Доклад Президента ИКОМОС




 

Как вы все знаете, это мой последний доклад в качестве Президента организации, которую я возглавлял девять лет и еще шесть лет занимал должность Вице-президента.
Вы выбрали меня на столь долгий срок, и я чувствую глубокую благодарность за доверие, которое вы оказали мне как главе организации, и надеюсь, что мне удалось вдохновить вас на постоянное стремление к лучшему, сохраняя преданность ИКОМОС и непоколебимую приверженность ее принципам.
Я считаю, что мне повезло, что в этом длинном путешествии меня сопровождали замечательные члены Бюро и Совета и сотрудники Секретариата, без которых ни одно из достижений последних полутора десятилетий не было бы возможным.


Я также хочу поблагодарить моих коллег из основного состава и Академии ИКОМОС за их усилия и интеллектуальную поддержку. Я не могу назвать всех, кто помог мне на этом пути, поскольку этот список был бы слишком длинным, но, я не могу не упомянуть в своем докладе тех, кто дал мне гораздо больше, чем я, вероятно, заслужил.

 

Поскольку большая часть важной информации о достижениях за прошедший год будет охватываться докладами Генерального директора, Генерального секретаря и Казначея, я остановлюсь в этом последнем обращении на основных достижениях ИКОМОС за время моего пребывания в должности. Для этого я сосредоточу свое внимание на трех фундаментальных принципах, следуя которым мы сможем добиться нашей цели - превратить ИКОМОС в современную и сильную организацию, способную удовлетворить постоянно растущие и меняющиеся потребности мирового культурного наследия: гармония, развитие и открытость.

С точки зрения создания гармоничной среды, после нескольких сроков внутренних разногласий в Исполнительном комитете, в последние три трехлетних периода, мы наконец-то были осчастливлены Советом, в котором преобладали откровенные и перспективные дискуссии и взаимное уважение к общим решениям. Несомненно, это связано с тем, что все члены Совета работали именно в тех областях, которые представляли для них особый интерес. Решающую роль в улучшении работы Секретариата сыграла Генеральный секретарь Кирсти Кованен, а также незримая работа нашего Вице-президента Тошиюки Коно, проявившаяся, в частности, в назначении Мари-Лауры Лавенир в качестве нашего Генерального директора, которая значительно способствовала установлению гармонии, улучшению условий труда и налаживанию взаимоотношений между нашими преданными сотрудниками. Это большое достижений Мари-Лауры, особенно с учетом тщетных усилий ее предшественников снять внутреннюю напряженность, которая преобладала в течение длительного времени. Я считаю, что присутствие Мари-Лауры в Секретариате имеет очень большое значение. Как и во всех НПО, должность Генерального директора обеспечивает необходимую преемственность и постоянное представительство, на которое не влияют изменения в составе Совета.

Успеху Мари-Лауры в значительной степени способствовала новая политика в области управления, которая была разработана под руководством Вице-президента Греллана Рурка и которая четко определяет соответствующие симбиотические обязанности Совета и Генерального директора и создает основу для наших взаимоотношений и взаимоуважения. Благодаря новому определению полномочий и отличным управленческим навыкам, Генеральный директор перестроила внутреннюю организацию нашего секретариата, и в результате индивидуальная эффективность и удовлетворенность наших сотрудников превзошли наши ожидания.

Политика институционального роста, которая выходит за рамки простой статистики и вместо этого опирается на усиленный профессионализм и активизацию деятельности, оказалась очень эффективной как внутри организации, так и за ее пределами. Внутри организации, при экспертной поддержке вице-президента Гидеона Корена и ICLAFI (Международный научный комитет по правовым, административным и финансовым вопросам ИКОМОС), нашего Юридического комитета, ИКОМОС внедрила политику отзыва мандатов у плутократических, закрытых или «призрачных» национальных комитетов, и как только это произошло, она успешно приступила к их реорганизации в соответствии с новыми уставами, которые отвечают нашим требованиям к открытости и демократическим принципам. Результатом стало создание реального присутствия ИКОМОС в странах, где ранее существовало только имя. Тот факт, что мы проводим Генеральную Ассамблею в Индии является прямым следствием этой политики. В то же время некоторые регионы активно участвуют в создании Национальных комитетов там, где их нет или очень мало, как, например, в Восточно-Карибских государствах.

Наши Международные научные комитеты, которые составляют другую сторону нашей работы, выросли и продолжают развиваться такими темпами, которые были немыслимы несколько лет назад. Как и в случае с Национальными комитетами, МНК, которые ограничивают свой состав, неактивны или неактивны в течение длительных периодов времени, отсеиваются. Наш Научный совет, теперь стал уставным органом, позволяющим МНК быть

 

ИКОМОС

GA 2017 3-1

Версия 10/11/2017

саморегулируемыми организациями, тщательно отслеживая и внося изменения в комитеты с такими проблемами, как ограничительная политика членства, которая в некоторых случаях практикуется еще с момента нашего основания, когда ИКОМОС рассматривался как «клуб старцев». В течение моего председательства, я имел честь принимать участие во многих симпозиумах, организованных нашими МНК во всем мире. Меня особенно восхитил профессионализм, способность собирать талантливых членов под свое руководство Рохита Джигиасу, Международный комитет по подготовке к рискам, Шеридана Берка и Фернандо Эспинозы де лос Монтероса из Комитета по наследию 20-го века; Милагроса Флореса и Адриана Кареага, Международный комитет по фортификациям и военному наследию; Сьюзан Барр из Комитета полярного наследия; Моники Луенго из Комитета по культурным ландшафтам; Стефана Симона из Комитета по камню; Марио Сантана и Андреаса Георгуполоса, Международный комитет по документации, связанной с наследием; Нила Зильбермана из Международного комитета по интерпретации и презентации достопримечательных мест культурного наследия; Стива Келли, Международный комитет по анализу и восстановлению конструкций архитектурного наследия; и Софии Авгерину Колониас из Комитета по историческим городам и селениям. Я благодарен каждому из них за то, что они нашли время, чтобы сообщить мне о приоритетных вопросах и потребностях в их отдельных областях специализации, и как группа, они являются базисным компонентом магистрального развития ИКОМОС, его мозговым трестом.

Эта новая энергия наших МНК и НК отражается в большой рабочей нагрузке, деятельности, а также в новой структуре Консультативного комитета, который я всегда считал самым важным органом ИКОМОС, поскольку именно он обладает способностью задействовать и активировать наши интеллектуальные ресурсы на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

Внешнее присутствие и влияние ИКОМОС продолжает расширяться, благодаря упорству и интеллекту наших многочисленных членов, которые щедро и добровольно предлагают свои таланты и ресурсы для достижения миссии ИКОМОС. Особое значение в этом отношении имеет работа Андрю Поттса, Джиоти Хозаграхара, Джеффа Сула и Эге Йылдырыма и их вклад в развитие целей Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития и программы Хабитат. Не менее важны и наши Договоры о взаимопонимании с региональными и международными организациями, такими как ИККРОМ (Меж­ду­на­род­ный ис­сле­до­ва­тельс­кий центр по сохранению и реставрации культурных ценностей), ИКОМ (Международный совет музеев), TICCIH (Международный комитет по сохранению индустриального наследия), ОГВН (Организация городов Всемирного Наследия), МСА (Международный Союз Архитекторов), Фонд Ромуальдо дель Бьянко и, конечно же, инициатива «Google - Искусство и культура», которая будет продемонстрирована на нашей 19-й Генеральной Ассамблее в Нью-Дели. Среди этих партнеров я хочу выделить Паоло дель Бьянко за его приверженность принципам сохранения и постоянную отзывчивость по отношению к ИКОМОС.

Несмотря на наши победы и достижения, последние годы не были счастливыми для мирового культурного наследия. Уничтожение культурного наследия всегда сопутствовало вооруженным конфликтам, но с появлением социальных сетей и ужесточением нашего мира, оно приобрело новые масштабы, когда ужасное трагическое уничтожение культурного наследия приобрело глобальный характер. ИКОМОС использовал имеющиеся у него средства для информирования общественности об этих событиях и подготовке реконструкции объектов. Благодаря щедрой поддержке Фонда Аркадии в Великобритании мы обучили сирийский персонал работе с трехмерной документацией по памятникам, подверженным риску, через Project Anqa в партнерстве с CyArk. При непрерывной поддержке федерального правительства Германии, ИКОМОС продолжает публиковать серию «Наследие под угрозой» - важный документ, который периодически информирует мир о силах, угрожающих хрупкому культурному наследию всех стран. Я должен поблагодарить Кристофа Махата и Джона Зисимера за предоставление финансирования для выпуска и редактирования этих публикаций.

В этом году дополнительные разрушения были вызваны, по видимому, осерчавшей природой-матерью. Ураганы, наводнения, землетрясения и лесные пожары привели к беспрецедентному ущербу для наследия Доминики, Виргинских островов, Пуэрто-Рико, Кубы, Мексики и Соединенных Штатов Америки, и уже исчерпаны ресурсы для экстренного реагирования. Несколько лет пройдет, чтобы восстановиться от последствий от таких катастроф.

Говоря о том, что нас ждет впереди, я хотел бы рассказать вам о своих неудачах, некоторых недостигнутых целях, которые я считал решающими для преобразования ИКОМОС в открытую, эффективную и демократическую организацию.

Понимая, что наши преобразования были далеки от завершения и что потребуются еще многие годы, я безуспешно пытался отложить пересмотр и принятие новых законов на Генеральных ассамблеях в Париже и Флоренции, чтобы их конечные редакции могли включить любую новую структуру, возникшую в результате углубленного изучения новых возможностей, а также наших недостатков. Моя неспособность остановить принятие этих документов, является, как я считаю, моим первым административным провалом, равно как и продолжение существования Национальных комитетов, которые управляются как средневековые феоды, которые исключают новых членов и новые концепции. Этому способствуют как старые, так и новые уставы, предоставляя нашим Национальным комитетам исключительную автономию, которой часто злоупотребляют их сотрудники.

 

ИКОМОС

GA 2017 3-1

Версия 10/11/2017

Еще одна неудача - наша неспособность определить структуру, которая обеспечит сильную и независимую роль университетов, особенно в странах, где Национальные комитеты вводят ограничения или даже открыто препятствуют их участию в работе ИКОМОС. Таким образом, интеллектуальный потенциал университетов остался невостребованным ИКОМОС даже тогда, когда университеты открыто выразили заинтересованность принять участие в наших организациях, не взирая на снобизм Национальных комитетов.

Уставы также помешали воплощению моих планов сделать голосование всеобщим, для всех членов и покончить с наследием основателей нашей организации, предоставивших право голоса лишь 18 назначенным членам каждого Национального комитета, и лишивших МНК права голоса на всеобщих выборах. Это, конечно, связано с опасением членов крупных Национальных комитетов, и отражает геополитические структуры, которые наши учредители скопировали с международных межправительственных организаций. Модель, основанная на политике, которую я всегда считал нецелесообразной для ИКОМОС. Фактически, эта структура позволяет самому маленькому континенту эффективно поддерживать свое доминирование в организации просто потому, что, в отличие от других континентов, он состоит из многих малых стран, находящихся в непосредственной близости друг от друга. Принятие принципа всеобщего голосования потребовало бы от ИКОМОС разработки новой структуры, которая позволит членам в пределах собственных определенных регионов официально организовывать свою работу, избегая доминирования одного региона или группы.

Еще одна проблема Национальных комитетов заключается в наследии и пережитках колониальных структур, что заставляет профессионалов с определенных территорий участвовать в ИКОМОС через далекие Национальные комитеты во Франции, Португалии, Нидерландах, Соединенных Штатах, Великобритании, Дании, Испании, Чили и Эквадоре, основная работа и проблемы которых географически и концептуально далеки от них. Также обстоит дело в Пуэрто-Рико, Виргинских островах, Гуаме, Тайване, Канарах, Курасао, Таити, Самоа, Арубе, Монтсеррате, Гренландии, Сент-Бартелеми, Гваделупе, Мартинике, о. Реюньон, Сен-Пьер и Микелоне, на Азорских островах, Бермудских островах, на Мадейре, на островах Тёркс и Кайкос, на Каймановых островах, на острове Пасхи, на Галапагосских островах, на Гавайях, в Ангилье и Фолклендских островах, не говоря уже о некоторых территориях, отстраненных от прямого участия в ИКОМОС. И есть Антарктида, не страна, а де-факто совместное владение, которым управляют государства-участники Системы Договора об Антарктике и чье наследие ИКОМОС связано с МНК по полярному наследию, члены которого не имеют прямого права голосовать на наших всеобщих выборах

В завершении доклада, я хотел бы рассказать о моих глубоких опасениях относительно того, что из-за Конвенции о всемирном наследии, ИКОМОС напоминает собаку, которой вертит хвост. Это правда, что Конвенция предоставила ИКОМОС широкое общественное признание, а также возможность содействовать сохранению наследия, и в этой области вице-президент Альфредо Конти сыграл благотворную роль благодаря своему упорству, дипломатии и компетентности. Вместе с тем, Конвенция также создала нездоровую зависимость от Центра всемирного наследия, приоритеты и потребности которого накладываются на ИКОМОС, в ущерб нашим собственным приоритетам и потребностям. Последним примером стало согласие ИКОМОС ускорить внутренние дебаты по поводу восстановления Бамианских Будд – приоритетной задачи ЮНЕСКО.


Я также хочу предупредить ИКОМОС, что сосредоточенность на Конвенции может отодвинуть на второй план нашу первоочередную задачу, предусмотренную Статьей 5 – развитие международного сотрудничества с целью сохранения культурного наследия. Конвенция была создана в период большого пессимизма и фатализма относительно способности сохранить культурное наследие, вызванных, во многом, наводнениями в Венеции и Флоренции, разливом Асуанской плотины и перезда Абу-Симбела, масштабным разрушением исторических городов, современным урбанизмом и архитектурой, а также послевоенными иллюзиями о создании лучшего и нового мира с помощью науки и техники.
В то время казалось, что основные культовые памятники прошлого находятся на грани исчезновения, и, таким образом, задача Конвенции, похоже, заключалась в том, чтобы спасти только лучшее, поскольку мы не могли спасти все наследие.

Словно в синекдохической метаморфозе, Конвенция стала синонимом Списка Всемирного наследия; сам Список стал эксклюзивным перечнем Выдающихся универсальных ценностей, имеющихся в каждой культуре, а включение в Список стало коммерческим инструментом привлечения туристов.

За последние 10 лет на Комитет по Всемирному наследию усилилось давление, чтобы любой ценой внести в Список некоторые объекты, часто расположенные в странах, которые не могли обеспечить им надлежащую защиту. Это возможно потому, что Конвенция ставит ВУЦ выше целей сохранения. Единственным

 

ИКОМОС

GA 2017 3-1

Версия 10/11/2017

решением этой проблемы будет оценка ИКОМОС статуса каждой страны в отношении требований Статьи 5, и содействие тому, чтобы только страны с доказанным наличием защитных систем могли иметь возможность номинировать объекты в Список всемирного наследия.

В заключение, я хотел бы поблагодарить Совет Национального комитета Франции за обеспечение постоянной поддержки Секретариата и прекрасное новое здание для нашей штаб-квартиры. Я также должен поблагодарить Ирину Бокову и Франческо Бандарин из ЮНЕСКО за их решительную поддержку ИКОМОС в наше трудное время, и Национальные комитеты Китая и Японии за то, что они также помогают ИКОМОС, когда это необходимо. В заключение хотел бы выразить глубокую благодарность моему собственному Национальному комитету – ИКОМОС США, за материально-организационную и моральную поддержку, которую комитет оказывал мне на протяжении 15 лет, чтобы я мог служить ИКОМОС и представлять его по всему миру. Я бы не смог это осуществить без них.

Густаво Ф. Араоз, Вашингтон, округ Колумбия, ноябрь 2017 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: