского языка и литературы (по этапам урока или по типам уроков, например, как мотивирует учащихся, как организует проверку домашнего задания, эффективные приемы изучения нового материала, закрепления, как использует текст на уроке, работает ли над видами чтения, как оценивает учащихся на уроке; как готовит учащихся к изложению и сочинению, место словарной работы на уроке литературы, приемы работы с текстом поэтическим или прозаическим на уроках литературы). Речевая характеристика учителя русского языка.

2. Информация о проведенных уроках: типы уроков, количество (отдельно по русскому языку, по литературе). Проведение самодиагностики: отметить, что вызывало затруднение, какой тип общения с учащимися преобладал на уроке, как организовывали сотрудничество с учащимися, были ли примеры использования парных или групповых форм работы школьников на уроке.

Оцените возможности уроков русского родного язык а.

3. Какие виды работы учителя освоены в ходе практики (указать с комментарием): проектирование урока, разработка технологической карты, подбор дидактического материала, подготовка презентации к уроку, проверка тетрадей рабочих и по развитию речи, проведение индивидуальных консультаций для учащихся, ведение тематического учета знаний учащихся, и др.

4. Внеклассная работа по предмету: почему была выбрана данная тема, какая форма проведения показалась оптимальной, особенности построения занятия, что оказалось наиболее интересным для учащихся, оценка проведенного мероприятия.

5. Самообразование в ходе педагогической практики: с какой методической литературой работали, какие книги или статьи помогли в проведении уроков, кто из авторов показался доступным для понимания, что из прочитанной литературы использовали на уроках, какие интересные виды работ освоены из литературы по самообразованию.

Воспитательная деятельность:

1.Характеристика класса как учебного коллектива. 2.Организация воспитательных мероприятий: что проведено, с какой целью, оценка результата.

 

Научно-исследовательская деятельность: 1.Выполнение задания по педагогике. 2. Выполнение задания по психологии. 3.Выполнение задания по профилю: разработка проблемных заданий для уроков русского языка и литературы, оценка их роли в активизации работы обучающихся на уроке; проведение урока в рамках реализации функционального подхода к изучению русского языка; проведение урока подготовки к изложению с использованием технологии лингвостилистического анализа текста (на выбор студента).

Этапы практики и основные виды работ студентов:

Этапы практики Содержание практики Сроки
Подготовительный Конференция в вузе, проведение инструктажа по охране труда, ТБ, пожарной безопасности. Знакомство со школой: документация учителя, посещение уроков учителя-наставника, изучение классного коллектива, составление тематического планирования. 1 неделя указать даты!
Основной Проведение уроков русского языка и литературы. Приобретение опыта анализа/самоанализа уроков. Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету. Воспитательная работа с классным коллективом. Выполнение заданий по педагогике, психологии, по профилю. 2-3 недели указать даты!
Заключительный Подведение итогов практики. Оформление отчетной документации. Защита отчета в школе и вузе. 4 неделя указать даты!

 

1 этап практики подготовительный – подготовка документации и проведение установочной конференции в вузе, инструктаж по технике безопасности; установочная конференция в школе с присутствием администрации; знакомство с документацией учителя; составление тематического планирования уроков русского языка и литературы на период практики; посещение уроков русского языка и литературы своего учителя-наставника и изучение опыта его работы, посещение уроков в своём классе с целью изучения детского коллектива, проведения наблюдений за учениками; проведение пробных уроков русского языка, литературы и участие в разборе урока учителем.

2 этап практики основной – подготовка и проведение 10-12 уроков русского языка и литературы разных типов, а также уроков русского родного языка и русской родной литературы; участие в анализе уроков русского языка, литературы; проведение воспитательной работы в классе по плану классного руководителя; подготовка и проведение внеклассного мероприятия по профилю (4 к. – по предмету «Русский язык», 5 к. – по предмету «Литература);

выполнение исследовательских заданий по педагогике, психологии; научно-исследовательская работа по профилю.

3 этап практики заключительный – подготовка отчетной документации, проведение анализа учебной и воспитательной работы в ходе педагогической практики, выступление с отчетом на заключительной конференции в школе и в вузе.

 

Отчет студента-практиканта содержит выводы по следующим аспектам:

1. Оценка выполнения поставленных задач.

2.Оценка результатов практики с точки зрения личных достижений (ориентация на формирование компетенций).3.Замечания по организации практики.

Отчетная документация включает:

1.Индивидуальный план.

2.Отчет о прохождении практики.

3.Выполненные задания по педагогике, психологии.

4. По профилю:

- 1 технологическая карта с самоанализом урока по русскому языку;

- 1 технологическая карта с самоанализом урока по литературе;

- 1 конспект мероприятия внеурочного (по предмету) с самоанализом;

- 1 материал, отражающий работу практиканта как классного руководителя (не совпадающий с приложением к заданию по педагогике)

- материалы по выполнению исследовательского задания по профилю* (задание индивидуальное повышенного уровня методической сложности; рекомендовано для студентов-учителей и студентов, претендующих на высокую оценку за педагогическую практику).

В папку по педпрактике размещаются по порядку:

- титульный лист

- индивидуальное задание

-совместный график

- отзыв / характеристика с базы практики

- оставляется файл для отзывов руководителей по профилям РЯ и Л

- отчет по профилю + приложения

- отчет по педагогике+приложения

- отчет по психологии+ приложения.

Индивидуальный план вкладывается в папку (после выставления оценки за педпрактику индивидуальный план передается в деканат – в личное дело студента). Папка с материалами по педпрактике хранится на кафедре 3 года.

 

На титульном листе отчета по производственной педагогической практике ставят оценки: руководитель практики от профильной организации – заместитель директора по учебно-воспитательной работе; в вузе - руководитель по педагогике, руководитель по психологии, руководитель по профилю от университета.

Критерии оценки за педагогическую практику:
- Выполнение плана педагогической практики.
- Динамика положительных изменений в росте профессиональных умений по преподаванию русского языка и литературы.
- Приобретение опыта аналитической деятельности в ходе выполнений заданий по педагогике, психологии, методике преподавания русского языка и литературы.
- Креативность подходов к решению педагогических задач в ходе практики.

- Ответственность, дисциплинированность, высокая речевая культура студента-практиканта.

Шкала оценок за проведение производственной (педагогической) практики включает позиции: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
«Отлично» ставится студенту за выполнение практики в полном объёме с высоким показателем по разработанным критериям.
«Хорошо» ставится студенту за выполнение практики в полном объёме, но с замечаниями по одному из критериев.
«Удовлетворительно» ставится студенту за выполнение практики в полном объёме, но с замечаниями по двум критериям.
«Неудовлетворительно» за практику получает студент, не выполнивший полной программы или показавший недостаточный рост в профессиональной подготовке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: