Подготовить поэтические листы по творчеству одного из поэтов: В. Маяковский, И. Северянин, Б. Пастернак, Н. Асеев, Велимир Хлебников.




Футуризм

1909 год. Итальянский поэт ФилиппоТоммазоМаринетти публикует “Первый манифест футуризма”, в котором провозглашает смерть старого и рождение нового искусства, именуемого футуризмом (от латинского futurum – будущее).

1910 год. Санкт-Петербург. В России выходит сборник “Садок судей”. Книга была напечатана на обратной стороне обоев, что доставило много неудобств наборщикам – мел обоев забивал буквы. Широкая публика почти не заметила эту первую ласточку русского футуризма, но зато второй их сборник “Пощечина общественному вкусу” вызвал куда больший резонанс. Еще бы! Ведь он открывался декларацией, полной призывов сбросить Пушкина и других классиков с парохода современности. Естественно, что он вызвал очень неоднозначную оценку как читателей, так и профессиональных литераторов.

Например, И. А. Бунин высказался так:

“Что только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой,… каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом “футуризм ”.

А известный критик и писатель М. Осоргин отмечал:

“Если Италия – страна вековой культуры, то Россия может похвалиться лишь зачатком молодой культуры. … Поход молодых итальянцев против своей застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили”.

Впрочем, он явно недооценивал русских ниспровергателей основ культурного наследия. Русские футуристы прямо заявляли, что пришли в культуру поэтического слова самостоятельно. А Велимир Хлебников, чтобы подчеркнуть, независимость отечественного футуризма от итальянского придумал термин “будетляне”.

Так кто же такие футуристы: бездарная молодежь, делающая себе славу на скандале или представители нового искусстваЧтобы ответить на этот вопрос, попробуем ответить на следующие подвопросы:

  • как исторически было обусловлено появление футуризма;
  • какими представляли футуристы мир и человека;
  • что нового они внесли в практику художественного слова?

Русский футуризм возник независимо тот итальянского и имел с ним мало общего. Его эстетической предпосылкой стал символизм. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. В центре был человек, а не тайна. Художественная картина мира, создаваемая футуристами, базировалась на системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних образ города выступал как выражение сущности жизни и современной культуры, другие относились к городу резко отрицательно.

Обратимся к стихотворению В. Ваяковского «Адище города»:

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие светами адк_и_.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

А там, под вывеской, где сельди из Керчи -

сбитый старикашка шарил очки

и заплакал, когда в вечереющем смерче

трамвай с разбега взметнул зрачки.

В дырах небоскребов, где горела руда

и железо поездов громоздило лаз -

крикнул аэроплан и упал туда,

где у раненого солнца вытекал глаз.

И тогда уже - скомкав фонарей одеяла -

ночь излюбилась, похабна и пьяна,

а за солнцами улиц где-то ковыляла

никому не нужная, дряблая луна.

Ускоряются темп и ритм жизни. Классическая литература 19 века, а точнее, ее художественные приемы и средства, не могут передать весь комплекс противоречий 20 века, духовный мир человека 20 века. Отсюда – появление модернизма. Мировоззрение уходящего дворянства и интеллигенции сумели выразить символисты и акмеисты. Выразителем кого выступали футуристы?

Все они были провинциалами: Давид Бурлюк с Украины, В. Маяковский родился в Грузии, В. Хлебников – из Астраханской губернии. Поэтому литературные высоты им приходилось брать нахрапом, преодолевая чудовищное преодоление столичных “штучек”, и атмосфера скандала неизбежно сопровождала их публичные выступления.

Они объявляли предшествующую литературу и искусство, как нечто отжившее и не соответствующее современности, выдвинули идею искусства, способного реальным словом преобразовать мир. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. Их бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности, хотя они считали себя противниками буржуазного общества.Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Искусство становится для них важнейшим средством преобразования человека и мира.

Надо отметить, что состав их был неоднороден. Среди футуристов выделялись:

- эгофутуристы (И. Северянин, И. Игнатьев): эта группа была ответвлением акмеизма. Основной принцип – самоутверждение личности, органическое соединение новаторства и традиций. Для представителей этого течения были характерны песенность и музыкальность стиха;

- объединение “Центрифуга” (Н.Асеев, Б. Пастернак);

-кубофутуристы или будетляне (Давид Бурлюк, В. Маяковский, В.Хлебников): самое агрессивное крыло в русском футуризме. Многие их творческие решения определялись искусством авангардной живописи.

Футуристы в своей программе отрицали грамматику, синтаксис, правописание, говорили о новых ритмах, рифмах, размерах стиха, новых словах и темах.

Итак, Футуризм (от латинского futurum - будущее) - течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию"произвольных и производных слов"; цель футуристов - найти средства самовыражения, стать "делателями собственной жизни".

Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья». Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии.

Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение:

могатырь, лгавда, будрецы, будетляне, творянин.

Активно творил неологизмы И. Северянин. Рассмотрим его стихотворение «В осенокошенном июле»:

Июль блестяще осенокошен.

Ах, он уходит! Держи! Держи!

Лежу на шелке зеленом пашен,

Вокруг - блондинки, косички ржи.

О небо, небо! Твой путь воздушен!

О поле, поле! Ты - грезы верфь!

Я онебесен! Я онездешен!

И бог мне равен, и равен червь!

Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуютсмеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищнадсмеяльных - смех усмейныхсмехачей!

О, иссмейсярассмеяльно, смех надсмейныхсмеячей!

Смейево, смейево!

Усмей, осмей, смешики, смешики!

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Это лишь малая часть экспериментов, которые были характерны для творчества футуристов.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие особенности футуризма:

  • Отказ от традиционной поэзии
  • Словотворчество, создание неологизмов
  • Изменение рифмы и ритма стихов
  • Эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений.

Домашнее задание:

1. Найти и выписать средства выразительности в рассмотренных в лекции стихотворениях (эпитеты, метафоры, неологизмы);

подготовить поэтические листы по творчеству одного из поэтов: В. Маяковский, И. Северянин, Б. Пастернак, Н. Асеев, Велимир Хлебников.

Поэтический лист должен быть сделан на листе формата А4 и выглядеть следующим образом:

Портрет поэта;

И.О.Ф. поэта (годы жизни);

Цитата, отражающая суть личности и творчества поэта;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: