Стратегии внутреннего роста




Стратегический менеджмент: Низов Александр Николаевич

11.09

Определение стратегического менеджмента

3 основных подхода:

1) основан на анализе окружения: рассматривается как процесс принятия решений, который объединяет внутренние возможности с угрозами и возможностями внешней среды.

Недостаток определения в слабом изучении внутренних возможностей.

2) рассматриваются цели и средства, т.е. стратегический менеджмент – это направление теории принятия решений, нацеленное на развитие эффективной стратегии для оказания содействия в достижении корпоративных целей.

Плюс в том, что действовать нужно исходя из целей фирмы.

3) деятельностный подход – внимание концентрируется на последовательности действий в стратегическом управлении.

3 основных этапа:

1) анализ текущего положения организации в конкурентной среде

2) выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив

3) реализация, осуществление выбранной стратегии – имплементация

Таким образом, стратегический менеджмент – это структурированный процесс действий для достижения некоторых заранее определенных целей и опирающийся на методологические принципы.

Сравнение стратегии и тактики

Разработка стратегии – задача высших руководителей. Тактика – низкие уровни.

2) непрерывность процесса планирования и осуществления

3) преобладание жестких и мягких проблем, связанных с определенностями или неопределенностями событий

4) количество рассматриваемых альтернатив

5) объем и тип информации

6) временные интервалы планирования – время, которое требуется на планирование

7) приоритетность решения: приоритет отдается текущим решениям. – Это минус.

8) детализированность!!! тактические решения всегда более детализирована. Основной?, на который отвечает стратегия: что нужно сделать? А тактика: как?

9) используемые человеческие ресурсы

10) точность контроля и оценки: в текущей и оперативной деятельность контроль должен быть очень точный

11) превалирующие интересы участников при принятии решений

12) отношение к риску и степень риска

Следует различать стратегическое и долгосрочное планирование и управление:

Долгосрочное управление по причине продления в будущее существующих тенденций эффективно в условиях стабильности. Если факторы среды меняются, необходимо их изучать и учитывать в планировании, то есть использовать стратегическое управление и планирование. Ввиду того, что появляется множество сложных и динамических процессов, внешняя среда сильно меняется, стратегическое управление наиболее актуально.

Модель и методология стратегического менеджмента

Модель: анализ внешнего окружения, планирование вариантов развития, планирование стратегии (выбор варианта), осуществление стратегии.

Методологические основания:

1) изучение рынка

2) сбор информации

3) эмпирические исследования – основаны на опытных, фактических данных

4) транснациональный бизнес

5) принятие решений

6)) предпринимательство

7) долговременные перспективы

8) стратегические альтернативы, варианты

9) междисциплинарный подход

10) оптимальное использование ресурсов

11) реализация стратегии и контроль

Преимущества знаний о стратегическом менеджменте

Они позволяют:

1) формулировать стратегии и определить, какие из них подходят предприятию

2) находить пути развития бизнеса

3) развивать умение ориентироваться в будущем, т.е. учитывать последствия решения

4) эффективно и грамотно размещать ресурсы

5) понимать природу и значение неопределенностей и рисков

6) использовать системный подход

7) связывать в единый комплекс процессы коммуникации, координации и контроля

8) стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию

9) преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную культуру

Понятие внешней среды

Включает те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать, но предприятие в целом не может воздействовать на эти факторы.

Ближнее окружение: непосредственно влияет на организацию. Приближает или отдаляет достижение цели. Включает клиентов, поставщиков, конкурентов, местные государственные органы, профсоюзы и торговые организации. Пытаются управлять параметрами ближнего окружения, но возможности этой деятельности ограничены.

14.09.12

Формулировка сист. целей

3Руководство предприятие среднего размера сформулировало цели, которые должны быть достигнуты в ближайшие годы:

1 группа целей: - гарантированная и устойчивая прибыль в течение долгого времени

- соответствующий рост выручки

- предотвращение конфликтов с ООС

2 группа целей: - развитие доходных подразделений

- усиление предприятия в течение 3х лет, включая сильную экспансию путем приобретения доли в других предприятиях

- серьезная финансовая политика с соответствующими дивидендами

- улучшение рабочих усилий

- рост затрат на исследование

Философия и цели предприятия

Имеются утверждения:

1) мы рассматриваем себя как институт, который в первую очередь должен предоставлять кредиты мелким и крупным предприятиям и физическим лицам нашего региона

2) в ближайшие три года количество филиалов должно ежегодно расти на 2

3) мы желаем особо учитывать интересы мелких вкладчиков

4) прибыль и рост, намеченные только в тех масштабах, которые необходимы для выполнения своих задач

5) в следующие 5 лет объем сбережений вкладчиков должен ежегодно расти на 12%

Первым шагом в стратегии является миссия, в которой показаны ценности компании.

Решение 2 задачи:

1) это сбербанк

2) миссия проявляется в 1, 3, 4. Цели и задачи во 2,5

3) философия производственного предприятия, которая охватывает основные стороны деятельности: чьи интересы должны учесть (клиентов, поставщиков, гос. Органы, конкурентоспособность, о коллективе (д/сотрулников) и стабильности оплаты труда)

Решение 1 задачи:

1) проверка сист. целей на соответствие требований к ним: 1 группа – это миссии, а не цели; а 2 группа целей – необходимо переделать.

Дз: написать 2-3 примера целей и задач, которые расшифровывают формулировки 1 группы целей.

Лекция

Факторы внешней среды

1) политические

2) экономические:

- инфляция

- курс валют

- ставка % - ставка рефинансирования центробанка

- темп экономического роста

3) социально-культурные

- рождаемость

- природные факторы

4) технологические

- НТП

- развитие инновационных технологий и инноваций в целом

Неопределенность внешней среды

- часто решения приходится принимать без достаточной информации о факторах, а руководителю трудно предсказать внешние изменения. Повышает вероятность риски провала стратегии и затрудняет расчет затрат. Уровень неопределенности зависит от двух характеристик: простота или сложность обстановки; степень стабильности или нестабильности событий.

Стабильность: Связана с темпом и частотой изменений или динамичностью

Изменение неопределенности по принципу стабильное-нестабильное

Изменения, которые происходят очень медленно, это стабильные

1) простая и стабильная

2) сложная стабильная – достаточно высокий уровень неопределенности, так как присутствует много разнообразных внешних факторов

3) простая нестабильная – неопределенность выше, чем в сложной стабильной

4) сложная нестабильная – наиболее высокий уровень нестабильности

Предприятие, действующее в той или иной обстановке, будет регулироваться и управляться по-разному и результат будет зависеть от используемой системы стратегического управления, тем выше значимость СМ.

Если предприятие может приспосабливаться к факторам внешней среды, такую стратегию называют внутренней. Если предприятие само пытается изменить обстановку, то оно использует внешние стратегии.

Внутренние стратегии, т.е. стратегии приспособления

Часто руководство рассматривает возможность ведения бизнеса на других рынках, где нет сильных конкурентов. Подобные меры могут провести к снижению уровня специализации (при разнообразной продукции меньше рисков). Наоборот, если внешняя обстановка стабильная (встречается реже),??? специализация.

2) набор персонала: здесь применяются стратегии

21.09

Практика

Предприятие переформулировало цели и задачи второй группы:

1) в следующем периоде необходимо достичь рентабельность общего капитала 15% либо рентабельность собственного капитала 20%

Легких и разумных путей уменьшения собственного капитала нет. Капитал отличается от СК на величину заемного капитала. Его снизить легче, допустим, не продлять овердрафт. Объединять эти два показателя в одной цели – плохо.

2) в подразделениях, в которых будет достигнута рентабельность капитала 15%, в следующем периоде необходимо добиться увеличения выручки на 10%

Не следует ограничивать рост выручки условиями достижения рентабельности капитала. Лучше связать с рентабельностью продаж или продукции. В отдельных подразделениях капитал, как правило, не рассчитывается.

3) продукты, по которым предыдущие задачи, указан. В 1 пункте не будут выполнены, должны быть исключены из производственной программы

Капитал по видам продукции не рассчитывается.

4) степень задолженности не должна превышать отметку 2

Степень задолженности = отношение заемного капитала к собственному

Данная формулировка противоречит цели 1.

 

5) в следующих пяти плановых периодах расходы на исследования и разработку должны составлять 4% от плановой выручки

Привязывать расходы на исследования и разработки к объемным показателям – не самый лучший вариант. Желательно расходы на исследования сформулировать не от выручки, а от объема, целей и задач самих исследований.

28.09.12

Практика

1) постановка целей: обеспечить рентабельность выше среднеотраслевой, сохранение доли рынка

Доля рынка в прошедшем году (2003) = (450/1125)*100%=40%

2) анализ внешней обстановки и внутренних факторов: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

В – прогнозируемая величина

450-0,2*450=360 шт.

При увеличении рынка на 10% увеличение 1125+0,1*1125*0,4=495

495*0,8=396=В

П(2003г.)=450*18500=8325000 (выручка) – 7920000= 405000 евро

П (2004)= 396*18500=7326000-4831200-2430000=64800 евро

Главная проблема предотвратить такое резкое сокращение прибыли. Если ничего не менять, цель не будет достигнута.

Учтены внешние факторы: доля рынка, конкуренция и спрос. Внутренние: снижение производства, снижение переменных затрат.

3) поиск вариантов решения проблемы

05.10

Практика

Для (2) посчитаем рентабельность:

Рентабельность продаж = прибыль/выручка

Р(2003)=405000/8325000=4,9%

Р(2004)=64800/7326000=0,9%

Точка безубыточности=постоянные затраты/(цена-удельные переменные)=2430000/(18500-12200)=385,7=386

Чем меньше запас, тем больше риск. Риск деятельности сильно возрос по сравнению с прошлым годом.

3) поиск вариантов решения проблемы

Необходимо увеличить ожидаемую прибыль, увеличив выручку при неизменных затратах. Или снизив затраты при неизменной выручке (или даже ниже).

Возможности сохранения выручки (увеличения):

- увеличение цены

- увеличение цены без улучшения продукта

Снижение затрат:

- программа рационализации начальника цеха

- перевод на поточное производство

- списание машин и старого оборудования

- отмена 2х сменной работы

1) Цена Ц1=18500+400=18900

П=18900*396-(2430000-220000-100000)-4831200=-96800

2) уменьшение на 15% не рассчитываем,

Практика

3) рационализация

В=396*18500=7326000

П=7326000-396*10100=7326000-3999600-3000000=320400

4) В остается такой же

П=7326000-8600*396-3600000=320400

5) В=(500-500*0,25)*18500=6937500

П= 6937500-11500*375-2300000=325000

6) П=350*18500-11600*350-2100000=315000

С точки зрения удельных переменных, лучший вариант - это поточное производство. За счет комбинации различных вариантов можно:

А) провести модификацию и программу рационализации

Б)

16.10

Лекция

Стратегии внутреннего роста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: