Этапы усвоения детьми трудных звуков




1. Звук [С]

Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены С - Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам ребенок должен правильно произносить звука С (язык должен находится за нижними резцами, губы в улыбке, зубы сближены).

2. Звук [3].

Появляется звук 3 на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук 3, однако может быть смешение артикуляционно-близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

3. Звук [Ц].

Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок - сиплёнок - сыплёнок - тцыплёнок - цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

4. 3вук [Ш].

Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками X и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

5. Звук [Ж]

Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука Ж.

К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

 

6. Звук [Ч]

Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук Ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет и произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

7. Звук [Щ]

У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савелъ вместо щавель.

В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук Щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего Щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ— сь, что свидетельствует о нарушении произношения данного звука.

8. Звук [Л]

Мягкий звук Л' появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким Л' недостающие звуки Л, РЬ, Р. Иногда заменяют Л звуком Й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук Л, но иногда дети заменяют его и или Л'. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками Л и Р (лаборатория).

9. Звук [Р]

Твердый звук Р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука Р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука Р на Й или ЛЬ. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук Р.

Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят как гортанный, или грассирующий («французский») звук, в этом случае необходима будет коррекция звука.

Изучив примерные сроки усвоения детьми звуков речи, рассмотрев этапы формирования трудных звуков, вы можете теперь попытаться обследовать речь своего ребенка — если у вас возникли какие-то сомнения в том, правильно ли у него все получается, вы можете обратиться за консультацией к логопеду.

 

 

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, челюсти)- кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность (различие) этих движений развиваются у ребенка постепенно.

 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой сложности; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз.

 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз под счет до 5.

 

 

3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 

4. Из выполняемых трех - четырех упражнений новым может быть только одно, третье и четвертое даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

 

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, показывает правильность выполнения упражнения. Далее упражнение выполняет ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (например про чистыми пальцами приподнять верхнюю губу ребенка обнажив верхние зубы или вытянуть губы ребенка «трубочкой»).

 

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

 

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации (см. выше) по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ

 

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Следить, чтобы зубы при вытягивании губ вперед были сомкнуты

 

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 

4. Бублик.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

 

6. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

 

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

 

4. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

 

 

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Статические упражнения для языка

 

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние резцы. Нижняя губа тоже расслаблена.

 

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 

6. Трубочка.

Рот открыт. Язык высунуть вперед, боковые края языка загнуты вверх.

 

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу, удерживать в таком положении.

Динамические упражнения для языка.

 

1. Часики.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.Следить, что бы нижняя челюсть была не подвижна.

 

2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

 

3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. Следить, что бы нижняя челюсть была не подвижна.

 

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 

5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

 

6. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.

 

7. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 

8. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 

9. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

 

10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 

11. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 

1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

 

2. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

 

3. Обезьянка.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

 

 

4. Силач.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

 

Особенности усвоения детьми звуков речи с нормой речевого развития.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М, К, Г. Несколько позднее усваиваются другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, Х, Й. Более же сложные по артикуляции звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», в определенном возрасте оно бывает свойственно всем детям, без исключения.

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Например, большинство детей не сразу овладевают произношением звука Ш, а сначала заменяют его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в их речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец ШУБА.

Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует звук в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, ребенок научившись правильно произносить звук Ш, начинает употреблять его и вместо С, Произнося слово САДИК как ШАДИК или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком.

Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная речь окружающих ребенка взрослых людей, не допустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холёсий»).

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков можно обратиться к нижеприведеннм данным, в которых приведены примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Возраст появления звуков

(в годах)

1-2 года - звуки А О Э П Б М

2-3 года - звуки И ЫУ Ф В Т Д Н К Г Х Й

3 – 5 лет - звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ

5 - 6 лет - звуки Л Р

 

Из выше приведенных данных видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких – то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3 – 5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя отнести к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение звуков (иногда даже с заметным надуванием щек), что придает звукам какой – то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих С, З, Ц и шипящих Ш, Ж, Ч, Щ), когда кончик языка просовывается между передними зубами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

 

 

Если ребенок не начинает говорить.

Речь – это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органом речи, по сути дела, является мозг – в нем происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.

Довольно часто наблюдается задержка в развитии речи детей 2- 3 лет, хотя они бывают абсолютно здоровы, у них нет нарушений слуха или поражений центральной нервной системы. Иногда ребенок произносит на втором году всего 4 – 5 слов, хотя понимает гораздо больше. В чем же причина задержки речи?

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Для того чтобы проверить значение речевого общения для развития речи детей, учеными были проведены специальные наблюдения из которых выяснилось, что степень речевого общениия со взрослыми не играет такой уж большой роли, как предполагалось. Конечно, общение со взрослым, это необходимое условие для того, что бы ребенок заговорил, но нужно учесть и другие условия.

Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Павлов говорил, что речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

 

Возвращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне говорит о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

В чем же заключается связь движений пальцев рук и речи.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7 –м появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба -ба и т. д.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность отделов мозга, в которых находятся речевые зоны, отвечающие за понимание и воспроизведение речи.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 – 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, растирать, разминать в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так нужно 2 – 3 минуты ежедневно.

С десяти месячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев рук ребенка. Приемы могут быть здесь самыми разнообразными, главное, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Вот некоторые приемы,которые можно использовать. Например, можно давать малышам рвать на мелкие куски любую бумагу – малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; при этом участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.

Можно давать перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши – полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой).

Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, различная шнуровка, комканье листов бумаги в комочек и т. п.

В наше время в специализированных магазинах для детей продаются разнообразные игры направленные на развитие мелкой моторики. Продавцы – консультанты помогут родителям подобрать нужную игру в соответствии с возрастом ребенка. Так что развитие речи детей в руках самих взрослых, было бы желание и терпение, и первые долгожданные слова ребенка не заставят долго ждать.

 

 

Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей?

Если ребенок в 2 – 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Ну а если ребенок говорит много, но плохо?

Нередки случаи, когда малыш в 3 – 4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у них нарушен ритм и темп речи – они говорят захлебываясь, очень быстро, или наоборот, тянут слова и т. д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять».

Конечно на ранних этапах развития речи артикуляция (произношение) звуков у всех детей не совершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки другими звуками. Однако это можно считать «нормой» для детей не старше 2,5 – 3 лет. Если же дефекты артикуляции (звукопроизношения) отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание – не связаны ли они с каким – то расстройством.

В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них успешно исправляются.

Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его исправлять.

 

Развитие речи.

Первые годы жизни — период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. Отставание в ее развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные и даже школьные годы. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.

 

Что же надо делать, чтобы ребенок своевременно начинал говорить?

 

Речь — это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам.

Если обращенная к ребенку речь эмоциональна, выразительна, то уже к 4—5 месяцам малыш будет по разному реагировать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а сердитый может вызвать плач.

С 6 - 7 месяцев у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривать: «Дай ручки, маленький», — и манить его к себе. Поднося его к предметам, находящимся в комнате, назвать их. После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый. Для того чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом, а не с местом, где он находится, нужно переместить этот предмет на глазах у ребенка. Теперь он ищет взором именно его, поворачивает головку направо, налево и радостно улыбается, наконец-то найдя игрушку. Постепенно малыш запоминает членов семьи: «Где мама?» — спрашивают восьмимесячную Танечку, и та отыскивает глазами маму, тянется к ней.

Стремясь развить у ребенка понимание речи, стараются использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождают словом свои действия: «Сейчас Машенька наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берут ее за руку, чтобы она знала, где у нее рука, и что означает эта просьба. «А теперь наденем чулок. Где у Маши ножка?»

Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» — протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой.

Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т. е. понимания речи.

Маленького ребенка берут на руки, ходят с ним но комнате, показывают предметы и называют их: «Это часы: тик-так, тик-так! Где часы? А это киса. Вот петушок: петушок-петушок, золотой гребешок!» Малыш прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами.

Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.

 

Взрослый сажает малыша к себе на колени, берет его ручки в свои и говорит с улыбкой:

 

- Ладушки, ладушки! Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку

Кашка масленька, бражка сладенька,

Попили, поели, домой полетели,

На головку сели, Ладушки запели!

 

Произнося эту потешку, взрослый хлопает ручками ребенка в ритм стихотворения. При словах «домой полетели» поднимает руки малыша вверх. Он доволен, улыбается: «А ну-ка еще раз!» - говорит взрослый, повторяя слова, с тем чтобы ребенок понял, что определенные слова обозначают определенные действия. Малыш вскоре начинает делать ладушки самостоятельно: в такт стихотворению сам прихлопывает в ладоши, движениями рук сопровождает содержание потешки. Или, поднимая ручки ребенка вверх, сказать: «Вот какой Андрейка большой!»

Повторить это движение несколько раз, сопровождая словами, а затем предложить: «Покажи, Андрюша, какой ты большой». Тот тянет руки вверх. При этом надо похвалить его: «Вот какой Андрей у нас большой! Молодец!»

Малыш, играя, вслушивается в речь взрослого, учится действовать по словесному сигналу, испытывая при этом удовольствие. Таким образом, забава становится для него делом серьезным, своеобразной школой понимания речи.

 

К концу первого года жизни, когда ребенок становится самостоятельным «пешеходом», мир досягаемых для него вещей расширяется, а вместе с этим накапливается и его пассивный словарь. Малыш быстро начинает осмысливать новые слова, понимать указания, связанные с его перемещением в пространстве: «Подойди ко мне», «Постой!», «Иди туда» (указывается направление), «Положи здесь», «Подойди и возьми вот так».

Он понимает и с удовольствием выполняет требования взрослого: «Пойдем мыть руки», «Будем собираться гулять. Где твоя шапочка, ботинки?» и т. п.

Если подобные указания подкрепляются соответствующими «делами», то малыш быстро их осмысливает и вскоре пытается самостоятельно выполнить то, что от него требуют. В этом таится большой воспитательный смысл: ребенок учится действовать по указанию взрослого, что является при соответствующем воспитании залогом организованного поведения.

К концу года ребенок понимает уже довольно много слов: названия окружающих предметов, игрушек, имена близких взрослых и детей, названия действий, выполняет простые просьбы: найти указанное лицо или предмет, помахать ручкой, взять игрушку, дать, показать и т. п.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: