СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5




 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: История становления этнологии как науки. Эволюционная школа сер. XIX – нач. XX в.

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки формирования эволюционной школы. Основные этапы развития эволюционизма.

2. Изучение первобытных верований.

3. Изучение семейно-брачных отношений, эволюции форм семьи и брака.

4. Периодизация первобытной истории человечества. Этапы развития хозяйства народов мира.

5. Основные методы исследования в эволюционизме.

6. Вклад эволюционизма в развитие этнологии.

Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).

1. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.

2. Основные идеи Ф. Ратцеля.

3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.

4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.

5. Культурно-историческая школа.

6. Гипердиффузионизм.

7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Отличия «первобытного» человека от «цивилизованного» в работе Г. Спенсера.

2. Определение культуры в работе Э.Б. Тайлора. Пережитки в культуре.

3. Классификация магии в работе Д. Фрэзера. Триада «магия-наука-религия».

4. Практическое задание

5. Определить особенности эволюции и перспективы развития социокультурной коммуникации (коммуникационные линии, формы и средства связи, знаковые системы, субъекты коммуникации и пр.).

6. Определить особенности эволюции и перспективы развития добрачного взаимодействия молодежи (группы, формы и условия общения, установки, стереотипы восприятия и пр.).

 

Литература:

 

Основная:

 

1. Морган Л.Г. Древнее общество. М.; Л., 1936.

2. Спенсер Г. Основания социологии // Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

 

Дополнительная:

 

1. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

2. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998.

3. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.

 

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Расистское направление

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки формирования расизма. Идеологические, «научные», бытовые основания развития расистских идей.

2. Расовая классификация Ж.А. Гобино.

3. Идеи О. Аммона и Ж.В. де Ляпужа о факторах социального развития и истории.

4. Идеи Л. Вольтмана.

5. Идеи Х. Чемберлена.

6. Расизм в поле научной и общественной мысли кон. XIX – нач. XX в. Критика расизма

Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).

1. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.

2. Основные идеи Ф. Ратцеля.

3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.

4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.

5. Культурно-историческая школа.

6. Гипердиффузионизм.

7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Отличия «первобытного» человека от «цивилизованного» в работе Г. Спенсера.

2. Определение культуры в работе Э.Б. Тайлора. Пережитки в культуре.

3. Классификация магии в работе Д. Фрэзера. Триада «магия-наука-религия».

4. Практическое задание

5. Определить особенности эволюции и перспективы развития социокультурной коммуникации (коммуникационные линии, формы и средства связи, знаковые системы, субъекты коммуникации и пр.).

6. Определить особенности эволюции и перспективы развития добрачного взаимодействия молодежи (группы, формы и условия общения, установки, стереотипы восприятия и пр.).

 

Литература:

Основная:

1. Марков Г.Е. Коричневая тень над немецкой этнологией // Этнографическое обозрение // 1996. № 4.

2. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

 

Дополнительная:

 

1. Темы для обсуждения

2. Научные критерии выделения рас.

3. Альтернативные расовые классификации (арийская, лемурийская, атлантическая, тибетская). Основания их несостоятельности в науке.

4. Исторические корни расизма.

 

 

ПЛАН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: