Частные законы функционирования дидактических систем




Анализ выражения (1.2) позволяет вывести ряд соотношений между парами параметров при фиксации остальных, которые могут рассматриваться в качестве частных законов функционирования ДС. Наиболее интересной с точки зрения практической значимости является зависимость H0(N).

Представляется правомочной следующая постановка вопроса: как зависит уровень образовательной цели, достижимый в некоторой ДС, от количества учащихся в ней?

Из (1.2) получаем: (1.3)

При фиксированных параметрах k, g, J и t0 график H0(N) имеет вид, представленный на рис.4.1. Несмотря на затруднительность количественных оценок, анализ зависимости позволяет сделать ряд заключений:

1) для каждых J, k, g, t0 и H0 имеется предельное количество учащихся в ДС (Nm), когда поставленная цель достижима. При N> Nm может быть фактически достигнута только цель Hф, т.е. по сравнению с поставленной целью H0 учащийся недополучает некоторое количество информации DH= H0 – Hф;

2) преодоление разницы DH требует изменения параметров ДС;

3) при N< Nm может быть достигнута цель, превышающая H0, но не выше; достижение последней возможно в работе преподавателя только с одним учащимся.

Зависимость r(N)

Введем еще один параметр ДС - результативность (r), характеризующий степень достижения поставленной цели: (очевидно, 0£r£1).

 

Из (4.2) легко получаем:

При N>>1, Nm>>1 и не очень малых g можно использовать оценочное соотношение:

(1.4)

 

Средняя результативность группы пропорциональна отношению Nmк общему числу учащихся.

 

Из (1.3) и (1.4) становятся видны возможные пути повышения результативности обучения при фиксированной цели H0:

(a) уменьшение численности группы до Nm;

(b) увеличение доли самостоятельных форм обучения (уменьшение k);

(c) увеличение информационной пропускной способности преподавателя (J);

(d) увеличение времени обучения (t0);

(e) уменьшение степени индивидуализации (g).

 

Эти пути известны в теории и практике педагогики, однако, именно развиваемые в настоящем исследовании подходы позволяют перевести их с эмпирического уровня и дать им количественное обоснование.

Если рассматривать перечисленные пути в качестве возможных мер по оптимизации организационной стороны учебного процесса, то необходимо заметить следующее:

· меры (a) и (d) не могут быть признаны приемлемыми для массовой школы по экономическим соображениям;

· использование меры (b) возможно в том случае, если у учащегося сформированы умения самостоятельного поиска и усвоения учебной информации; для младшего, среднего, а в значительной степени и для старшего школьного возраста это условие не выполняется, поскольку именно в очном школьном обучении необходимые умения только формируются; помимо сказанного, принятые в школе нормативы объемов домашних заданий для самостоятельной работы не позволяют сделать k ниже 0,7–0,8; при таких значениях обучение в группах 15–20 человек возможно только при низких степенях индивидуализации;

· мера (e) – понижение степени индивидуализации – возможна за счет уменьшения гетерогенности (повышения однородности) учебной группы в отношении способностей учащихся к усвоению информации определенного содержания и формы представления, что достигается практически путем их дифференциации по учебным профилям и специализациям; при общей правильности такого подхода следует однако заметить, что, во-первых, у учащихся, более однородных по способностям к некоторым профильным предметам, сохраняется гетерогенность в иных дисциплинах, во-вторых, не все школы имеют возможность организации такой профильной подготовки;

· меру (c) – увеличение информационной пропускной способности преподавателя – следует рассматривать в качестве доминантной для реального совершенствования организационной стороны школьного учебного процесса; однако данная мера с необходимостью требует использования в работе с учащимися дополнительных (помимо учителя) источников информации и, как будет показано далее, средств автоматизированного управления ходом обучения; безальтернативным решением является ориентация на применение современных информационных технологий в учебном процессе.

 

Таким образом, проведенный информационный анализ приводит к выводу, с одной стороны, о необходимости использования НИТ в учебном процессе, а с другой стороны, о невозможности в существующих условиях решения проблемы радикального совершенствования школьного обучения какими-то иными методами, помимо НИТ, что свидетельствует о неизбежности их внедрения в практику школ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: