Экспертное исследование ДТП с нарушением управляемости и устойчивости:2
Устойч-ть может быть нарушено при встречном разъезде.
3 Нарушение устойч-и при торможении: SМ0 =0
МJ + MПОВ + МR = 0;
Если за t = t1 (реакция) g0 превысит
200 то предотвратить занос не возможно.
Нарушение устойч-ти мотоциклов:
Происходит из-за превышение V на повороте или несоотв-е угла наклона одиночного мотоцикла PЦ.
Начинается боковое скольжение или опрокидован-ие, когда при заходе на поворот с высокой V-ю, не отрабатывается наклон в соотв-ии с R, или же превышается, центробежной силой, боковая сила по условию сцепления, т.е. ограничение имеет места как по углу наклона продольной плоскости мотоцикла, так и по значению сцепления шин.
|
Методика опред-я тех. возм. предотвр. ДТП с помощью маневра, смены полосы:1
В экстренном режиме путь
непосредственного
маневра:
- экс-перемент. j=0,6-0,8 КМ = 1,12+0,005VА, j =0,35-0,5
КМ = 1,05+0,005VА, j = 0,1-0,2 КМ = 1,00+0,0035VА
Полный путь маневра SМ0=(t1+tРУ)V+ŚМ, м tРУ=0,2-0,4 с – рулевое управление.
Методика: 1)Определяется необходимое смещение yМ = ВПР + yБЕЗ-ТИ, ВПР ширина препятствия. 2)Нах-одится SМ0 3) SМ0 сравнивается с SУ в момент опас-ности. Если SМ0< SУ – имел возм. предотвр-ть ДТП
4)Проверяют безопасность дв-я после маневра, с учетом ширины коридора ТС.
ВК = (((10L+36)V)/1000) + ВА 5) Сравнивают SМ0↔SОСТ, SУ.
В настоящее время, из-за того что маневр является сложным действием, в ПДД не рекомендуется его применять для предотвращения ДТП, но и не запр-ещается. При выполнении маневров возрастает коридор дв-я ТС-ва, особенно для автопоездов и создаются ДТП. Ширина полосы дв-я = Коридору = RMAX - RMIN, LC – передний свес.
| Методика опред-я тех. возм. предотвр. ДТП с помощью маневра, смены полосы:2
Виды маневра:
Вход в поворот
a-угол поворота
упр-х колес
Вход и выход
g-угол между
прежнем полож-
ением и какое
получается
Смена полосы: y - смещение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1Механизм ДТП во времени и положению учас
Для раскрытия механизма ДТП рекомендуется исп-ользовать и рассматривать развития ДС в едином масштабе времени для всех участников
1 Начальная характ-ся параметрами подхода в кон-фликтную зону; V; дистанция; видимость и др.
2 Опасная начинается с момента объективной, ког-да все участники должны принимать экстренные меры для предотвращения ДТП.
3 Аварийная положение при котором отсутствует техническая возможность предотвращения ДТП. Она заканчивается моментом первого контакта – общий момент для участников от которого можно вести расчеты о взаимном положении участников в едином масштабе времени.
4 Кульминация с момента первого контакта и продолжается в процессе появления повреждений и разруш-й и заканч-ся с момента расхождения участ.
5 Конечная от момента расхождения до полной остановки. В ее процессе могут быть созданы нов-ые опасные и аварийные ситуации с наступлением тяжелых последствий.
| 5.2Механизм ДТП по связи причина – следствие
ДТП является следствием отказа звеньев в системе ВАДС, который является следствием невыполнен-ия ПДД и др. Н-П-А и все это явл-ся причиной создания аварийной и опасной ситуаций, следстви-ем чего явл-ся наступление тяжелых последствий.
В- 70-75%, А- 1,5-4% Д- 4-7% Пеш- 20%
В:а) превышение ситуационной V- 25-50%; б) не-собл-е ПДД на перекр-х 10-20%; в).несобл-е ПДД при обгоне и выезд на встречку 10-15%; г)несобл. дистанции и боковых интервалов 10%.
По созданию аварийной и опасной ситуации все причины можно свести к двум:1) резкое создание помехи без предоставления преимущества, 2) вход в конфликтную зону с превышением ситуационной V-ти. Примерно 70% ДТП обусловлены плохим прогнозированием ДС и ошибками в оценки опасности не зависимо от стажа и возраста.
А: а) неиспр. тормозной системы 25-30%; б) ход-овая часть(шины) 15-30%; в)рулевое упр-е 10-15% г)освещение, сигнализация- 10%
Д: а) низкое сцепление 70-75% б) неровности и плохие обочины 15% в) отсутствие ТСРД 10%
| 5.2Механизм ДТП по связи причина – следствие
| 5.2Механизм ДТП по связи причина – следствие
|
5.3. Действия на месте проиш-я. Схема ДТП
Действия участников: по ПДД. Действия должностных лиц: обеспечить сохранность места ДТП; составление документов(справка о ДТП, протокол осмотра места ДТП и ТС, схема ДТП, объяснение и протокол допроса участников. В процессе разбирательства: акт мед. осведет-я, заключение мед эксперта по пострадавшему, протокол следственного эксперимента, акт оценки повреждений и стоимости восстан-я ТС, постановление на экспертизу и др. док-ты).
г) схема ДТП - входит в состав б), но фактически преставляет отд-й важный док-т. Рекомендации по составлению схемы: 1определ-ся границы осмотра. 2. отмечаются мелом быстро исчезающие следы, разбросанные предметы, следы, осыпь. Для пропус-ка ТС придется отметить зоны контакта шин по одной стороне дороги и убрать на обочину 3. выби-раются напр-я корд-т с привязкой к неподв-у объе-кту одного из ТС, составляется черновик схемы с нанесением всех следов, расположения ТС итд. Производится измерение по осям корд-т с привязк-ой и заносят размеры на схему с повторением в пр-отоколе. Место первого контакта на схеме указыва-ют крестом (по признакам или показаниям) 4.сост-я схема ДТП в масштабе, при этом выявляют недост размеров, следует опер-о с доп-м выездом уточнить
| 5.3: Действия на месте проиш-я. Схема ДТП
На месте составляют черновик, который подпис-ся участн-и а по нему чист-я схема в проток-е осмотра
При сложной форме перекр-а может быть использована полярная система корд-т и метод D-ка. Метод фотограмметрии - когда произв-ся съемка места ДТП, с расстановкой контрастных вешек а затем на прибо-ре строится схема в плане. Также использ-я метод визирования и реперных точек. По перекр-ам с высокой интенс-ю и сложной формы желательно иметь чертежи в банке ГиБДД. (для оперативного изображение схемы ДТП). Существенно усложняется работа в зимнее время при плохой очис-и снега и при плохой освещ-ти.
| 5.4 Задачи автотех. экс. Типичные вопросы.
Задачи:
1) обследование обстановки на месте ДТП с целью восстановление обстоятельств, фиксация следов, определение параметров ТС и дороги, видимости;
2) исслед-е механизма развития ДТП по времени с определением взаимного положения участников;
3) определение тех. возм. предотвращения ДТП;
4) исследование соотв-я действий участников ДТП и должностных лиц требованиям ПДД, ГОСТ, НД;
5) исследование, анализ и установления причинно – следственной связи в системе ВАДС.
Вопросы:
1) расположение ТС в момент столкновения;
2) какие V-и имели участники в момент столкнове-ния, в момент возникновения опасности;
3) положение участников в момент объективной опасности;
4) имели ли участники тех. возм. предотвращения ДТП;
5) какие не соответствия НД усматриваются в действиях участников;
6) что имеет причинную связь с фактом данного ДТП и его последствиями.
| 5.6 Выбор значения замедления
1) при условии высокого сцепления j>0,7-0,8, замедление зависит от кат-ии ТС и полной массы – выбирается из табл.;
2 ) в условиях низкого сцеп ления j<0,4 jT=j*g±gsina. Для определения j необх-ы данные с места ДТП хотя бы с проведением торможения и измерение следов юза j=V2Э/26gSЭЮ – зависит от точности спидометра. Реально указывают состояния покрытия, а потом j выбирается из таблиц.
3) При торможении только двигателем замедление определяется в диапазоне скоростей
4) при торможении только стояночным тормозом j находится с учетом нормативов для стояночного тормоза РТ>0,31Mg (N) РТ>0,23Mg
5) при выходе из строя одного из контуров привода j опред-ся по эффект-ти исправного контура, для чего нормативную сумму тормоз-й силы |SPT|=|jН|M распределяют по контурам путем проверочного расчета тормозной системы.
|
5.5 Обязанности и права эксперта, юрид. основы
В компетенции. эксперта и спец-та входит решение всех вопросов, которые ставят по ДТП. Не входит решение правовых вопросов и вопросов выходящ-их за пределы знания эксперта конкр-ой подготов-ки. По ст57УПК эксперт- лицо обладающее спец-ми знаниями и назначенная для произв-ва суд-ой экс. и дачи заключ-я. По ст58УПКспец-ст -лицо обладающее спец-ми знаниями и привлекаемая к участию в процессуальных действиях. Экспертиза – это исслед-е выполняемое людьми имеющими спец-е познаниями в науке, технике, исскустве или ремесле.
Процедура назнач-я и проведения экс. одинаковая в угол-м, гражд-м и арбитражном процессах. Убежд-аются в компетенции эксперта и не подлежит ли он отводу (родственные связи, зависимость, не компетентность и др основания).
Предусмотрена ответст-ь за уклонение и отказ ст. 25.8,25.9КоАП. Эксперт обязан явиться по вызову суда, следствия, прокур-ы и дать заключ-е по всем вопросам или указать на причину невозможности решения; не разглашать данные предвар-го следст-вия ст161УПК, должен быть предупрежден об этом
Не имеет право: вносить изменения в материалы и самост-но собирать новые; общаться с участниками без разрешения назначившего экс.; отвечать на пра-вовые вопросы. При проведении исслед-я эксперт
| 5.5 Обязанности и права эксперта, юрид. основы
не зависит ни от кого, за давление, подкуп и вмеш-ательство – уголовная ответств-ь по ст309УК
Он имеет право участвовать в судебном процессе задавать вопросы и собственноручно записывать на них ответы; вносить жалобы на действие и бездей-ствие суда, следствия ограничивающие его права ст 57УПК и 78ГПК, он может быть допрошен в суде для разъяснения своего заключения ст.206,282УПК, 187ГПК.
Спец-т имеет такие же права и обязанности, но его заключение не является отдель-м видом доказ-ва, а рассматривается среди прочих, но компетентного заключения спец-та часто бывает достаточно и отдельной суд-ой экс. могут не проводить. По ст 307УК – уголовная отвутсв-ь за заведомо ложное заключение, если в процессе разбирательства спец-ст не откажется от своего мнения.
Юридической основой органи-и и проведение экс. явл:
Закон “О суд-й экс. в гос. учреждениях” №73ФЗ от 31.05.01г., Статьи УПК ГПК КоАП. В них указаны права и обязан. эксперта, процедура назначения и отвода, оценка экспертизы, содержание и др. По ст. 17.9 КоАП предусмотрена адм ответств. в виде штрафа за заведомо ложное заключение, по ст 307 УК- уголовная до 5 лет лишения свободы.
| 5.7 Рац-я последовательность определения тех. возм. предотвращения наезда на пешехода
1 Эксперт начинает работу с изучения матер-в по ДТП, строит схему в масштабе
2 Определяется или уточняется знач-е нач-ой V-ти и величина SОСТ. м/с, м
3 Определяется время движ-я пешехода с момента опасности до места наезда с, SП- задае-тся следствием, либо принимаются варианты(от края ПЧ, середины и др). VП- задается следствием или принимается по табл. в завис-ти от возраста …
4 Время движ-я пеш-а сравнивается с временем до начала интенсивного тормож-я (tП↔ t1+ t2+ 0,5t3).Если tП < Т делается вывод об отсутствии тех. воз-можности предотвращения наезда на пешехода
5 Если tП >> Т, определ-ся расстояние удаления ТС от линии движ-я пеш-да или места наезда в момент объективной опасн-и: м
При отсутствии надежного SН можно воспользова-ться результатом исслед-ий механизма наезда и по ним взять приближенное значение скорости наезда в зависим-ти от тяжести полученных травм. Тогда м.
| 5.7 Рац-я последовательность определения тех. возм. предотвращения наезда на пешехода
6 Готовится ответ на вопрос о наличии или отсутс-твии у водит-я возможности предотвращения ДТП
Для этого сравнивают SУД↔SОСТ. Если SОСТ>SУД- то делается вывод об отсутствии тех. возм-ти на осно-вании которого закрывается угол-е дело вне зависи-мости тяжести последствий. Если SОСТ<SУД- налич-ие тех. возм-ти и надежность вывода возрастает с увеличением разности SОСТ—SУД. Если водитель двигался с превышением V-ти то находится удаление с этой скорости, а SОСТ находится по огра-ниченому значению V и если будет меньше удале-ние при превышенной скорости, то делают вывод о причинной связи превышения V с фактом ДТП
7 Если пеш-д был сбит дальнем передним углом кузова, то решается вопрос о там, что при своевр-еменном торможении пешеход успел бы покинуть полосу авто-ля. Для этого находят в начале расчет-ное время наезда: и его вычитают из общего времени остановки Т-(V0/jТ)-tНР= - это время умножают на VП и находят путь пешехода который может быть уже за пределами полосы движения.
Иногда ставят вопрос о том какова могла быть V авто, чтобы не было наезда
|
5.8 Основные причины низкого качества материалов по ДТП
1)схема ДТП- место указывается по показаниям вместо поиска признаков; осколки, осыпи не изображаются или нет привязки; при криволинейных участках дорог не измеряют радиусы;
2) описание дороги;
3) не проводят следственного эксперимента;
4) на схеме одни цифры (размеров) в протоколе другие;
5) место столкновения – не пишется почему здесь указано;
6) объяснения берутся не грамотно (не задают важных вопросов);
7) в протоколе осмотра ТС не указывают признаки по которым установили исправный или неисправный агрегат, узел, система;
Причины низкого качества материалов: сложности обстановки на месте ДТП (высокая интенсивность движения, ночное время, плохая видимость и др.), низкая квалификация лиц выезжающих на место, не использование или отсутствие спец оборудования, отсутствие банка данных в ГиБДД по схемам сложных (наиболее загруженных перекрестков).
| 5.9 Последовательность обследования ТС при ДТП с тех. неиспр.
1)наружный осмотр, фотограф-е, описание внешн-их повреждений, трещин, вмятин, ослабления. 2). проверка подвижности и выявления перекосов, зае-даний, сопротивлений перемещению 3) разборка агрегата, выявления наличия смазки, износов, деформаций, трещин, разрушений подшипников. 4) установление причин и механизма возникновения выявленных дефектов – нарушение ТУ на ТО и ремонт; неправильная сборка и регулировка; отсутствие смазки и её не соответствие; несоответ-ствие размерам и термообработки – заводской брак; перегрузка ТС; ударные воздействия в эксплуатац-ии; коррозия и усталостные нарушения 5)сопостав-ление с чертежами изготовителя и нормативной документации, проверка твердости, качества материала, проведение экспериментов и провероч-ных расчетов 6)установление времени возникнов-ения неисправности и причины их связи с отказам узла в процессе дв-я ТС. 7) установление того как могла проявиться неисправность: можно было ее заранее обнаружить при внешнем осмотре или при дв-ии ТС, либо она проявилась внезапно.
Далее решается вопрос о том, имел ли вод-ль тех. возм-ть предотвр-ть ДТП с такой неисправностью. Для этого производится расчет дв-я исправного ТС и с данной неиспр-ю.
| 5.10 Факторы определяющие место столкнов-ения ТС
По убыванию значимости признаков места столк-я:
1)следы шин на подходе и отходе из зоны контак-та. 2)следы скольжения и царапины от деталей авто. 3) осыпь земли с определением откуда, рос-сыпь стек-ла, располож-е осколков, разбросанные детали. Земля и осколки продолжают перемещать-ся по инерции, мелкие остаются в месте падения, а большие скользят дальше по дороге при отсутств-ии препятствия и отражений. 4) траектории движения ТС 5)размер и хар-р повреждений по которым можно определить взаимное перекрытие и перемещение в процессе контактирования. В редких случаях удается определить углы подхода в момент 1-го контакта. При заметном перекрытии ТС-ва обычно обкатываются одно относ-но др-го и по возникающим при этом деформациям путем стыковки повр-х авто. нельзя определить угол подхода.6)Конечное положение ТС. По нему можно определить примерные траектории перехода ТС в конечное положение от места вероя-тного контакта.7)расчеты движения ТС по закон-ам механики до входа в контакт, при контактирова-нии и при переходе в конечное положение. При недостатки инф-ии – это оказывается единствен-м способом и позволяет даже вскрыть фальсификац-ию.
| 5.11 Как по следам скольжения колес можно опред-ть V движения ТС и сцепления с дорогой
1) по следам юза пер и зад колес и j то км/ч или м/с. Если имело место переход на участок с др-м сцеплением:
км/ч При разном сцеплении по колеи принимается среднее значение.
2) Но наиболее точно нач-ю скорость можно определить по результатам экспериментального торможения на месте ДТП.
Проводится эксперимент с определением SЮЭ. На месте ДТП производится торможение с экспериментальной скоростью и с замером следов юза (экспериментальные)
|
5.12 Виды маневра. Послед-ть экспертного расчета маневра смены полосы движения.
Виды маневра:
Вход в поворот
a-угол поворота
упр-х колес
Вход и выход
g-угол между
прежнем полож-
ением и какое
получается
Смена полосы: y – смещение
Послед-ть:
В экстренном режиме путь
непосредственного маневра:
| 5.12 Виды маневра. Послед-ть экспертного расчета маневра смены полосы движения.
K = f (f;V)- эксперемент.
Полный путь маневра SМ0=(t1+tРУ)V+ŚМ, м tРУ=0,2-0,4 с – рулевое управление.
Методика: 1)Определяется необходимое смещение yМ = ВПР + yБЕЗ-ТИ, ВПР ширина препятствия. 2)Нах-одится SМ0 3) SМ0 сравнивается с SУ в момент опас-ности. Если SМ0< SУ – имел возм. предотвр-ть ДТП
4)Проверяют безопасность дв-я после маневра, с учетом ширины коридора ТС.
ВК = (((10L+36)V)/1000) + ВА 5) Сравнивают SМ0↔SОСТ, SУ.
В настоящее время, из-за того что маневр является сложным действием, в ПДД не рекомендуется его применять для предотвращения ДТП, но и не запр-ещается.
| 5.13 Послед-ть определения нач-й V ТС при ско-льжении и развороте после бокового столкн-яОбычно на перекрестках, как неупругий удар и при взаимодействии полных масс ТС расчеты получаю-тся более определенные. Расчет ведется по услов-ию, что каждый авто. смещает оба в своем направлении.
Так находятся скорости в момент
столкновения. Если авто. разошлись по углам a1 a2 тогда
При подходе по углам отличающихся от 900 рац-но использовать графоаналитический метод с построением векторной диаграммы. В начале находятся скорости после столкновения по пути центра масс и развороту а затем по направлениям отхода откладываются вектора кол-ва движения (в масштабе). По следам скольжения до столкновения находится начальная V каждого ТС.
| 5.13 Послед-ть определения нач-й V ТС при ско-льжении и развороте после бокового столкн-я
m1V1С – в масштабе
делим на m и опреде-
ляем VС в момент
столкновения
Если же был разворот, то V определяются из форм-улы:
Отсюда определяется V1 и таким же образом V2
|