Специфика президентских выборов




Введение

В 1993 году из 183 государств, входивших в ООН, более 130 имели в своём устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой – важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объём полномочий.

При исследовании феномена президентской власти невозможно ограничиться только анализом относящихся к президентству конституционных и иных правовых норм. Не менее важно и определение соотношения этих норм с политической практикой президентов. Очевидно и то, что само по себе учреждение поста президента в той или иной стране ещё не означает одномоментного возникновения института президентства с присущими ему законодательными и административными актами, хорошо разработанной структурой различных подразделений, тесными взаимосвязями с другими политическими институтами и обществе в целом.

Полномочия президента, его статус в политической жизни той или иной страны определяются прежде всего соответствующими конституционными нормами. В Федеративной Республике Германия конституционное право наделяет исполнительной властью прежде всего главу правительства, а не главу государства – президента. Правда, в конституционном праве ФГГ нет нормы о том, что президент – это глава государства, его статусе в Основном законе говорится только то, что «федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях»[1]. В то же время в Основном законе ФРГ чётко обозначен конституционный статус главы правительства – канцлера: «Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров»[2]. Эта правовая норма прямо указывает на то, что президент не является главой исполнительной власти и таким образом не возникает никакой правовой неопределённости в разграничении полномочий между главой государства и главой правительства.

В Западной Европе сформировалась сугубо европейская модель в форме или полупрезидентской или парламентарной (ФРГ) систем правления. При парламентарной системе государственного правления, предусматривающей наличие поста президента, последний является конституционной главой государства. Это означает, что правительство и его деятельность практически выведены из сферы прерогатив президента. И хотя формально он, согласно конституции наделён такими важными полномочиями, как назначение главы правительства, объявление о роспуске парламента и назначение даты очередных или внеочередных парламентских выборов, а также представительство в сфере международных отношений, но фактически все эти и другие полномочия президент должен осуществлять только по согласованию с главой правительства, ответственным не перед ним, а перед парламентом. В результате такого распределения прерогатив главой исполнительной власти при парламентарной системе является премьер-министр (в ФРГ – канцлер), который и имеет необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики. Премьер и его правительство подотчётны высшему законодательному органу и подают в отставку в случае вынесения им вотума недоверия. Президент же в условиях парламентарного правления не ответственен за действия правительства и остаётся надпартийной фигурой, гарантом правопорядка, олицетворением незыблемости конституционного строя.

Цель этой работы – показать особенности института президентства в условиях европейской парламентарной системы правления на примере крупнейшего государства Западной Европы Федеративной Республики Германия.

Выборы президента

Специфика президентских выборов

В Федеративной Республике Германия избрание президента проходит путём голосования в парламенте, что характерно для парламентарной республики. Так же избирается президент в таких странах как Италия, Швейцария, Венгрия, Латвия и в ряде других стран.

Для этого, как указано в части 3 статьи 54 конституции ФРГ, создаётся Федеральное Собрание, которое состоит из членов нижней палаты парламента (Бундестага) и равного числа членов, избранными народными представительствами земель на началах пропорциональности. Кандидатуры на пост президента предлагаются ведущими партиями, и, как оговорено в конституции, в ходе этих выборов в Федеральном Собрании не допускаются какие-либо прения. «Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Федерального Собрания. Если в двух турах голосования такое большинство не собрано, избранным считается тот, кто в следующем туре соберёт наибольшее число голосов»[3]. Как и в Греции, Португалии, Чехии, Словакии, Польши, Венгрии, Болгарии, президент Федеративной Республики Германия избирается сроком на пять лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: