Рецензенты: кафедра психологии МГЗПИ (зав. кафедрой профессор М. В. Гамезо), М. Г. Данильченко (профессор Владимирского пединститута)




Практикум по возрастной и педагогической психологии
П69: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/А. А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий и др.; Под ред.
А. И. Щербакова.—М.: Просвещение, 1987.—255 с

Учебное пособие разработано в соответствии с программой по возрастной и педагогической психологии. В нем представлены разнообразные формы и методы самостоятельной работы студентов, необходимые для выработки умении и навыков изучeния детей, наблюдения за их развитием. По каждой теме даны планы семинарских и практических занятий и литература кним.

 

4306010000—790

103(03)—87

67—87

ББК 88.8

© Издательство «Просвещение», 1987

 

От редактора

В связи с реализацией Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи» значительно возрастает роль психологических знаний в профессиональной подготовке учительских кадров. В процессе обучения в педагогических институтах студенты — будущие учителя должны не только усвоить общие закономерности психического развития и формирования личности растущего человека, но и научиться понимать внутренний мир школьника на разных этапах его жизненного пути, самостоятельно изучать его потенциальные возможности; выяв-лягь интересы и склонности, а также причины отставания в учебе и плохого поведения отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути устранения этих причин. Этим задачам служит учебное пособие «Практикум по возрастной и педагогической психологии».

Пособие подготовлено в соответствии с новой программой курса возрастной и педагогической психологии, утвержденной Управлением учебных заведений МП СССР. При разработке настоящего учебного пособия авторы руководствовались теми же принципами и задачами, что и при построении «Практикума по общей психологии»': способствовать сознательному творческому усвоению теоретических основ современной возрастной и педагогической психологии и формированию у студентов устойчивого интереса к психологическим знаниям и умениям их применения в практической деятельности по обучению и воспитанию учащейся молодежи. В зависимости от профиля факультета и времени, отведенного в его учебном плане на семинарские и практические (лабораторные) занятия по курсу возрастной и педагогической психологии, преподаватели в каждом отдельном случае могут отобрать материал для самостоятельной работы студентов, определить процедуру обработки и оценки результатов выполнения заданий, которые в наибольшей мере будут способствовать развитию у студентов 1979. ' См.: Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова.—М.,

 

познавательной активности и самостоятельности в их учебной деятельности по данной дисциплине. По каждой теме в Практи куме для подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям, кроме учебных пособий, рекомендуется дополнительна? литература с указанием автора, названия работы, страниц. Одна ко это не исключает возможности студентов самостоятельно, пс согласованию с преподавателем, подобрать необходимую литературу.

Учебное пособие подготовлено к печати Лабораторией психолого-педагогической подготовки учителя НИИ 00В АПН СССР совместно с коллективом кафедры психологии Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. А. И. Герцена. В подготовке практикума приняли участие: А. А. Алексеев (тема 2), И. А. Архипова (тема 7), В. Н. Бабий (тема 3), В. В. Богословский (темы 2, 8), Л. А. Регуш (темы 2, 11), Л. А. Матвеева (темы 5, 7), Д. В. Рон-зин (ведение, тема 6), А. И. Раев (темы 5, 7), Е. И. Степанова (тема 7), А. А. Степанов (темы 10, 11), А. Ф. Тихонова (тема 4), А. И. Щербаков (введение, темы 1, 3, 12), А. К. Юров (тема 9). Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений педагогических институтов. Но оно будет полезно и учителям школ, методистам, желающим расширить и углубить свои знания об учащихся и психологических основах их обучения и воспитания. проф. А. И. Щербаков Введение ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ Задачи практикума и принципы его построения. Профессиональная деятельность учителя современной общеобразовательной школы сложна и многогранна. Учитель выполняет функции воспитателя подрастающих поколений, организует учебную и вне-учебную общественно полезную деятельность учащихся, принимает участие в пропаганде общественно-политических и психолого-педагогических знаний среди родителей учащихся и взрослого населения. Как воспитатель учитель постоянно сталкивается с разнообразными педагогическими ситуациями, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла, умение самостоятельно принять решение. А для этого, наряду с глубокими знаниями учебного предмета, учителю необходимы психолого-педагогические знания, п в частности знания психологических особенностей учащихся разных возрастных групп, закономерностей и условий оптимизации процесса их обучения и воспитания в соответствии с требованиями Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Этим задачам и служит курс возрастной и педагогической психологии. Практика показывает, что глубокое усвоение студентами курса возрастной и педагогической психологии невозможно без самостоятельной работы над литературными источниками, без овладения умениями и навыками педагогического общения с детьми, методами психологического наблюдения за ними и проведения психологических экспериментов. Студенты — будущие учителя должны уметь применять знания современной психологии при решении педагогических задач обучения и воспитания. Настоящий практикум состоит из трех разделов: I—«Общие вопросы»; II—«Возрастная психология»; III—«Педагогическая психология». В каждом разделе, в соответствии с программой курса, выделены темы, подлежащие самостоятельному изучению студентами. В начале каждой темы даются подробные методические указания по организации самостоятельной работы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, приводятся планы занятий и литература. При разработке планов семинарских и практических занятий авторы стремились теснее связать теоретические знания возрастной и педагогической психологии с общей психологией и с практической деятельностью учителя. В планах семинарских занятий выделены наиболее важные методологические, теоретические и методические вопросы, знание которых для студентов является обязательным. Без этих знаний студенты не в состоянии будут устанавливать однозначные связи между внешним поведением и внутренним, психическим состоянием ребенка и определять эффективные методы воздействия на него на разных этапах обучения и воспитания. По каждой теме указывается литература для аннотирования или конспектирования. Дается тематика рефератов и докладов, а также примерная тематика курсовых исследований. Для рефератов и докладов указывается литература. По курсовым же исследованиям студенты под руководством преподавателя самостоятельно определяют предмет исследования, подбирают необходимый материал, формулируют гипотезы и составляют план работы. В качестве примера планирования курсовой работы могут быть использованы методические разработки по теме 5. Все формы самостоятельной работы студентов ориентируют их на глубокое, творческое изучение методологических и теоретических положений, раскрывающих диалектико-материалистическое понимание движущих сил психического развития ученика, условий эффективного формирования его личности в духе идеалов коммунистического общества. В практикуме представлены разнообразные формы и методы самостоятельной учебной работы студентов, способствующие их самообразованию и формированию педагогических умений и навыков, необходимых для изучения детей и проведения с ними воспитательной работы на разных этапах их возрастного развития. В процессе обучения в институте студенты должны научиться диагностировать уровень психического развития ребенка, видеть его особенности, находить наиболее оптимальные условия для формирования у него устойчивых свойств личности, сознательного субъекта учебной деятельности. Поэтому большое внимание в практикуме уделяется методам психологического изучения школьника, раскрытию возрастной динамики его психического развития, а также изучению условий формирования и всестороннего развития его личности. С этой целью в практикуме выделена специальная тема — «Методы возрастной и педагогической психологии».

В практикум включены психологические задачи, решение которых будет способствовать формированию у студентов умения применять теоретические знания в педагогической практике', дается описание методики психологического наблюдения и анализа урока как основной формы учебно-воспитательной деятельности учителя; приводится тематика курсовых исследований. Проведение курсовых исследований дает возможность студентам глубже усвоить психологические знания, способствуют развитию творческого потенциала будущего учителя. В зависимости от факультета и условий организации учебного ппоцесса на.очном или заочном отделении преподаватели могут изменять тему, а также формы и методы самостоятельной работы студентов. Так, на очном отделении может быть изменена тематика курсовых исследований в зависимости от ее актуальности, практической значимости и интереса студента. На заочном отделении преподаватель может привлекать студентов к психолого-педагогическому анализу их собственного опытного материала, к проведению исследований в своих классах, используя специальные пособия по контрольным работам для заочных отделений. Формы и методы самостоятельной работы студентов и ее оформление. Формы самостоятельного изучения курса возрастной и педагогической психологии могут быть разнообразными: аннотирование и конспектирование литературы; составление реферата или доклада; выполнение курсовых и дипломных работ. Аннотирование литературы—перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности учителя или к изучаемой проблеме. Конспектирование литературы. Сам термин «конспект» означает краткое изложение какой-то статьи, книги, выступления, речи и т» д. Существует мнение, что конспектирование необходимо только для лучшего запоминания материала (например, лекций). Однако более важным здесь является возможность обращения к конспекту с целью более глубокого или нового (под новым углом зрения) осмысления законспектированного материала. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. При конспектировании вначале бывает трудно отвлечься от авторского текста, абстрагироваться от несущественных деталей. Но по мере усвоения мыслей автора и их формулирования своими словами достигается требуемая ясность и краткость записей. Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметки по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала. Для того чтобы иметь возможность при последующей работе с конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучше всего конспектировать только на одной стороне листа, оставляя вторую пустой. Большим мастерством конспектирования и работы с конспектами обладал К. Маркс. Он имел привычку периодически просматривать свои записи, каждый раз извлекая из них новые мысли. Образцом составления конспекта являются «Философские тетради» В. И. Ленина'. ' См.: Ленин В. И. Философские тетради//Полн. собр. соч. — Т. 29. 7

 

Как и всякому умению, конспектированию надо учиться Лишь со временем приходиг способное гь быстро и точно выбирачь из читаемого главное содержание. Конспекты начинающих, как правило, бывают более объемными, гак как студент не всегда может выделить основные проблемы. При конспектировании полезно изучаемый источник читать по меньшей мере два раза. При первом чтении складывается общее впечатление о работе, при втором выделяется главное содержание, которое и заносится в конспект. Опытный читатель при конспектировании научной работы опирается на ее основные структурные элементы: гипотезу, теоретЕГ-«ГескугсГи экспериментальную проверку гипотезы, 'факты, эмпирические и теоретические обобщения, методику эксперимента. Гипотеза—предположение (на основе имеющихся знаний) о существовании какой-либо закономерности, причины явления или связи нескольких явлений. Например, на основе фактов, говорящих о развитии психики ребенка в процессе обучения, можно предположить (выдвинуть гипотезу), что у старших школьников по сравнению с подростками более развиты способности к произвольному запоминанию, или, зная о том, что психика человека развивается и функционирует как целостное образование, можно выдвинуть гипотезу о взаимосвязи речи и уровня развития мышления. Другой пример гипотезы: зная, что самоуважение как одно из свойств личности наиболее интенсивно формируется в подростковом возрасте и что самооценка подростка во многом определяется отношением окружающих, можно предположить, что включение подростка в ту или иную группу объясняется наличием у него потребности в уважении его личности со стороны окружающих. Эта потребность удовлетворяется в данной группе. Теоретическая проверка гипотезы есть сопоставление предположения с имеющимися в научной литературе уже доказанными положениями, принципами, в ходе которого выявляется логическая непротиворечивость выдвинутой гипотезы н этих принципов. В процессе экспериментальной проверки гипотезы ее правильность или ложность устанавливается опытным путем, на основе анализа данных, полученных в исследовании. Фактами называются события, явления, которые исследователю удастся заметить и зафиксировать. Поэтому одним из ценных качеств научного работника является наблюдательность: способность заметить, казалось бы, несущественные особенности испытуемых, условий проведения опыта и т. д. Факт в строго научном понимании предполагает возможность воспроизведения наблюдаемого события в новом опыте или другим исследователем. Эмпирическое обобщение—объединение явлений объектов на основе только внешних признаков. Теоретическое обобщение— объединение объектов (явлений), сходных по существенным признакам, определяющим специфику данного явления. Так, всех учащихся на основе наблюдения можно разделить на две группы—дисциплинированные и недисциплинированные. Это будет эмпирическое обобщение, так как учитывается только внешняя характеристика учащихся. Если же мы будем объединять учащихся в зависимости от свойсгв гемцерамента, сформирован-ное™ положительных свойств личности, своеобразия функционального состояния и т. д., выделенные группы будут результатом теорегического обобщения, так как здесь объясняется причина недисциплинированности одних и дисциплинированности других. В методику эксперимента входит задание для испытуемых (инструкция, материал для работы и т. д.), описание условий проведения опыта (эксперимент групповой или индивидуальный, длительность и т. д.), состав и количество испытуемых, определение зависимых и независимых переменных. Знание приведенных понятий помогает грамотнее (с научной точки зрения) читать и конспектировать научные публикации. Любую из работ можно и нужно анализировать на основе указанных понятий. В конспекте должны найти отражение ответы на следующие вопросы: «Что является гипотезой (или гипотезами) автора публикаций?», «Каким способом проверяется эта гипотеза?», «Насколько убедительно доказательство?», «Какие получены факты?» и 'г. д. При конспектировании важно сразу же находить значения непонятных терминов, используя для этого разнообразную справочную литературу. Например: — Большая советская энциклопедия: В 30 т./Гл. ред. А. П. Прохоров.—3-е изд.—М.: Советская энциклопедия, 1969 —1978. — Философский энциклопедический словарь/Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др.—М.: Советская энциклопедия, 1983. — Педагогическая энциклопедия/Гл. ред. И. А. Каиров.—М.: Сов. энциклопедия, 1964—1968. — Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.—М.: Педагогика, 1983. — Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.—М.: Политиздат, 1985. — Словарь иностранных слов/Под ред. А. Г. Спиркина и др. — 7-е изд., перераб.—М.: Русский язык, 1979. — Словарь русского языка: В 4 т./Гл. ред. А. П. Евгеньева.— 2-е изд., испр. и доп.—М.: Русский язык, 1981—1984. После конспектирования источников полезно составить картотеку конспектов. Причем удобнее иметь алфавитный и систематический перечни конспектов. Первый позволяет быстро узнать, имеется ли конспект той или иной работы, а второй—выяснить, какие конспекты есть по той или иной проблеме. Поэтому на каждый конспект заполняется две карточки: одна идет в алфа-вшную картотеку, другая—в систематическую. В каждой карточке необходимо указать порядковый номер конспекта, что позволит быстро его найти. Подробно об этом можно прочесть в специальной литературе (Библиографическое описание произведений печати: Инструктивно-методическое указание.—М.: Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1978.— 198 с.).

 

Здесь приведем самые основные сведения о порядке, знаках препинания и величине букв (заглавные или строчные) при библиографическом описании книги или статьи.

1. Описание статьи Сведения об авторах. Основное заглавие. — Сведения об из-дании//Г'де опубликована статья. — Год. — Номер. — Страницы. Например: а) статья в журнале: Толстых Н. Н. Психология воспитания воли у младших школьников//Вопро-сы психологии.—1979.—№ 4.—С. 146—151; б) статья в сборнике: Лузган В. В. Единство учеб-но-и научно-исследовательской работы студентов и их роль в системе подготовки педагогических кадров//Проблемы подготовки учителя: Из опыта Казанского государственного педагогического института,—Казань: КГПИ, 1976.— С. 188—206.

2. Описание книги Сведения об авторах. Основное заглавие/Сведения о редакто-рах.—Сведения о повторности издания.—Место издания: Издательство, год издания. — Количество страниц. В случаях, когда книга написана многими авторами (например, сборник научных работ, учебное пособие и др.), то сначала дается название книги, потом—через косую линию—указывается редактор. Например: а) книгу написали 1—2 автора: Новиков Э. А., Егорова В. С. Информация и исследователь. — Л.: Наука, 1974.—00 С. б) книгу написали несколько авторов: Практические занятия по психологии/Под ред. А. В. Пет-ровского.—М.: Просвещение, 1972.—000 с.

3. Описание многотомного издания Основное заглавие/Сведения о редакторах.—Сведения о повторности издания.—Место издания: Издательство, год издания.— Том. Например: а) вышли в свет не все тома: Большая медицин екая энциклопедия/Под ред. Б. В. Петровско го.—3-е изд.—М.: Сов. энциклопедия, 1974; б) вышли все тома: Большая советская энцикло педия и Ежегодник Большой советской энцикло педии/Под ред. А. М. Прохорова.—3-е изд.— М.: Сов. энциклопедия, 1969—1978. Подготовка реферата или доклада. Реферативные работы, как и научный доклад, могут быть трех видов: 1) кри 10 тическая рецензия на научную работу, 2) аналитический обзор исследований по теме, 3) критический анализ дискуссии. Укачанные работы включают анализ литературы по выбранной проблеме, на основе которого формулируются задачи экспериментального исследования. 1 Структура реферата определяется его видом. //Критическая рецензия может включать; / а) обоснование актуальности рецензируемой работы; б) краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы (позиция автора не всегда прослеживается достаточно четко, она может присутствовать как бы в скрытом виде. В этом случае автору реферата следует попытаться выделить и аргументировать ее; в некоторых работах отсутствует теория, излагается лишь эмпирический материал — следует отметить и это); в) критический анализ теоретической позиции автора с точки зрения методологических, философских положений и (если есть такая возможность) в сопоставлении с теоретическими взглядами других ученых; г) критический анализ доказательств гипотезы, доказательства могут быть теоретическими и экспериментальными. В первом случае следует проанализировать их логику, во втором — обоснованность выбора методики эксперимента (эксперимент может не доказывать, а лишь соответствовать или не противоречить гипотезе), методическую грамотность процедуры эксперимента, выбор условий его проведения, достаточность учета факторов, которые могут влиять на изучаемые явления, обоснованность и достаточность математической обработки; д) особенности изложения: ясность или путаность, достаточная или недостаточная полнота (особенно при изложении экспериментальных данных); е) выводы, которые можно сделать па основе проведенного анализа,—что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что —) неправильно.

-2 vA налитический обзор по проблеме может быть построен двояко; а) в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи); б) в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности). Эти две формы обзора представляют собой одновременно и этапы работы с литературными источниками. Обзор любого вида должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При таком сопоставлении работ нельзя ограничиться сравнением только выводов, авторских обобщенных формулировок. Необходимо знать, какие конкретные факты (в каких конкретно экспериментах) сто-П

 

ят за обобщенными выводами. В противном случае легко впасть в ложное противоречие или сделать ложный вывод об общности имеющихся в литературе данных. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, результатов исследований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению. 4'Критически и анализ дискуссии представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-то вопросу. Главная его цель—выявить существо спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и (или) теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему. Определив вид реферативной работы, следует составить план и обсудить его с преподавателем психологии. После этого можно приступать к написанию текста реферата. Необходимо строго соблюдать правила ссылки на используемые литературные источники. Слова цитируемых авторов следует брать в кавычки, указывая в скобках порядковый номер литературного источника по списку литературы, который дается в конце реферата; через запятую дается страница. Если мысль какого-то автора излагается собственными словами, то кавычки не ставятся, но обязательно в скобках указывают номер литературного источника. Если приводимая мысль встречается в ряде работ, то в скобках соответствующие номера литературных источников указываются через точку с запятой. Список литературы составляется по следующим правилам: первыми указываются работы классиков марксизма-ленинизма, затем — руководителей КПСС н Советского правительства, постановления съездов и пленумов ЦК КПСС, постановления Совета Министров СССР, другие правительственные документы, далее— научные работы в алфавитном порядке фамилий авторов. По каждому литературному источнику даются фамилии и инициалы авторов. Название работы.—Место издания: Название издательства, год издания.—Количество страниц. Если приводится статья, то через две косые линейки (//) после фамилии, инициалов автора, названия статьи указывается название сборника или журнала, номер последнего. Характерными ошибками при написании реферата являются: переписывание целых кусков из реферируемых источников без ссылки на источник, без собственного анализа и обобщений; отсутствие четкой структуры работы (плана, выделения главных мыслей), выводов, бездоказательность изложения (отсутствие логического или экспериментального обоснования выводов), отсутствие собственной позиции автора реферата, а также списка литературы или указание тех публикаций, которые не были использованы при написании реферата и на которые нет ссылок в тексте. Учебно-исследовательская работа. Первым этапом этого вида самостоятельной работы является формулирование за-12 дач наблюдения или экспериментального исследования (на основе аналитического обзора литературы). Следующими шагами может быть нахождение экспериментальной методики, составление плана наблюдения, проведение наблюдения или эксперимента, анализ и обобщение полученных данных. Помимо достижения чисто учебного эффекта (овладения определенными психологическими экспериментальными методиками, навыками наблюдения, элементарными способами обработки материала), выполнение такой работы преследует и научные цели— получение, проверку и перепроверку психологических фактов, а также выяснение достоинств и недостатков той или иной методики. Хорошо, если проведение экспериментов по психологии будет иметь и практические цели (изучение психологических причин неуспеваемости или отклонений в поведении отдельных учеников и т. д.). Сочетание учебных, научных и практических целей наиболее способствует выработке исследовательских качеств личности будущего учителя. Можно выделить следующие виды опытных учебно-исследовательских работ:

1. Проведение наблюдения (за школьником, неофициальной микрогруппой школьников, классным коллективом, учителем и т. д.).

2. Овладение определенной экспериментальной методикой.

3. Изучение индивидуально-психологических различий и средних показателей по определенному психическому проявлению в данной учебной группе (или в данном классе).

4. Выявление взаимосвязей между выраженностью разных психических особенностей. Указанные виды работ представляют собой также этапы овладения навыками экспериментирования. Первый вид работы служит для выработки навыков психологического наблюдения. Выполняя ее, следует составить план.наблюдения, выделить объекты, наметить цели, признаки, на которые необходимо обратить внимание; распределить наблюдение по времени и т. д. Научной целью этого вида работы может быть выдвижение новых предположений, постановка новых вопросов, требующих экспериментальной проверки. Практической целью здесь может быть накопление данных, характеризующих отдельных учеников, группу или учителей. Второй вид работы связан с овладением определенной методикой, что требует многократного применения ее в разных условиях к разным испытуемым. Научная цель такой работы — нахождение границ применения той или иной методики и разработка ее вариантов. Третий вид работы предполагает овладение элементарными методами статистического выявления средних (или наиболее характерных) для группы значений. Четвертый вид работы помогает овладеть методами выявления статистических связей между отдельными изучаемыми осо-13

 

бенностями. Научной целью здесь могут быть получение новой и проверка уже имеющейся информации о психических особенностях испытуемых разных возрастов, специальностей, о связях между психическими явлениями и т. п.; практическая цель—по-лучение необходимых для факультета или школы данных о студентах разных курсов или школьниках разных классов. Рассмотренные виды экспериментальных работ могут проводиться во время практических занятий (в институте или базовой школе), в период педпрактики, на спецкурсах и спецсеминарах и т. д. Они могут быть начальным этапом курсовых и дипломных работ по психологии. Оформляя письменные отчеты по проведенному экспериментальному исследованию, необходимо соблюдать ряд общих требований;

а) в работе должны быть протоколы экспериментов (приложены в конверте); б) необходимо достаточно подробно и полно описать методику эксперимента и указать особенности испытуемых, их количество, а также условия проведения опыта; в) все выводы должны быть аргументированы ссылками на конкретные данные (таблицы, графики); г) в конце работы необходимо проанализировать возможные побочные факторы, снижающие достоверность выводов, сделать собственный вывод о возможных путях уточнения, проверки, расширения и использования полученных данных. Письменный отчет и реферат должны иметь титульный лист, оглавление с указанием страниц и список использованной литературы (приводятся только те работы, на которые есть ссылки в тексте). В рефератах с опытной частью также должно быть приложение (протоколы экспериментов, некоторые таблицы, задания для испытуемых и др.). Следует помнить, что напечатанный текст воспринимается более четко, чем рукописный. Поэтому желательно, чтобы отчет и реферат были отпечатаны на пишущей машинке. На основе реферата и учебно-исследовательской работы может быть подготовлено устное выступление—доклад (на практическом занятии, семинаре, заседании научного кружка, в шко-ле—перед школьниками, учителями или родителями и т. д.), В зависимости от состава аудитории содержание и форма выступления должны меняться. Так, выступая перед студентами с результатами собственных исследований, необходимо обратить внимание на такие моменты, как подробное изложение методики эксперимента, описание и демонстрацию «сырых» протоколов эксперимента, подробное изложение всех попыток анализа полученных данных (включая и те, которые не привели к положительным результатам), рассмотрение факторов, которые могли отрицательно сказаться на достоверности полученных данных и выводов, установление путей дальнейшего исследования. Выступая перед учителями или родителями, следует меньше 14 останавливаться на вышеприведенных «технологических» тонкостях и большой упор делать на практические выводы. Наконец, выступая перед школьниками, хорошо придать выступлению большую занимательность, а в содержании сделать акцент на возможностях использования материала в самовоспитании. Устное изложение данных реферата полезно для студентов во многих отношениях: оно способствует лучшему осознанию результатов собственной работы, помогает овладеть педагогически важными навыками устной речи, показывает необходимость работы над формой изложения. Решение психологических задач. Большую роль в формировании у студентов умения анализировать различные психологические факты и осуществлять правильные, педагогически обоснованные практические действия играет самостоятельное решение психологических задач по курсу возрастной и педагогической психологии1. Психологические задачи предусматривают анализ разнообразных фактов и ситуаций, требующих обязательного учета условий и индивидуальных особенностей учащихся. В начале каждой задачи, предъявленной студентам для решения, излагается теоретическое положение, утвердившееся в современной психологии. Затем дается описание отдельных эпизодов из жизни, практики школы или суждений, высказанных в периодической печати, по вопросам обучения и воспитания. В конце описания даются три вопроса. Первый и второй связаны с выявлением понимания студентами сущности тех или иных теоретических положений, раскрытых в лекционном курсе психологии, а также умения анализировать конкретные факты и ситуации с позиции современной возрастной и педагогической психологии. Третий вопрос связан с развитием у студентов педагогического мышления, умения доказать правильность тех или иных положений советской психологии по вопросам оптимизации процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Самостоятельное решение студентами психологических задач имеет своей целью научить их применять полученные по курсу психологии знания на практике. Опыт преподавания психологии показывает, что решение психологических задач вызывает у студентов повышенный интерес к психологии как науке, способствует закреплению усвоенных теоретических знаний, а также проявлению и развитию у студентов — будущих учителей творческих способностей, формированию умения педагогически мыслить и осуществлять правильные, нравственно обоснованные воздействия на личность школьника. Курсовые исследования. В системе профессиональной подготовки учителя важное место занимает выполнение курсовых работ по психологии. В практикуме и в методических разработ-' См.: Щербаков А. И. Психологические задачи: Задания для самостоятельной работы студентов по курсу возрастной и педагогической психологии.— Л., 1980. 15

 

ках по курсу возрастной и педагогической психологии приведена возможная тематика этих работ. Это самостоятельное исследование студентов, поэтому мы не даем плана по каждой теме и не всегда указываем литературу. Это должны проделать сами студенты.

Курсовая работа выполняется студентами в 5—6-м семестрах, во время методической практики в школе. Выбрав тему, они могут достаточно тщательно разработать теоретическую часть, а во время практики провести с учащимися опытную работу (наблюдение, эксперимент, анкету, беседу и т. д.), т. е. получить фактический материал. В процессе выполнения курсовой работы студенты совершенствуют навыки работы с научной литературой по психологии и приобретают первоначальные умения в научно-исследовательской деятельности. Курсовые работы являются более серьезными исследованиями студентов, чем учебно-исследовательские задания. Выполнение курсовых исследований предполагает более тесный контакт преподавателя и студента в течение всего семестра или даже учебного года. Требования к самим исследованиям рассмотрены выше, при изложении выполнения реферативных и опытных учебно-исследовательских работ, поэтому здесь остановимся лишь на последовательности действий, характерной для работы над курсовыми.

В зависимости от темы курсовой работы исследование может быть теоретическим и экспериментальным. Первое предполагает изучение научных публикаций и критическое (если это возможно) их рассмотрение. Второе дополняется проведением опытной работы и обобщением результатов. В каждом из вариантов исследования свой порядок, своя последовательность. Для теоретического варианта курсовой характерны такие этапы работы, как:!) выбор темы; 2) подбор литературы и изучение ее; 3) составление плана и написание тезисов; 4) изложение содержания (раскрытие тезисов с привлечением фактического материала, доказательство суждений); 5) формулирование выводов. В экспериментальном варианте этапность выглядит следующим образом: 1) выбор темы; 2) теоретическая разработка (подбор литературы, изучение ее, вычленение проблемы исследования); 3) формулирование задач и разработка методики; 4) проведение опытной работы с учащимися; 5) осмысление полученного материала, его анализ и изложение с учетом теоретических положений; 6) формулирование выводов. Выбор темы. В данном пособии приведены возможные темы курсовых исследований. Однако практика показывает, что, как правило, темы курсовых исследований предлагает студентам преподаватель, ведущий лекционный курс или практические занятия. Вполне естественно, что он предлагает темы, близкие к своим научным интересам и профилю факультета, на котором занима-16 ются студенты. Например, преподаватель психологии, работающий на факультете физического воспитания, художественно-графическом, поступит правильно, если предложит тему курсового исследования, близкую к предметной деятельности студентов: по психологии предстартового волнения или соревновательной борьбы, по психологии восприятия цвета или формы и т. д. Аналогичная ситуация может сложиться и на других факультетах. Не исключена возможность и инициативы самого студента: в ходе работы над курсом психо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: