Вопрос о связи состояний с мозгом




Психологическая концепция У.Джеймса. Роль У.Джеймса в становлении функционализма.

 

Уильям Джемс (1842-1910). Главный труд – «Основы психологии» (1890). Функционалист. Развивает идеи Брентано.

Главный принцип американского функционализма: цель психологии - не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания.

Психические процессы как полезную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру.

Джемс подчеркивал ценность прагматизма для психологии. Его главный принцип заключается в том, что обоснованность идеи или понятия должна быть рассмотрена в терминах их практических последствий. «истинно то, что дает результат».

Проблема сознания.

Сознание ведет нас к тем целям, которые необходимы для выживания. Сознание – это жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде: без него была бы невозможна эволюция человека. Сознание обладает биологической полезностью, в противном случае оно не выжило бы. Цель, или функция сознания – дать человеку способность - в виде умения выбирать - приспособиться к окружающей среде.

Согласно Джемсу, психическая жизнь есть постоянная смена качественностей – потоксознания. В сознании нет связок. Отвергает атомизм. В самонаблюдении открываются цельные конкретные состояния личного сознания, они могут быть изменчивы.

Чистый опыт представляет собой непрерывный поток жизни, который «поставляет материал для нашего последующего отражения». Минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Но тогда и наше отражение, сознание представляет собой не статичный предмет, а непрерывное движение, поток мысли.

При этом истинность или ложность мысли проверяется не сама по себе, а в соотношении с другими частями нашего опыта, с реальной практической пользой этой мысли.

Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании, поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он».

В непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Подобно полету птицы он составляется как бы из сменяющихся полетов и присаживаний. Места отдыха обыкновенно заняты какими-либо чувственными образами, места полета заполнены мыслями об отношениях, которые существуют между предметами, наблюдаемыми в периоды относительного отдыха.

Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания.

Сознание отличается селективностью, в нём всегда одно состояние выдвигается вперёд в соответствии с тем, что нужно, важно, интересно индивиду.

В отдельных частях потока сознания быстрота течения разная. Существуют устойчивые (чувственные впечатления) и изменчивые состояния сознания (мысли об отношениях).

Свойства сознания:

1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания

2) состояния изменчивы в границах личного сознания

3) всякое личное сознание – непрерывная последовательность ощущений

4) селективность сознания.

Эти состояния, сознавание отношений между явлениями сознания - пространственных, временных, сходства, различия - невозможно схватить самонаблюдением.

Исследование законов, по которым работает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. Подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его детерминант - внимания и привычки.

Проблема личности

Личность понимается как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент - наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент - наше чистое Я. Большое значение имело и выделение нескольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной и духовной личности.

Большое значение имело и описание Джемсом тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структуры и части личности, – прежде всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли которой впервые заговорил именно он.

Самоуважение = успех/притязания

 

Личность Материальная Социальная Духовная
Самосохранение Телесные потребности и инстинкты. Любовь к нарядам, франтовство, умение приобретать средства, создавать себе обстановку Желание нравиться, быть замеченным и т.д. Общительность, соревнование, зависть, любовь, честолюбие и т.д. Интеллектуальные, моральные и религиозные стремления, добросовестность
Самооценка Личное тщеславие, скромность. Гордое сознание обеспеченности, страх бедности Социальная и семейная гордость, тщеславие, погоня за модой; приниженность, стыд и т.д. Чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты и т.д., чувство вин

 

Теория эмоций

Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс считал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу: «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся».


Разнообразие эмоций бесконечно велико. Наиболее грубые

– гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость – тесно

связаны с относительно сильным телесным возбуждением. Телесное возбуждение

следует непосредственно за восприятием вызвавшего его объекта, и сознавание этого возбуждения есть эмоция.

Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом упрощенно,

считалось, что нежелательные эмоции, например, гнев, можно подавить, если

намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.

Вопрос о связи состояний с мозгом

Вопрос о связи состояний с мозгом решается Джемсом в его теории психического автоматизма, являющейся разновидностью концепции психофизического параллелизма. Все душевные процессы являются функцией мозговой деятельности, изменяясь параллельно последней и относясь к ней как действие к причине.

 

Душевная жизнь человека протекает рядом с телесной, «причем каждому моменту одной соответствовал бы известный момент в другой, но между тем и другим не было бы никакого взаимодействия. Так мелодия, льющаяся со струн арфы, не замедляет и не ускоряет колебания последних, так тень пешехода сопровождает его, не влияя на скорость его шагов.»

 

30. Функционализм. Значение функционализма для становления прикладной психологии.

Джемс. Задача заключается в том, чтобы изучать сознании в его функции (приспособление организма к среде)- это способствовало зарождению направления функционализма. Сам он был психологом сознания, а не психологом функционализма.

Функционализм (конец ХIХ в - 20е годы ХХ века, на смену пришел бихевиоризм).

Джон Дьюи - психолог, философ, педагог – основатель. В 1896 г. статья «Понятие рефлекторной дуги в психологии»- ее считают началом функционализма. В рефлекс дуге выделяют начало, середину и конец; у каждой части своя особая функция. По Дьюи, рефлекс – это единый целостный акт координации, направленный на адаптацию организма к среде. Начало направлено на выявление условий, в которых оказался организм; середина - на осмысление, анализ этих условий; реакция - приведение в соответствие организма с теми условиями, в которых он оказался в данный момент. По аналогии с рефлексом психика также должна рассматриваться в связи со своей полезной функцией в поведении.

Социальную почву функционализма составляет прагматизм, который пронизывал всю американскую идеологию, ее философию и науку. Практическая полезность идей считалась главным свойством идей. В этой обстановке анализ создания, лишенный практической значимости, как это было в структурализме Титченера, вызывал протест.

Функционализм вместо анализа сознания со стороны содержания в терминах составляющих его элементов; требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении.

Предметом изучения объявляется функция, т. е. операция.

Изучить функцию — значит, раскрыть ее координацию, с одной стороны, с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена.

Основные положения школы функционализма:

1. психология должна изучать не Что, а Как (как работает сознание, а не из чего оно состоит).

2. Задача состоит в том, чтобы изучать полезность сознания в новых ситуациях, приспособление к новым условиям.

3. В поведении действуют целостный организм- душа и тело, в неразрывном единстве.

Функционализм явился стимулом, побудителем крупного поворота в психологии: от теоретической к прикладным формам психологии: психология раскололась на 2 – теоретическую и прикладную.

Функциональная психология как одна из новых точек зрения оказалась полезной для новых развивающихся отраслей психологической науки — педагогической (У. Джемс о значении психологии для учителя (1899)), промышленной и др. Однако она не выдержала проверки временем и распалась. Требование рассматривать психику с ее функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функция» страдало неопределенностью и многозначностью: одни авторы понимали под функцией психические акты (видения, слышания и т. п.), другие использовали это понятие в значении, которое сложилось в физиологии, как функция функции, например, дыхание понимается как выполняющее функцию снабжения организма кислородом и др

Чикагская школа: Дьюи, Энджелл и Кэрр.

Дьюи выступил с критикой психологического молекуляризма, элементаризма и редукционизма теории рефлекторной дуги, в которой раздражитель и реакция рассматриваются как обособленные части. Круг, а не дуга! Реакция изменяет восприятие, раздражитель и реакция должны рассматриваться как единое, а не как набор индивидуальных ощущений и реакций. Нельзя исследовать сознание, изучив лишь его отдельные элементы. Предметом психологии должно быть изучение человеческого организма в процессе его жизнедеятельности. Поведение как форма приспособления к окружающей среде.

Джеймс РоулендЭнджелл (1869-1949) превратил движение функционалистов в настоящую психологическую школу.

Функция психики – совершенствовать адаптивные способности организма. Цель психологии – изучение того, как психика помогает организму в его приспособлении в окружающей среде.

Функции психологии:

- изучать психические операции, а не элементы. Задача – изучение процессов и условий, в которых они протекают.

- изучение роли сознания и таких психических процессов как суждение и проявление воли.

- изучение психофизических связей (разум/тело) в общем контексте взаимоотношений организма с окружающей средой.

Гарвей Карр – функционализм достиг своего пика в качестве формальной системы.

Предмет изучения психологии – психическая деятельность (такие процессы как восприятие, мышление, память, воображение, чувство, воля).

Функция психической деятельности – приобретение, фиксирование, сохранение, организация и оценка переживаний и их использование для руководства поведением.

Тип поведения, который отражает психическую активность, – приспособительное поведение. Акцент изучения перенесен с исключительно субъективной мысли на объективное, внешне проявляемое поведение.

Психология занимается изучением личности, мышления и «я» человека, но это только абстрактные объекты, которые можно изучать только в их проявлениях – лишь в том, как они выражаются в реакциях человека.

Психофизические процессы – разнообразные мыслительные операции, входящие в приспособительные реакции организма.

Колумбийская школа: Вудвортс

Представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Основное положение: важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам (динамике мотивов). Предметом психологии является и сознание, и поведение. На реакцию оказывает влияние не только характер раздражителя, но и сам организм с его разными уровнями энергии и всем предшествующим опытом. С помощью объективного наблюдения можно изучать воздействие внешнего раздражителя и ответную реакцию, но то, что происходит внутри организма, доступно только методу интроспекции.

«Динамическая психология» (1918)

Европейский функционализм: Рибо

В России: Ланге

 

В Швейцарии: Клапаред (утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, потребностей.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: