Творчество Джошуа Рейнольдса




Среди многих портретистов Англии особое место принадлежало Джошуа Рейнольдсу (1723-1792). Он был организатором и первым президентом Королевской Академии художеств, основанной в 1768 году. Поставив целью утвердить в искусстве идеал, связанный с национальной действительностью, Рейнольдс сочетал черты светской парадности и характерной для аристократического портрета монументальности с меткостью психологической характеристики. Он создал галерею портретов своих современников, в большинстве случаев представителей высших слоёв общества.

Рейнольдс родился в Плимптоне в семье пастора, учился у портретиста Хэдсона. Поездки в Италию и Францию завершили его художественное образование, способствуя формированию свободной живописной манеры и гармоничного насыщенного колорита. Сильные стороны его творчества проявились там, где он следовал натуре. Тяготение Рейнольдса к созданию жизненно правдивых и в то же время облагороженных образов обнаружилось в «Портрете писателя Стерна» (1760, частное собрание). Он любит изображать портретируемых за работой, в кругу семьи. Полна естественности и грации Нелли О'Брайен (ок. 1762 г., Лондон, собрание Уоллес), сидящая в тени деревьев. Яркие лучи солнца, проникая сквозь частую листву, ложатся бликами на её платье, на маленькую собачку, которую она держит на коленях. Спокойный пристальный взгляд молодой женщины привлекает внимание к её приветливому нежному лицу. Одновременно с реалистическими, свободно-непринуждёнными портретами Рейнольдс исполнял парадные и аллегорические портреты в «большом статуарном стиле» (как его называл сам художник), сочетающие черты яркой индивидуальности, идеализма, рационализма и приподнятости. Портретируемые в нарядных одеждах изображались на фоне колонн, драпировок, декоративных пейзажей. Сложен по композиции портрет актрисы Сары Сиддонс в виде музы трагедии (1784, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон). В величественной позе восседает она на троне, позади которого видны аллегории — Преступление и Возмездие. Портрет превращён в красочное театральное зрелище, острота портретной характеристики в нём сочетается с иносказательностью, торжественностью. Именно такого типа портреты снискали популярность художнику у многочисленных аристократических и буржуазных заказчиков. Не успевая исполнять заказы собственноручно, Рейнольдс был вынужден прибегать к помощи учеников, что снижало качество его работ. Однако в лучших парадных портретах многочисленные аксессуары не заслоняют характера портретируемых, представленных в состоянии душевного подъёма, вдохновения. Таковы портреты офицеров на полях сражений. В них трактовка образов способствует выявлению героических черт. Овеян романтикой морских боёв и странствий образ старого адмирала лорда Хитфилда (1787-1788, Лондон, Национальная галерея). Он стоит около орудий. Плотная крепкая фигура, острохарактерное, энергичное, обветренное лицо с маленькими проницательными серыми глазами, пристально глядящими из-под мохнатых бровей, жест руки, сжимающей ключ от Гибралтарской крепости, — всё это выражает собранность и упорство, готовность к действию. Контраст красных тонов (в форме адмирала) с тёмно-зеленоватыми и сероватыми (преобладающими в предгрозовом пейзаже) подчёркивает монументальность и напряжённость образа. Энергичная плотная живопись и решительная пластическая моделировка усиливают его выразительность.
Занимая до самой смерти пост президента Королевской Академии художеств, Рейнольдс исполнял исторические и мифологические композиции, много сил отдавал педагогической и общественной деятельности. Как теоретик искусства он призывал изучать художественное наследие прошлого, в частности искусство античности и Возрождения. Придерживаясь взглядов, близких классицизму, он в то же время подчёркивал особое значение воображения и чувства, предвосхищая этим эстетику романтизма.

В ряде случаев Рейнольдс исполнял заказы тех же лиц, что и Гейесборо. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них. Если Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле — «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784-1785, Лондон, Национальная галерея), то Рейнольдс изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне.

Заключение

Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734-1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Ему принадлежит большое число женских и детских портретов, внешне привлекательных, миловидных, но внутренне всё же малозначительных. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Ленинград, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером.


Список использованной литературы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: