Стадии развития воспитательного коллектива




Процесс формирования коллектива сложный, длительный и проходит через ряд этапов. А. С. Макаренко выделил этапы развития коллектива, где основным параметром, определяющим его становление, выступает изменение характера предъявления требования от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего диффузную разобщенную группу детей в коллектив, должно выступать единоличное, обоснованное, категорическое требование педагога к учащимся. Показателями развития коллектива на данном этапе являются мажорный стиль и тон, то есть создание благоприятного психологического климата в группе; повышение результативности всех видов предметной деятельности воспитанников; выделение реально действующего актива, способного выдвигать инициативу и повышающего общую стабильность в группе.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности становится актив, получивший реальные полномочия. Педагог, опираясь в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают, использует метод параллельного действия, влияя на воспитанника не напрямую, а посредством требований актива.

Третий этап характеризует коллектив с развитой системой детского самоуправления, включающей ее эффективно действующие органы, обладающие реальными обязанностями и правами, которые переданы им педагогами. На данном этапе развития коллектива требования предъявляются каждым воспитанником к самому себе.

Л.И. Новикова выявила, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. С этой позиции в развитии коллектива выделяются: 1) стадия сплочения коллектива, 2) стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадия, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

Развитие детского коллектива, согласно Л.И. Новиковой, связано с преодолением ряда противоречий: 1) между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем развитии или, наоборот, отстающими от его развития; 2) между перспективами коллектива и перспективами его членов; 3) между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах; 4) между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.

А.Н. Лутошкин предложил следующее образное описание пяти стадий развития коллектива. Первая ступень – «Песчаная россыпь» наблюдается в группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других.

Вторая ступень – «Мягкая глина», характерна для группы, в которой нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не всегда готовы прийти друг другу на помощь, существуют замкнутые приятельские группировки. Настоящего организатора пока нет, или он не может себя проявить, так как некому его поддержать.

Третья ступень – «Мерцающий маяк». В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Авторитетны «смотрители маяка» - актив, группа выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако недостаточно проявляется активность и инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только в своем, но в общешкольном или общелагерном коллективе.

Четвертая ступень – «Алый парус». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Сформирован командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. У большинства проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигает неудача. Иногда ее члены приходят на помощь другим группам, когда их просят об этом. Хотя не всегда у членов коллектива хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

Пятая ступень – «Горящий факел». Настоящим коллективом можно назвать только такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо.

Л. И. Уманский выделил несколько уровней качественного развития группы в зависимости от ее социально-психологической зрелости, высокий уровень которой превращает группу в коллектив. По степени возрастания зрелости можно выделить следующие виды групп.

Группа-конгломерат – группа ранее незнакомых детей, оказавшихся на одном пространстве в одно и то же время (например, в летнем лагере). Взаимоотношения детей поверхностны и ситуативны, отсутствуют опыт совместной деятельности и самоуправление (стадия «песчаная россыпь» по А.Н. Лутошкину).

Номинальная группа – группа, получившая наименование (например, отряд «Юные тимуровцы»), что предполагает приписывание группе каких-то целей, видов деятельности, характера взаимоотношений с окружающими и т.п. Номинация может стать началом сплочения группы, но так бывает не всегда, например, если дети не примут предложенных целей, деятельности, отношений.

В группе-ассоциации дети приняли статус «первичного коллектива», приняли совместные цели, начала складываться единая жизнедеятельность, развиваются межличностные отношения, развивается самоуправление, закладываются традиции (стадия «мягкая глина» по А.Н. Лутошкину).

Группа-кооперация – группа, имеющая реальную и успешно действующую организационную структуру, высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества. Главный признак этой группы – сугубо деловой характер межличностного и внутригруппового общения, ориентированного исключительно на достижение высокого результата в выполнении конкретной задачи в какой-либо деятельности, например, победить в соревновании. Направленность и психологическая совместимость членов группы стоят на втором плане.

Группа-автономизация отличается высоким внутренним единством, спаянностью, примерно одинаковым социальным и интеллектуальным статусом членов; идентификацией себя с группой («моя группа»); обособлением, склонностью к уединенному от посторонних месту сбора, отрицательным, хотя и не агрессивным отношением к чужим.

Распространенные разновидности группы-автономизации в подростковой и молодежной среде, выделенные А.А. Сукало – общность «клуб», где приоритетом выступают мотивы к развлечению, отдыху, общению, отсутствуют инструментальные цели, наблюдается уход от отношений «руководство-подчинение». Общность «коалиция-клуб» отличается большей открытостью, отсутствием негативного отношения к чужим, более четко сформулированными целями и наличием программы деятельности.

В случае, если происходит гиперавтономизация, то есть обособление приводит к изоляции от других групп, противопоставлению себя им, то формируется группа-корпорация, то есть лжеколлектив – которая отличается «групповым эгоизмом», асоциальной направленностью.

Разновидностями корпорации в подростковом и юношеском возрасте, согласно исследованию А.А. Сукало, могут быть «банда» или «секта». Первая наиболее деструктивна; имеет жесткую иерархическую структуру (верхушка, средний слой, низший слой); замыкание всех отношений на лидере, авторитет которого непоколебим и во многом держится на запугивании; сплоченность в форме «круговой поруки». Общность «секта» характерна для более старшего возраста и строится на единстве ценностей членов группы; психологической зависимости их от лидера; закрытости от внешнего мира.

Таким образом, начиная от уровня группы-ассоциации, социальная общность детей и подростков может пойти либо путем формирования коллектива, становясь органичной частью более широкой общности и общества в целом, либо начать замыкаться на более узких интересах (группа-кооперация, группа-автономизация), либо сформироваться в асоциальную общность, противоположную по направленности группе-коллективу (группа-корпорация).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: