О старых и новых скрижалях




 

Есть старое безумие, оно называется добро и зло. Вокруг прорицателей и звездочетов вращалось до сих пор колесо этого безумия.

Некогда верили в прорицателей и звездочетов; и потому верили: "Все - судьба: ты должен, ибо так надо!"

Затем опять стали не доверять всем прорицателям и звездочетам; и потому верили: "Все - свобода: ты можешь, ибо ты хочешь!"

Обратья мои, о звездах и о будущем до сих пор только мечтали, но не знали их; и потому о добре и зле до сих пор только мечтали, но не знали их!

 

О презирающих тело

К презирающим тело хочу я сказать мое слово. Не

переучиваться и переучивать должны они меня, но только

проститься со своим собственным телом -- и таким образом стать

немыми.

"Я тело и душа" - так говорит ребенок. И почему не

говорить, как дети?

Но пробудившийся, знающий, говорит: я - тело, только

тело, и ничто больше; а душа есть только слово для чего-то в

теле.

Тело - это большой разум, множество с одним сознанием,

война и мир, стадо и пастырь.

Орудием твоего тела является также твой маленький разум,

брат мой; ты называешь "духом" это маленькое орудие, эту

игрушку твоего большого разума.

Я говоришь ты и гордишься этим словом. Но больше

его - во что не хочешь ты верить -тело твое с его большим

разумом: оно не говорит Я, но делает Я.

 

О целомудрии

Я люблю лес. В городах трудно жить: там слишком много

похотливых людей.

Не лучше ли попасть в руки убийцы, чем в мечты похотливой

женщины?

И посмотрите на этих мужчин: их глаза говорят - они не

знают ничего лучшего на земле, как лежать с женщиной.

Грязь на дне их души; и горе, если у грязи их есть еще

дух!

О, если бы вы совершенны были, по крайней мере как звери!

Но зверям принадлежит невинность.

Разве я советую вам убивать свои чувства? Я советую вам

невинность чувств.

Разве целомудрие я советую вам? У иных целомудрие есть

добродетель, но у многих почти что порок.

Они, быть может, воздерживаются - но сука-чувственность

проглядывает с завистью во всем, что они делают.

Даже до высот их добродетели и вплоть до сурового духа их

следует за ними это животное и его смута.

И как ловко умеет сука-чувственность молить о куске духа,

когда ей отказывают в куске тела!

 

О любви к ближнему

Вы жметесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные

слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная

любовь к самим себе.

Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого

сделать себе добродетель; но я насквозь вижу ваше

"бескорыстие". Ты старше, чем Я; Ты признано

священным, но еще не Я: оттого жмется человек к

ближнему.

Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорее я советую

вам бежать от ближнего и любить дальнего!

Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему;

выше еще, чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и

призракам.

Этот призрак, витающий перед тобою, брат мой, прекраснее

тебя; почему же не отдаешь ты ему свою плоть и свои кости? Но

ты страшишься и бежишь к своему ближнему.

Вы не выносите самих себя и недостаточно себя любите; и

вот вы хотели бы соблазнить ближнего на любовь и позолотить

себя его заблуждением.

Я хотел бы, чтобы все ближние и соседи их стали для вас

невыносимы; тогда вы должны бы были из самих себя создать

своего друга с переполненным сердцем его.

Вы приглашаете свидетеля, когда хотите хвалить себя; и

когда вы склонили его хорошо думать о вас, сами вы хорошо

думаете о себе.

Лжет не только тот, кто говорит вопреки своему знанию, но

еще больше тот, кто говорит вопреки своему незнанию. Именно так

говорите вы о себе при общении с другими и обманываете соседа

насчет себя.

Так говорит глупец: "Общение с людьми портит характер,

особенно когда нет его".

О войне и воинах

Мы не хотим пощады от наших лучших врагов, а также от тех,

кого мы любим до глубины души. Позвольте же мне сказать вам

правду!

Братья мои по войне! Я люблю вас до глубины души; теперь и

прежде я был вашим равным. И я также ваш лучший враг. Позвольте

же мне сказать вам правду!

Я знаю о ненависти и зависти вашего сердца. Вы

недостаточно велики, чтобы не знать ненависти и зависти. Так

будьте же настолько велики, чтобы не стыдиться себя самих!

И если вы не можете быть подвижниками познания, то будьте

по крайней мере его ратниками. Они спутники и предвестники

этого подвижничества.

Я вижу множество солдат: как хотел бы я видеть много

воинов! "Мундиром" называется то, что они носят; да не будет

мундиром то, что скрывают они под ним!

Будьте такими, чей взор всегда ищет врага - своего

врага. И у некоторых из вас сквозит ненависть с первого

взгляда.

Своего врага ищите вы, свою войну ведите вы, войну за свои

мысли! И если ваша мысль не устоит, все-таки ваша честность

должна и над этим праздновать победу!

Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий

мир -больше, чем долгий.

Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не

к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш

победою!

 

Восстание - это доблесть раба. Вашей доблестью да будет

повиновение! Само приказание ваше да будет повиновением!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: