Система рекрутирования элиты.




Демократия как форма политической жизни. Принципы, институты, модели и условия демократии

Демократия (греч.)=demos(народ)+ kratos(власть)= власть народа

Современное определение: ДЕМОКРАТИЯ - форма государственно-политического устройства, основанная на признании народа в качестве источника и субъекта власти.

Развернутое определение А.Линкольна: Д. - правление народа, осуществляемое народом и для народа.

Принципы (критерии) демократии:

ü Признание народа источником власти и носителем верховной власти

ü Наличие гражданских прав у предельно широкого круга взрослого населения

ü Равная возможность участия в политической жизни для всех граждан

ü Выборность основных органов власти

ü Решение вопросов голосованием

ü Возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса

ü Беспрепятственный контроль над деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы или общ.объединения

ü Это идеалы для общества, которое стремится к демократии. Нет такой страны, в которой выполнялись бы все вместе.

Механизм демократии.

Главные элементы:

Ø Законодательное закрепление основных экон., соц. и полит.прав человека

Ø Свободные, равные, прямые, тайные выборы органов власти

Ø Решение вопросов большинством при твердых гарантиях права меньшинства отстаивать свои интересы

Ø Сочетание непосредственных и представительных форм участия граждан в управлении делами общества

Ø Законодательное закрепление и обеспечение права отзыва лиц, избранных в органы власти

Ø Политический плюрализм (наличие не менее 2 политических партий)

Ø Наличие лояльной оппозиции

Ø Разделение законодательной и исполнительной властей при их относительной самостоятельности в рамках закрепленных полномочий

Ø Независимость суда

Ø Верховенство принятого в установленном порядке закона

Ø Наличие альтернативных источников информации

!!! Особо важно значение средств реализации и защиты прав человека в демократич.организацииполитич.жизни. Без гарантированных прав и свобод человека не может осуществляться демократия.

Разновидности современной демократии.

По субъекту политики:

1. Либеральные (индивидуалистические) – приоритет прав личности над правами государства. Важное значение: разделение властей, совершенствование механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности. = очень редки в мире (тяготеют США)

2. Плюралистические (множественные) – главные субъекты политики различные группы людей. Только с помощью группы личность получает возможность политич.выражения и защиты интересов.Важное значение: обеспечение баланса интересов разл.соц.групп, создание противовесов узурпации власти наиболее могуществ.общ.группами или большинством граждан

3. Коллективистские (народные демократии) – народ как целостность имеет право устанавливать законы и определять деятельность правительства. (идея Ж.Ж.Руссо о народном суверенитете). Опыт показывает, что власть народа не может быть реальной без признания и правового закрепления личности в качестве важного субъекта политики.

По тому, кто осуществляет власть:

1. Прямые (плебисцитарные): сам народ принимает важнейшие политич.решения, а представит. органы власти свести к min. и они полностью под контролем граждан.(Пример- Швейцария)

2. Представительные(репрезентативные): воля народа выражается не только им самим, но и его представителями в органах власти.(по Р.Дарендорфу: «Д.-это не правление народа, а правительство, избираемое им…»)

Условия демократии

1. Высокий уровень эк.развития страны, многообразие форм собственности, наличие развитого рынка, конкуренция товаропроизводителей.

2. Наличие многообразного состава населения, т.е. социального плюрализма и органически связанных с ним гражданского общества и правового государства.

3. Высокая степень развития культуры

Демократия и государство

По сути, Д. – самая совершенная ФОРМА ГОСУДАРСТВА. При наличии в обществе государства Д. не является полной, а при полной Д. становятся ненужными и государство, и сама демократия как властная форма регулирования общ.отношений. общества в целом.


13 .Политическая элита - понятие, отражающее особую роль верхушки господствующего класса, той его части, которая непосредственно осуществляет политическое руководство обществом, стоит у руля государственного управления. Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.

Г.Моска анализировал политическое господство на основе организационного подхода. Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые.

В. Парето обоснованием роли элиты считал стремление общества к социальному равновесию. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений.

В центре внимания Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы.Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию «справа», считая её неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только «жизненным порывом».

Р. Михельс объяснял причины невозможности демократии тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создание культа личности вождей..».

В современных концепциях элитаризма многие исследователи отмечают, что правящая элита имеет сложную структуру. В ее составе принято выделять ряд элит. Политическая элита – это вершина властной пирамиды. В ее состав входят руководители государства, правящих политических партий и др. Ведущая роль политической элиты обусловлена тем, что ее решения распространяются на всех граждан, могут принимать форму законов, обязательных для исполнения на территории государства.

Функции

1) Руководство и управление обществом.

2) Стратегическая функция – разработка стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий, разработка концепции назревших реформ.

3) Мобилизующая функция – организация масс на воплощение политических решений в жизнь.

4) Коммуникативная функция - отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества, обеспечение работы каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.

5) Интегративная функция обеспечивает стабильность общественной жизни, снимает острые противоречия и конфликты.

Структура

Деловая, или экономическая, элита обладает большим спектром воздействия на политические процессы, субсидируя политические партии, избирательные кампании, лоббируя соответствующие законы и т.п.

Административная, или бюрократическая, элита – высокопоставленные чиновники государственного аппарата, которые по долгу службы должны подготавливать и следить за реализацией управленческих решений, сохраняя нейтралитет и не вмешиваясь в политическую борьбу.

Военная элита состоит из высших армейских чинов, командующих крупными воинскими формированиями. Идеологическая элита – это ведущие деятели науки, культуры, руководители средств массовой информации, деятельность которых заметно влияет на формирование общественного мнения в стране.

Система рекрутирования элиты.

Существует две основные системы формирования политических элит: антрепренерская (предпринимательская) и система гильдий (корпоративная).

Антрепренерская система характеризуется: 1) открытостью, широкими возможностями для представителей различных социальных групп претендовать на место в элите; 2) небольшим числом институциональных фильтров; 3) широким кругом селектората; 4) высокой конкурентностью отбора и первостепенной значимостью индивидуальных качеств претендента.

Система гильдий отличается такими чертами, как: 1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих слоев самой элиты; медленный эволюционный путь наверх; 2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей (возраст, пол, партийность и др.); 3) небольшой, относительно закрытый круг селектората; 4) тенденция к воспроизводству существующего типа лидерства.

 

 

19. Беларусь – смешанная (президентско-парламентская) республика с сильной президентской властью. Органы государственной власти РБ. Президент Республики Беларусь. С принятием Конституции 15 марта 1994 г. в Республике Беларусь был учрежден пост Президента.РБ – унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является Президент. Президент РБ согласно Конституции является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно основного закона РБ законодательным органом власти в стране является Парламент, состоящий из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Совет Республики является палатой территориального представительства и состоит из 64 членов: от каждой области и города Минска избирается по восемь членов Совета Республики; еще восемь назначаются Президентом. Срок полномочий Парламента Республики Беларусь — 4 года. Палата представителей включает в свой состав 110 депутатов, которые избираются населением на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство – Совет Министров, который является центральным органом государственного управления. Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания. Структуру Правительства также определяет Президент. Он имеет право отправить министров в отставку и назначить новых членов Правительства. Конституция предусматривает, что Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Судебная власть в РБ принадлежит судам. В Республике Беларусь судебная система состоит из Конституционного Суда, общих судов, хозяйственных судов.Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляет Конституционный Суд. Общие суды осуществляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам. Система хозяйственных судов осуществляет экономическое правосудие.

 

31.Государственная политика, её виды, уровни, направления. Основные направления гос. Политики РБ.
Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, по­зволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.
Государственную политику можно классифицировать по
-направленности интересов (внутренняя и внешняя),
-сфере деятельности (экономическая, социальная, экологическая, демографическая и др.),
-уровню разработки (1.Макроуровень – государственная политика в глобальных масштабах страны, группы стран; 2.Метауровень - политика относящаяся к отдельным сферам и направлениям деятельности государства; 3.Микроуровень – например, молодежная политика),
- охвату территорий (1.Общегосударственная политика, 2.Региональная политика, 3.Местная политика),
- времени деятельности (1.Стратегическая политика, 2.Среднесрочная (оперативная) политика, 3.Краткосрочная политика)
-отношению среды участников и уровню конфликтности (1.Распределительная государственная политика – связана с деятельностью органов власти по распределению соответствующих материальных благ,
2.Перераспределительная государственная политика – определенные ресурсы передаются от одной группы населения к другой,
3.Регулирующая государственная политика – политика по регулированию отждельных видов деятельности,
4.Административно-правовая государственная политика – связана с нормотворчеством и функционированием государства в целом,
5.Стратегическая государственная политика – направлена на установление и поддержание взаимоотношений с другими странами,
6.Антикризисная государственная политика – проводится в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств)

Направления государственной политики Республики Беларусь.
Внутренней:
1)совершенствование структуры хозяйства в соответствии с потребностями населения и местными условиями на базе эффективного использования внутренних ресурсов,
2)наращивание экономического и научно-производственного потенциала,
3) стимулирование экономической активности населения, развитие предпринимательства.
Внешней:
1) активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;
2) способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;
3) участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;
4) энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН;
5)активная интеграция.

 

21. Исторический опыт свидетельствует: государственная власть эффективно выполняет свои функции там, где на практике реализован принцип ее разделения на законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и правительство) и судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции). Принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную "ветви" означает четкое разграничение их функций и полномочий, независимость, равную ответственность и возможность взаимодействовать, контролировать друг друга. Реализация этого принципа стимулирует демократизацию политико-властных отношений, функционирование "системы сдержек и противовесов", предупреждающей злоупотребления властью. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан.

Законодательная власть.

Законодательная власть - это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.В настоящее время законодательная власть – это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны. Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны. Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент – это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.

Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:

• Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь;

• Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).

Исполнительная власть.

В настоящее время исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Исполнительная власть - это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.

Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:

1) центральная – на всю территорию 2) местная

Органы центральной исполнительной власти:

1) Совмин 2) Министерства, государственные комитеты, департаменты.

Судебная власть.

Судебная власть - система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Структура судебных органов:

1) Конституционный Суд Республики Беларусь;

2) общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);

3) хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: