Структура дидактической игры




Виды дидактических игр

 

Дидактические игры с предметами

В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Разновидностидидактических игр с предметами:

1) «Чудесный мешочек».

Дидактические задачи:

- рас­ширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобще­ние, классификация),

- совершенствовать речь (умения на­зывать предметы, действия с ними, их качества, назначе­ние; описывать предметы, составлять и отгадывать загад­ки о них; правильно произносить звуки речи),

- воспиты­вать произвольность поведения, памяти, внимания.

2) Сюжетно-дидактические игры типа «Магазин», «Пе­карня», «Ателье» и др.

Дидактические задачи:

- закрепление представлений о людях различных профессий и их трудовых деятельности;

3) Игры- инсценировки типа «Кукла Наташа заболела», «Уст­роим кукле комнату», «Что та­кое хорошо и "что такое плохо» и др.

Дидактические задачи:

- уточнение представлений о различных бытовых ситуациях

4) Игры с дидактически­ми игрушками моторного характера

- для развития координации мелких движений и зритель­ного контроля.

Для малышей исполь­зуются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.

Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кегля­ми, бильбоке, настольным бильярдом.

Настольно-печатные игры.

Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружаю­щем мире, систематизировать знания, развивать мысли­тельные процессы. Среди дидактических игр для дошколь­ников преобладают игры, в основе которых лежит пар­ность картинок, подбираемых по сходству.

Разновидности настольно-печатных игр

1) В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких кар­точках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

2) В домино принцип парности реализуется через под­бор карточек при очередности хода. Тематика домино ох­ватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфиль­мов» и др.

3) В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игро­вое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по иг­ровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориента­цию, умение предвидеть результат действий.

4) Игры устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, способствуют раз­витию логического мышления, сосредоточенности, внима­ния.

Словесные игры

Отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном пла­не, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возра­ста.

Разновидности словесных игр

1) типы «Какое время года?» - узнают время года и различают его признаки («Кем быть?», «Когда это бывает?» и т. п.)

2) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И.Никитина, И.Сурикова, С.Маршака, Д.Родари), кото­рые читает (наизусть) воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, вос­питывают эстетические переживания, развивают образное мышление.

3) игры- загадки, игры- предположения («Что было бы, если бы?..») стимулируют воображение, развивают логическое мышле­ние, речь. и др.

4) «Шкатулка сказок», «Про что сочиним?» - для развития воображения, речи и сочинения чего – то нового и др.

Структура дидактической игры

1) Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. (формулируется для взрослого)

2) Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

В игровой задаче раскрывается «программа» иг­ровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулирует­ся желание их выполнить.

Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Ска­жи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т. п.

3) Игровые действия - это способы проявления активнос­ти ребенка в игровых целях.

Например:

- опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее;

- увидеть и на­звать изменения, которые произошли с игрушками, рас­ставленными на столе;

- подобрать кукле наряды и предме­ты быта, украшенные геометрическим (растительным) узо­ром и др.

Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия про­сты и однотипны.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов.

В играх старших дошкольников преобладают игровые дей­ствия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.

4) Правила обеспечивают реализацию игрового содержа­ния. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

Одни правила направляют поведение и по­знавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют от­ношения между играющими.

Другие правила ограничива­ют меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей за­дачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке).

В некоторых играх есть правила, зап­рещающие какие-то действия и предусматривающие нака­зание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила уси­ливают контроль ребенка за своим поведением, что повы­шает произвольность последнего (в игре «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» - бросать мяч, пока не сказано слово).

Между обучающей задачей, игровыми действиями и пра­вилами существует тесная связь. Обучающая задача опре­деляет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Если пе­дагог, проводя дидактическую игру, действует сам (рас­ставляет предметы, меняет их местами; называет, что де­лают игрушки и т.п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее образовательная ценность пропадает.

При планировании необходимо учитывать все структурные компоненты дидактической игры.

Анализ и самоанализ дидактической игры оформляется в таблице с обязательными выводами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: