ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭПИЧЕСКОГО СЮЖЕТА В ДРАМУ




(НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА «ЗАМЕРЗЛИ» И ОДНОИМЕННОЙ ПЬЕСЫН. САДУР)

 

Появление в творчестве одного писателя случаев перевода эпоса в драму отчасти обусловлено эпизацией новой драмы XX в. В русской литературе ярким примером трансформации прозаических произведений в драматические служат пьесы М. А. Булгакова: «Дни Турбиных», «Кабала святош», «Багровый остров» («Генеральная репетиция пьесы гражданина Жюля Верна...»). В художественной практике современного писателя и драматурга Нины Садур также есть немало примеров трансформации прозаических произведений в пьесу. Так, по своим произведениям она создает пьесы: рассказу «Миленький, рыженький» соответствует пьеса с таким же названием, роман «Сад» трансформирован в пьесу «Чардым», повесть «Вечная мерзлота» – в пьесу «Летчик». Известны случаи обращения Н. Садур к текстам классиков: пьеса «Панночка» написана по мотивам гоголевского «Вия», «Брат Чичиков» – по поэме «Мертвые души». Знаменитый роман М. Ю. Лермонтова был положен в основу пьесы «Памяти Печорина». Комедия «Влюбленный дьявол» написана по одноименному роману Жака Козета, по мотивам произведений В. П Астафьева создана пьеса «Смертники», сюжет пьесы-лубка «Фалалей» взят из повести А. Погорельского «Лафертовская маковница». Трансформация происходит на уровне сюжета, персонажей, образов и мотивов.

К переводу эпоса в драму каждый автор обращается в связи со своими творческими задачами, например, для М. А. Булгакова – это освоение театральной природы литературы. Н. Садур в этом видит возможность наиболее полно раскрыть свой замысел, уточнить, укрупнить то, что в прозе оказалось второстепенным: «...так получается с той прозаической вещью, которую не дорассказал», – говорила она в одном из интервью []. Интересно, что именно драма с ее специфическими средствами выразительности позволяет Н. Садур «дорассказать» свое произведение. Попытаться понять, по какому принципу осуществляется трансформация родо-жанровой природы произведения и как в процессе этого перевода углубляется его замысел, заключается цель данного доклада. Для анализа выбраны ее ранние произведения – рассказ «Замерзли» (1984) и созданная на его основе пьеса «Замерзли» (1987).

Главное событие и кульминация рассказа и пьесы – столкновение девушки Нади с искаженной, уродливой действительностью. В рассказе об этом событии повествуется от первого лица самой Надей и принципиально важна временная дистанция между событием и рассказчиком. Представлен осмысленный, пропущенный через сознание говорящего факт, тогда как в пьесе он совершается действующими лицами, здесь и сейчас.

Как в рассказе, так и в пьесе можно отметить наличие двух пространственных миров: реального и иллюзорного. Реальный мир представлен бытовыми проблемами героев: Надя зарабатывает на сапоги, у нее гулящая мать, Лева – инвалид, Лейла (ее в рассказе нет, зато она введена в пьесу) – глухая, бежала от жестокого отца в Москву. Мечты девушек тоже о реальном: о доме, муже и детях. Но параллельно с обыденным миром как в рассказе, так и в пьесе ощущается присутствие потустороннего мира. В рассказе он обозначен деталями, через впечатления рассказчицы: Надя при встрече с Левой ощущает, как ее «резануло что-то», потом замечает, как в театральной декорации у бога на кресте меняется лицо, что приводит ее в недоумение, и голос Левы кажется ей «стихией подземной». В отличие от рассказа, в пьесу введен образ театра. Это особое пространство, наделенное функциями места работы Нади, Лейлы и Левы, игры, маски, иллюзии (игра в жизнь, игра друг с другом); это же и средоточие потустороннего мира. Пространство это проклято (когда-то актриса Алиса Коонен прокляла здание театра), люди, оказавшиеся в нем, обречены на жалкое существование, глухи к добру, красоте, таланту. Предательство – главный их грех. Открытое столкновение с этим миром есть кульминация пьесы.

Вводя в пьесу образ театра, Садур расширяет пространственные границы произведения, при этом сценическое действие не меняется (это двор театра), но за счет укрупнения деталей (место, где бутафорский крест с распятием бога от пара горячей воды на снегу, кажется помещенным в ад, стена от разбитой церкви, фигура дяди Левы), введения в пьесу рассказа о проклятье актрисы место действия пьесы становится значительно шире, чем в рассказе. Авторский замысел пьесы укрупняется за счет конфликта. Если в рассказе частный случай на работе столкнул юную девушку с абсурдом жизни, ее нелепостью, уродством и с этим откровением она должна жить дальше, то в пьесе речь идет о столкновении людей с миром пошлости, искаженных человеческих отношений, спутанных понятий добра и зла, красоты и уродства, правды и лжи, таланта и бездарности. Объединяющее рассказ и пьесу название прежде всего передает внутренне состояние героев, столкнувшихся с миром перевернутых ценностей.

«Недорассказанный» рассказ «Замерзли» трансформируется в сценическое произведение, и именно в нем заявленная автором проблема самоидентификации человека в мире «сдвинутых» ценностей значительно укрупняется и дополняется. В пьесе «Замерзли» это происходит за счет введения образа театра как особого пространства искаженного мира, укрупнения деталей, выделенных в рассказе, введения дополнительных персонажей.

 

Список литературы

1. Муллина Д. А. Взаимодействие повествовательного и драматического начал в творчестве Н. Садур (на примере рассказа "Замерзли" в одноименной пьесе) [Текст] / Д. А. Муллина // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2018. - 2018. №2: Филология, Т. 1. - С. 48-58.

2. Садур Н. Н. Ведьмины слезки: рассказы / Н. Н. Садур. – Новосибирск: Детская литература, 1990. – 44 с.

3. Садур Н. Н. Обморок. Книга пьес. / Н. Н. Садур. – Вологда, 1999. – 500 с.

4. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) / В. Е. Хализев. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 260 с.

5. Чанцев А. Нервная система бравых пьес. Available at: https://www.chaskor.ru/article/nina_sadur_nervnaya_sistema_bravyh_pes_39400

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: