В общественном сознании второй половины ХХ века (а корни этого процесса уходят в эпоху Просвещения) возникают противоположные оценки социальной роли науки. Эти противоречивые оценки получили название сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм (от лат. – знание, наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой наука является высшей ценностью развития человеческой цивилизации. Это – абсолютизация (преувеличение) роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Сциентизм представляет собой оптимистический взгляд на роль науки в обществе.
Идеи СЦИЕНТИСТСКОГО ОПТИМИЗМА формируются в философии Нового времени. Возникает представление о всемогуществе науки, убеждение, о том, что благоденствие человечества связано, прежде всего, с развитием науки.
Например, Ф. Бэкон (английский философ ХУП века) утверждал - «знание - сила». В «Новой Атлантиде» Бэкон пишет о важной социально-практической роли науки по улучшению жизни людей.
О. Конт (французский философ середины Х1Х века) предложил идею о трех стадиях интеллектуального развития человечества: человеческий ум, - утверждает он, - проходит путь от господства религиозной фантазии, через метафизический, абстрактно-философский взгляд на мир к утверждению научного, позитивного метода изучения действительности. Индустриальное общество создает условия для беспредельного развития науки.
В ХХ веке позиция сциентизма ярко представлена в теориях индустриального и постиндустриального общества. Здесь наука расценивается как наивысшая культурная ценность, наивысший вид духовной деятельности.
Представитель этой теории - Д. Белл говорит о наукоцентризме, необходимости ориентироваться на «Большую науку». Он считает, что Университет становится главным институтом нового общества. В индустриальном обществе ключевым институтом была предпринимательская фирма, поскольку она играла ключевую роль в организации производства продукции. В постиндустриальном обществе именно Университет займет центральное место благодаря его роли источника знаний и нововведений.
Д. Белл обосновывает идею об увеличении общественного значения теоретического знания и возрастании управленческих возможностей науки.
Разновидностью сциентизма является ТЕХНОКРАТИЗМ.
Представители технократизма утверждают: решение всех социальных проблем возможно благодаря научной организации труда, государственному планированию, основанному на науке.
Современная форма технократизма называется неотехнократизм: наука и техника обеспечивают неограниченные возможности для регулирования социальными процессами и разрешения социальных конфликтов. Например, представители теории информационного общества (Р. Лейн) утверждают, что на смену эре политики, экономики и идеологии придет эра знания и информации, которая снимет с повестки дня проблему социальных антагонизмов. Наука и техника становятся главными факторами общественного прогресса.
Сравним сциентизм и антисциентизм по основным характеристикам.
1. Сциентизм приветствует достижения науки, провозглашает знание как наивысшую культурную ценность. Антисциентизм критически относится к науке, подчеркивает ее негативное влияние на развитие общества.
2. Сциентизм стремится к тому, чтобы «онаучить» все сферы общества – только благодаря науке жизнь может стать успешной, управляемой т организованной. Антисциентизм настаивают на том, что понятия «научное знание» и «истинное знание» не совпадают, принципиально отличаются.
3. Сциентизм часто игнорирует реальные проблемы, связанные с негативными последствиями развития техники и науки. Антисциентизм часто драматизирует ситуации, сгущает краски, привлекает внимание людей к катастрофическим сценариям развития человечества.
ВЫВОД.
Несмотря на свои различия, сциентизм и антисциентизм имеют общие черты. Имеется в виду, что образ науки, созданный в рамках этих мировоззренческих позиций, в принципе один и тот же. В обоих случаях искажаются социальные функции науки.
Сциентизм игнорирует или недооценивает другие формы духовной культуры и типы регуляции человеческой деятельности.
Антисциентизм преувеличивает а) отрицательные последствия функционирования науки, б) управленческое воздействие науки на общество.
Таким образом, главный вывод этих двух противоположных мировоззренческих ориентаций относительно социальной роли науки в принципе одинаков: наука рисуется как автономно действующая сила.
В настоящее время все большее число ученых не удовлетворено ни сциентизмом, ни антисциентизмом. Формируется новый образ науки, который получил название критический реализм. Эта позиция обращает, прежде всего, внимание на плюсы и минусы науки для жизни человека. Главное внимание уделяется здесь:
- социальной ответственности ученого за свои открытия;
- общечеловеческим ценностям внутри научного знания.
Наряду с классическим образом науки, ориентированным на математику и постклассическим, опирающимся на физику, появился новый образ науки, выдвигающий в качестве эталона экологию.
Экология в противовес утилитарному практицизму выдвигает идеалы гармоничного взаимодействия общества и природы, требует объединения всех областей научного знания для решения общечеловеческих проблем.
Наука понимается здесь не как средство насилия над природой, а как коллективная сила, способствующая ее сохранению. См., например, концепцию устойчивого развития.