Факультатив: «Риторика», 06.12.21, 8-А класс.
Учитель: Онищенко Ю.В.
Тема: Общение, его функции и средства выражения.
Риторический вопрос.
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В структуре общения выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.
Коммуникативная сторона общения отражает обмен информацией (идеями, сведениями) между собеседниками с учетом отношений между ними и их индивидуально-личностных характеристик (установок, целей, интересов).
Интерактивная сторона общения - отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности (например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на поведение, убеждение).
Перцептивная сторона общения отражает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. К средствам общения относятся: язык, интонация, мимика, поза, взгляд, жесты.
По содержанию общение бывает: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По средствам общения общение делится на следующие виды: 1. Непосредственное, которое осуществляется с помощью естественных органов (голосовые связки, руки, голова и т.п.).
2. Опосредованное, связанное с использованием специальных средств и орудий.
3. Прямое, которое предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. 4. Косвенное, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди.
5. Анонимное общение - взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми (посетители музея, зрители кинотеатра, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, и т.д.). 6. Функционально-ролевое общение - различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции и по отношению друг к другу (покупатель-продавец, пассажир-проводник, врач-больной и т.д.). 7. Неформальное общение - всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений. Особая область неформального общения - общение между близкими людьми или членам семьи.
Риторический вопрос — это стилистическая фигура в виде вопроса, не требующая ответа, которая применяется в литературе для привлечения внимания читателя к обсуждаемой теме.
Чтобы понять, что такое риторический вопрос в литературе, рассмотрим, как он оформляется и для чего служит.
Риторический вопрос — разновидность вопроса
Что такое вопрос?
В своей жизни мы часто пользуемся вопросами. Вопрос — это обращение к собеседнику с целью получить информацию о чем-либо или прояснить неясность, уточнить что-то. Вопрос задается с целью узнать что-либо, интересующее человека в данный момент.
Графиня имела обыкновение поминутно делать в карете вопросы: кто это с нами встретился? (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Полагаю, тебе известно, что ты сирота? (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Вопрос оформляется в виде предложения с помощью вопросительных слов (местоимений, наречий, частиц), логического выделения главного слова и специальной интонации, повышающей тон голоса в конце высказывания.
Риторический вопрос — стилистическая фигура речи
Отметим, что заданный прямой вопрос обязательно предполагает ответ. Но не все вопросы требуют ответа. В ораторском искусстве, начиная с древнего Рима, в правоведении, в литературе существует образное средство выразительности речи — риторический вопрос, который является стилистической фигурой речи наряду с такими образными средствами, как
· анафора
· эпифора
· градация
· сравнение
· оксюморон
· инверсия
и пр.
В практике ораторского искусства издавна выработаны приемы, которые являются не только сильным воздействующим средством на слушателей, но и обладают выразительностью и эмоциональностью. Одним из таких средств речи является риторический вопрос, который задается аудитории с особой интонационной экспрессией.
Обращение к аудитории с риторическим вопросом — эффективный прием. Он превращает монолог оратора или писателя в скрытый диалог с аудиторией, так как с его помощью активизируется внимание слушателей или читателей. Аудитория приглашается к соучастию в разговоре, в обсуждении поднятой проблемы.
Риторический вопрос совершенно не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания того, о чем в нем говорится.
Сравним:
Как не удивляться волшебной силе искусства? = Да, все удивляются волшебной силе искусства!
Как не потерять самообладания в этой кутерьме? = Очень понятно, что вы можете потерять самообладание в этой кутерьме.
Кто не залюбуется мастерски написанным пейзажем картины «Березовая роща» И.И. Левитана? = Все любуются мастерски написанным пейзажем И. И. Левитана.
Риторический вопрос воспринимается читателями не как прямой вопрос, на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение, высказанное в особой выразительной и экспрессивной форме.