СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………3
1. Характеристика прикладных упражнений..……………………….4
Заключение………………………………………………………….......7
Список использованных источников………………………………….8
ВВЕДЕНИЕ
В группу прикладных упражнений включаются ходьба и бег, равновесие, лазанье и перелезание, бросание и ловля предметов, поднимание и переноска грузов, переползание, преодоление различных препятствий. Помимо своей непосредственной прикладности в различных областях физической деятельности человека указанные упражнения имеют большое значение для совершенствования силы, быстроты, выносливости и ловкости.
Благодаря относительно простой двигательной структуре прикладные упражнения доступны любому контингенту занимающихся. Некоторые из этих упражнений являются хорошим корригирующим средством при исправлении целого ряда физических недостатков, поэтому не случайно в программах физического воспитания школьников и учащейся молодежи прикладные упражнения занимают значительное место.
Прикладные упражнения ценны и тем, что их можно выполнять в условиях естественной местности, с использованием различных предметов; оборудование мест занятий не сложно и не дорого. Во время активного отдыха прикладные упражнения наряду с другими средствами могут успешно применяться спортсменами самой высокой квалификации.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКЛАДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Прикладные упражнения - это естественные двигательные действия или их элементы, встречающиеся в жизни или в спорте. Такими упражнениями являются захватывание и перенос предметов, целостные бытовые и трудовые действия, различные способы передвижения, лазанье, бег, прыжки, метания, плавание, ходьба на лыжах, гребля и т. п. Выполнение этих упражнений отличается от занятий спортом, так как исключает максимальные нагрузку и участие в соревнованиях. Спортивно-прикладные упражнения восстанавливают или совершенствуют сложные двигательные навыки, оказывают общеоздоровительное действие на организм больного.
|
Прикладные упражнения являются более эффективными (в сравнении с гимнастическими) для восстановления общей выносливости, обеспечивают максимальное улучшение обменных процессов, являются средством тренировки и выработки компенсаторных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весьма эмоциональны по своему содержанию и методу проведения. Спортивные упражнения при соответствующих показаниях должны занять ведущее место в занятиях с больными, лечащимися в санаториях и на курортах.
Упражнения в целостно-бытовых действиях применяются при нарушении движений из-за травм, паралича, ампутации. Эти упражнения выполняются в виде различных действий по самообслуживанию (одевание, умывание, прием пищи и т. п.) и действий по использованию различных приспособлений и приборов (открывание и закрывание замка, включение и выключение электроприборов, газовой плиты, набор номера телефона и т. п.). Усвоение этих движений достигается многократным повторением их. Для обучения и тренировки применяются специальные стенды, в которых вмонтированы различные бытовые приборы и приспособления.
|
Ходьба в лечебных целях используется очень широко: она способствует улучшению функции сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, укреплению опорно-двигательного аппарата, умеренному повышению обмена веществ. Ходьба является неотъемлемой частью большинства занятий лечебной физической культурой, а также может рекомендоваться как самостоятельная форма двигательного режима. Расстояние и темп ходьбы дозируются в зависимости от состояния больного и основных задач, преследуемых при назначении лечебной физической культуры.
Ходьба является средством повышения уровня физической работоспособности, широко используется для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы как нагрузка умеренной интенсивности.
Бег предъявляет значительные требования к целому ряду функций организма, особенно к сердечно-сосудистой и дыхательной системам. С лечебной целью бег используется как при начальных проявлениях некоторых заболеваний, так и в стадии выздоровления. Методика его использования зависит от состояния сердечно-сосудистой системы и степени адаптации к физическим нагрузкам. Занятия бегом должны проводиться под строгим врачебным контролем.
В лечебной физической культуре, как правило, бег сочетается с ходьбой различного темпа. По мере адаптации организма к предлагаемым нагрузкам число и длина пробегаемых отрезков постепенно увеличиваются.
Прыжки относятся к упражнениям большой интенсивности, при их выполнении предъявляются высокие требования к нервной и сердечно-сосудистой системам и опорно-двигательному аппарату. Поэтому следует постепенно подводить занимающихся к выполнению прыжков, давая предварительно упражнения для укрепления мышц ног, особенно связочного аппарата голеностопного сустава. Необходимо обращать внимание больных на мягкость приземления. В лечебных целях преимущественно используются подскоки, упражнения со скакалкой.
|
Прыжки способствуют совершенствованию скорости реакции, координации движений.
Метания в лечебной физической культуре используются очень широко. К упражнениям в метании относятся броски и ловля малых и больших мячей, различного веса набивных мячей, а иногда и легкоатлетических снарядов. Упражнения в метании развивают силу мышц пояса верхних конечностей и туловища, ловкость, точность, координацию движений, мышечно-суставное чувство. Они создают положительные эмоции, повышают интерес к занятиям; в ряде случаев способствуют решению и специальных задач, например при травмах верхних конечностей.
Повышение трудности упражнений достигается увеличением расстояния до цели, расстояния между партнерами и выполнением бросков в движении.
Лазанье обычно используется в виде передвижения при помощи рук и ног по гимнастической стенке, по наклонной или вертикальной лестнице, иногда по канату или шесту. Упражнения в лазанье развивают силу рук, ног, туловища, улучшают координацию движений и подвижность в суставах верхних и нижних конечностей.
Ползание в лечебных целях применяется преимущественно в упоре стоя на коленях. Оно способствует разгрузке позвоночного столба от действия силы тяжести и улучшению его подвижности. Изменяя соотношение высоты положения таза и пояса верхних конечностей в сочетании с движением рук и ног, можно оказывать локальное воздействие на различные отделы позвоночного столба. Ползание положительно влияет также на положение и функцию внутренних органов у больных с заболеванием желудочно-кишечного тракта и гинекологическими заболеваниями, нарушениями осанки. Ползание следует чередовать с дыхательными упражнениями в расслаблении мышц пояса верхних конечностей.
Ходьба на лыжах относится к упражнениям умеренной и большой интенсивности; она способствует укреплению крупных мышечных групп туловища, ног, значительно стимулирует процессы тканевого обмена, улучшает функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Особенно положительное воздействие ходьба на лыжах оказывает на больных с функциональными нарушениями нервной системы и обычно используется в санаториях. При организации занятий необходимо учитывать, насколько больные владеют техникой передвижения лыжах: для недостаточно владеющих техникой передвижения интенсивность нагрузки значительно выше.
Плавание в настоящее время широко используется как средство ЛФК. Оно показано при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, последствиях травм опорно-двигательного аппарата, нарушениях осанки и сколиозах у детей. Плавание предъявляет значительные требования к функциям дыхания и кровообращения, тренирует физиологические механизмы терморегуляции. При прочих равных условиях влияние плавания на организм зависит от температуры воды и длительности пребывания в ней.
Гребля оказывает разностороннее воздействие на организм: способствует укреплению мышц туловища, пояса верхних конечностей, значительно повышает обмен веществ, усиливает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Гребля дозируется по времени, темпу гребков и длине дистанции в зависимости от того двигательного режима, который предписан больным. Проведенные в санаторно-курортных условиях клинико-физиологические исследования показали положительное воздействие гребли на больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем и нарушениями обмена веществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прикладные упражнения могут включаться во все части занятия, а обучение основным упражнениям проводится в основной его части.
Заключительная часть любого занятия по гимнастике, основной задачей которой является создание условий для протекания восстановительных процессов в организмах занимающихся, немыслима без такого упражнения, как ходьба.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
2. Барчунов, И.С. Физическая культура [Текст] / И.С. Барчунов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 255 с.
3. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений [Текст] / Ю.К. Гавердовский. – М.: Терра-Спорт, 2002. – 510 с.
4. Евсеев Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.
5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
6. Лукьяненко В.П. Физическая культура: Основы знаний [Текст] / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2003. – 224 с.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.
8. Решетников Н.В. Физическая культура [Текст] / Н.В. Решетников. – М.: Академия, 2005. – 152 с.
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.