Общая синдесмология. Классификация и общая характеристика суставов.




Раздел 1. Остеосиндесмология

Тема 1.1 Введение в анатомию: организм и его составные элементы (ткани, органы, системы органов и аппараты), форма человеческого тела, понятие конституции, основная анатомическая терминология.

1.Дайте понятие организма.

2.Дайте понятие ткани. Перечислите основные тканевые группы. Опишите место расположения и функции эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей.

3.Дайте понятие органа, системы органов, аппарата. Перечислите системы органов и аппараты организма человека.

4.Дайте понятие сомы и внутренностей. Перечислите полости тела.

5.Назовите по-латыни и покажите на муляже/таблице части тела:

Части тела Латинский термин
голова  
шея  
туловище  
верхняя конечность  
нижняя конечность  

6.Назовите по-латыни и покажите на муляже/таблице области:

Области Латинский термин
головы свод черепа  
лицо  
туловища грудь  
спина  
живот  
верхней конечности плечо  
предплечье  
кисть:  
- ладонь  
- тыл  
- пальцы  
нижней конечности ягодичная область  
бедро  
голень  
стопа:  
- подошва  
- тыл  
- пальцы  

7.Назовите по-латыни и покажите на скелете линии на поверхности груди:

Линии на груди Латинский термин
передняя срединная  
окологрудинная  
среднеключичная  
передняя подмышечная  
средняя подмышечная  
задняя подмышечная  
лопаточная  

8.Назовите по-латыни и покажите на муляже/таблице отделы и области живота:

Отделы живота Латинский термин Области живота Латинский термин
надчревье   надчревная  
подреберная правая  
подреберная левая  
чревье   пупочная  
боковая правая  
боковая левая  
подчревье   лобковая  
паховая правая  
паховая левая  

9.Назовите по-латыни и покажите на муляже/таблице области спины:

Области спины Латинский термин
позвоночная  
лопаточная  
подлопаточная  
дельтовидная  

10.Дайте понятие типа телосложения.Проведите сравнительную характеристику типов телосложения:

Параметр сравнения Тип телосложения
долихоморфный брахиморфный мезоморфный
рост      
туловище      
окружность груди      
ширина плеч      
длина нижних конечностей      
угол наклона таза      

11.Дайте понятия нормы, варианта нормы, аномалии, порока развития.

12.Покажите на самом себе «исходное анатомическое положение».

Исходное анатомическое положение тела человека – вертикальное, лицо обращено вперед, рот закрыт, глаза открыты, сфокусированы на каком-нибудь удаленном предмете, выражение лица нейтральное, нижний край глазницы находится в одной горизонтальной плоскости с наружным слуховым проходом, верхние конечности опущены, ладони обращены вперед, пальцы выпрямлены, большой палец кисти находится под углом 90º к остальным пальцам, нижние конечности вместе, пальцы стоп обращены вперед.

13.Покажите на скелете/муляже анатомические плоскости: сагиттальную, фронтальную, горизонтальную.

14.Составьте словарь анатомических терминов:

Термин Перевод Термин Перевод
передний   наружный  
задний   внутренний  
верхний   поверхностный  
нижний   глубокий  
правый   большой  
левый   малый  
медиальный   больший  
латеральный   меньший  
проксимальный      
дистальный      

 

Вопросы и задания к практическим занятиямпо Анатомии

для специальностей Лечебное дело, Педиатрия,

Медико-профилактическое дело

Тема 1.2 Кость как орган, классификация костей.

Общая синдесмология. Классификация и общая характеристика суставов.

*Особенности строения костей у новорожденного (для педиатрического факультета).

**Роль труда, физических упражнений, гиподинамии, перегрузок на сроки окостенения, формообразование костей. Факторы, способствующие укреплению суставов: специальные физические упражнения, трудовые процессы, спорт (для медико-профилактического факультета).

1. Дайте понятие скелета. Перечислите функции скелета.

2. Назовите стадии развития скелета.

3. Назовите части трубчатой кости. Опишите строение диафиза, эпифиза, апофиза. Дайте понятие метафиза, костномозговой полости, красного и желтого костного мозга, надкостницы, суставного хряща.

4. Дайте классификацию костей, опишите принцип строения костей разных видов, приведите примеры на основе заполненной таблицы.

Распределите в таблице кости:

позвонок грудина ребро ключица лопатка плечевая кость локтевая кость лучевая кость кости запястья кости пястья фаланги пальцев тазовая кость бедренная кость большеберцовая кость малоберцовая кость надколенник кости предплюсны кости плюсны теменная кость височная кость клиновидная кость лобная кость
Трубчатые Губчатые Плоские Смешанные
длинные Короткие длинные короткие сесамовидные кости черепа кости поясов
               
               
               
               
               
               
               
               
               
                   

5. Запишите за преподавателем схему классификации соединений костей.

6. Назовите типы соединений костей. Дайте понятие синартроза, диартроза и гемиартроза.

7. Назовите виды синартрозов. Дайте понятие синдесмоза, синхондроза, синостоза.

Покажите на муляжах/таблицах примеры связок, мембран, швов (зубчатый, чешуйчатый, плоский), синхондрозов (гиалиновый, волокнистый; временный, постоянный), синостозов.

8. Опишите строение гемиартроза, покажите на муляжах/таблицах примеры.

9. Перечислите основные элементы сустава, опишите их строение и функцию, покажите на муляжах/таблицах.

10. Перечислите вспомогательные элементы суставов, опишите их строение и функции.

11. Проведите через суставы на скелете главные оси, назовите и покажите движения вокруг них на основе заполненной таблицы.Дайте понятие амфиартроза (тугого сустава).

Вокруг фронтальной оси Вокруг сагиттальной оси Вокруг вертикальной оси Переход с оси на ось, кость описывает конус
       
       

12. Назовите принципы расположения связок в суставах. Приведите примеры на одно,-двух и многоосном суставах.

13. Дайте классификацию суставов по строению (простые, сложные, комбинированные), приведите примеры на основе заполненной таблицы.

14. Объясните принцип строения и движения одноосных суставов – цилиндрических и блоковидных; двухосных – эллипсовидных и седловидных; многоосных – шаровидных и плоских. Приведите примеры на основе таблицы, покажите суставы на скелете, смоделируйте суставы посредством соединения соответствующих костей.

сустав Классификация
по строению по форме по функции – ось и движение
атланто-затылочный      
атланто-осевой      
межпозвоночные (поясничный отдел)      
плечевой      
локтевой      
лучезапястный      
запястно-пястный большого пальца      
пястно-фаланговый      
межфаланговый      
тазобедренный      
коленный      
голеностопный      

 

*15.Особенности строения костей у новорожденного (для педиатрического факультета):

· диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть губчатых костей стопы – из хрящевой ткани;

· точки окостенения есть в эпифизах бедренной и большеберцовой костей, таранной, пяточной и кубовидной, в телах и дугах позвонков;

· структура костной ткани – грубоволокнистая;

· доля минерального матрикса меньше, чем органического – кости более гибкие, но менее ломкие чем у взрослого;

· относительно большая толщина надкостницы (обеспечивает рост кости в ширину);

· широкая метаэпифизарная зона (рост кости в длину);

· поверхность костей ровная (выступы появляются по мере развития мышечной ткани)

· кровоснабжение кости очень интенсивное;

· все полости кости заполнены красным костным мозгом.

**16.Роль труда, физических упражнений, гиподинамии, перегрузок на сроки окостенения, формообразование костей. Факторы, способствующие укреплению суставов: специальные физические упражнения, трудовые процессы, спорт (для медико-профилактического факультета).

А)Длительные систематические сокращения мускулатуры (при физическом труде и упражнениях) способствуют формообразованию кости, т.к.:

· на месте прикрепления сухожилий образуются костные выступы;

· на месте прикрепления мышечных пусков – ямки или ровные поверхности;

· рефлекторно изменяется обмен веществ в кости, что приводят к увеличению массы костного вещества;

· дозированные нагрузки активизируют зоны роста (чрезмерные нагрузки сначала активизируют рост костей, но затем замедляют процесс синостозирования).

Б)В соединениях костей в результате тренировок увеличивается подвижность в связи с:

· повышением растяжимости мягких тканей, связок и мышц на стороне противоположной движению;

· увеличением силы мышц, обусловливающих движение.

Подвижность в отдельных суставах изменяется избира­тельно, в зависимости от вида спорта:

· гимнасты, акроба­ты - все соединения;

· теннисисты - суставы кисти;

· пловцы–суставы пояса верхней конечности;

· хоккеисты–суставы нижней конечностии т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: