Лекция
Реальная цель воспитания - это воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
Компоненты процесса воспитания (Ю.К. Бабанский):
1) Стимулирующе-мотивационный - формирование мотивации, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.
2) Целевой - цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. 3) Содержательный - объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации.
4) Операционально-деятельностный - комплекс форм, методов, организационно-педагогических условий и средств воспитания.
5) Контрольно-регулировочный - контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекция хода и результатов.
6) Оценочно-результативный - диагностика уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.
Классификация форм воспитания:
- индивидуальные
- микрогрупповые
- групповые.
Классификация методов воспитания дошкольников в ДОУ (по Ю. К. Бабанскому):
1) Методы формирования сознания личности
2) Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
3) Методы стимулирования деятельности и поведения
4) Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса
Классификация средств воспитания:
1) Средства материальной культуры - игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы.
2) Средства духовной культуры - книги, предметы искусства, речь.
3) Явления и объекты окружающего мира - явления природы, растительный и животный мир.
Ведущие принципы воспитания:
- ориентация на развитую личность ребенка
- воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня
- единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов
- опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми особенностями
- гуманизация воспитательного процесса
- сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и творчества ребенка
- соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей
- принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.
Задания
Пополните словарь новыми терминами (воспитание, принципы воспитания, формы воспитания, методы воспитания, средства воспитания).
Воспитание - это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и к окружающему миру.
Принципы воспитания - это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Средства воспитания - это система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Составить таблицу методы воспитания в ДОУ.
Методы воспитания в ДОУ
Методы воспитания | Характеристика |
1. Методы формирования сознания личности | |
1. Словесные методы | Эпические, беседа, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы. Анализ проступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях. |
2. Наглядные методы: | Наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино и видеоматериалов, жизненных ситуаций. Пример поведения. Рассматривание слайдов, иллюстраций с воспитательным содержанием. Театрализация. |
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | |
1. Приучение. | Открыто или непринужденно ставить задачу овладения тем или иным способом поведения. |
2. Упражнение. | Многократное совершение определенных поступков на основе осознания нравственной нормы. |
3. Воспитывающие ситуации | В основе лежит борьба нормы и внутренних побуждений ребенка. |
4. Игровые методы | Игры драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций. |
3. Методы стимулирования деятельности и поведения | |
1. Поощрение | Одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие. Вручение наград, медалек. |
2. Порицание | Неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий. |
3. Создание для ребенка ситуации успеха. | Организованное сочетание условий для создания возможности достичь определенных результатов. |
4. Соревновательные методы | Выполнение упражнений в форме соревнования. |
4. Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса | |
1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка. | Способ оценки мыслей, чувств, поступков в определенном социальном окружении. |
2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. | Определяется адекватное поведение в условиях проблемной ситуации, в которых осуществляется деятельность. |
3. Беседы с детьми и родителями. | Прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. |
4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей. | Метод сбора мнений посредством заполнения анкет, тестов. |
5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций. | Проигрывание поведения, которое можно ожидать от какого-либо другого человека в той или иной конкретной, придуманной ситуации. |
6. Социометрия. | Измерение отношений внутри группы по вопросам, критериям, охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения. |
7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, направленности личности, способностей, умений | Оценка уровня развития личностных качеств, направленности личности, способностей, умений. |