Виды дидактических игр
Дидактические игры с предметами
В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Разновидностидидактических игр с предметами:
1) «Чудесный мешочек».
Дидактические задачи:
- расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),
- совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи),
- воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
2) Сюжетно-дидактические игры типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье» и др.
Дидактические задачи:
- закрепление представлений о людях различных профессий и их трудовых деятельности;
3) Игры- инсценировки типа «Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату», «Что такое хорошо и "что такое плохо» и др.
Дидактические задачи:
- уточнение представлений о различных бытовых ситуациях
4) Игры с дидактическими игрушками моторного характера
- для развития координации мелких движений и зрительного контроля.
Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.
Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом.
Настольно-печатные игры.
Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.
Разновидности настольно-печатных игр
1) В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.
2) В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.
3) В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.
4) Игры устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
Словесные игры
Отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.
Разновидности словесных игр
1) типы «Какое время года?» - узнают время года и различают его признаки («Кем быть?», «Когда это бывает?» и т. п.)
2) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И.Никитина, И.Сурикова, С.Маршака, Д.Родари), которые читает (наизусть) воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление.
3) игры- загадки, игры- предположения («Что было бы, если бы?..») стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. и др.
4) «Шкатулка сказок», «Про что сочиним?» - для развития воображения, речи и сочинения чего – то нового и др.
Структура дидактической игры
1) Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. (формулируется для взрослого)
2) Для детей обучающая задача формулируется как игровая.
В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить.
Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т. п.
3) Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях.
Например:
- опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее;
- увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе;
- подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим (растительным) узором и др.
Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов.
В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.
4) Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.
Одни правила направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими.
Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке).
В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением, что повышает произвольность последнего (в игре «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» - бросать мяч, пока не сказано слово).
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам (расставляет предметы, меняет их местами; называет, что делают игрушки и т.п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее образовательная ценность пропадает.
При планировании необходимо учитывать все структурные компоненты дидактической игры.
Анализ и самоанализ дидактической игры оформляется в таблице с обязательными выводами.