Понятие современной системы менеджмента




Кузнецов Э.А.

О природе системности менеджмента в контексте формирования предпринимательской экономики

 

В статье рассматриваются базовые категории и концепция профессиональной системы менеджмента с позиций их современной динамики и процессов совершенствования управленческой деятельности. Предлагаются подходы повышения эффективности функциональной специфики работы менеджмента, а также совершенствования и специализации современного управленческого образования.

 

Понятие современной системы менеджмента

 

Развитие теории управления всегда отражает существующие проблемы практики управления, но также справедливо и то, что развитие, теории управления дает новый толчок к трансформации экономических систем разного уровня. В современных условиях возможность трансформации или адаптивности экономических систем к новым условиям является основой стабильности и развития. Конкурентоспособность современного менеджмента - это его возможность достичь результата при комбинации всегда ограниченных ресурсов различных организационных построений и быстрых изменений факторов хозяйственной деятельности. Кроме того, менеджмент не способен решать проблемы практической управленческой деятельности только на основе формально-аналитической подготовки и традиционной управленческой деятельности с использованием так называемых «универсальных технологий менеджмента». Сегодня этого недостаточно, поскольку решение вопросов по управлению современной экономикой, которая претендует на конкурентоспособность и стратегию роста, постоянно требует инноваций в управленческой деятельности.

Последние тридцать лет происходит возникновение предпринимательской экономики и это является наиболее значимым и перспективным событием современной экономической и социальной истории. Все больше современная предпринимательская деятельность приобретает инновационный характер. Инновации и предпринимательство выступают как целевые задачи, которые требуют четкой организации и управления и, таким образом, определяются как системная и постоянная функция деятельности менеджмента. Это означает также, что инновации и предпринимательство выступают как неотъемлемые составные части менеджмента организации, а поэтому должны иметь свою базу научных и практических знаний. Основные характерные черты предпринимательской экономики состоят в следующем:

- Наметился переход от «управленческой» экономики к
экономике «предпринимательской», что означает развитие
нового качества предпринимательской деятельности в
системе социально-экономических отношений середины
90-х годов прошлого столетия (не только выполнение
самих управленческих обязанностей, а такое их
выполнение, которое ведет к получению положительного
экономического и социального результата);

- Происходит переход к ранним стадиям большого
технологического скачка, связанного с тем, что
традиционное развитие технологий на основе
механистической модели (увеличение скорости,
повышение температуры, повышение давления и т. д.)
заканчивается и приобретает форму биологических
процессов, то есть явлений, которые возникают внутри
организма (в организмах процессы управляются не
энергией в физическом смысле слова, а возникают на
основе анализа информации);

- Развитие высоких технологий (включая все формы
компьютерных и телекоммуникационных систем,
робототехнику, биогенетику, биоинженерию и т.д.) имеет качественное значение для развития предпринимательства и систем управления, создавая, при этом, положительный общественный и профессиональный образ предпринимательства и новаторства, привлекая к себе высококвалифицированных специалистов
интеллектуальных сфер деятельности;

- Увеличивается количество предпринимательских структур
в сфере систем потребления (использования и сервиса)
товаров, которые недостаточно только произвести с
определенными затратами, качеством, дизайном, а
необходимо обеспечить эффективность управления средой
потребления большого количества групп товаров;

- Движущей силой указанных процессов выступает
технология инновационного менеджмента, которая
значительным образом расширяет сферу использования
функций, методов, структуры, разнообразных связующий
процессов системы менеджмента, а также переносит
менеджмент приоритетно в среду, прежде всего,
управления интеллектуальным трудом персонала
организации.

Функционирование рыночного механизма предусматривает ряд необходимых и достаточных условий. Классический вариант этих условий таков:

1) самостоятельность экономических субъектов хозяйственной
деятельности;

2) Экономическая ответственность по использованию ресурсов,
то есть организация работы на принципах жесткого
бюджетного ограничения (все используемые ресурсы в
деятельности делового предприятия являются возмездными и
дефицитными);

3) Достаточное количество производителей и потребителей на
рынке как возможность их свободного взаимного выбора и
конкуренции;

4) Производство на неизвестный рынок, принципиальная
непредвиденность в поиске потребителей (условие не жесткое,
поскольку с помощью развития системы маркетинга каждое
деловое предприятие может создать свой уровень
конкурентоспособности на рынке);

5) Право контрагентов рынка на назначение цены товара.

 

Условия 1-3 создают минимум, наличие которого дает возможность говорить о рынке в широком смысле слова. А дополнение 4-5 условия означает понятие рынка в узком, более точном смысле. Другими словами, наличие первых трех условий дает возможность говорить о наличии рыночных отношений в принципе, а условия четвертое и пятое конкретизирует рынок с точки зрения его качества. Действие отмеченных условий рыночного механизма хозяйствования может быть разным в связи с различным уровнем организации и развития рыночного общества. Но чем сильнее проявляется действие названных условий, тем сильнее проявляются плюсы и минусы рыночного механизма. Вместе с тем, сильные ограничения по нейтрализации минусов приводят к тому, что, как правило, слабее проявляются и плюсы рыночного механизма. Такова общая закономерность.

Человеческая цивилизация на современном этапе не нашла других способов управления экономикой, кроме как плановый и рыночный механизмы. Один и другой несут в себе как позитивные, так и негативные черты. А качество управления как раз и определяется нахождением позитивного баланса между плюсами и минусами на каждый конкретный промежуток времени, исходя из внутренних и внешних факторов влияния. Необходимо также отметить, что в чистом виде плановый или рыночный механизм управления экономикой возможно сберечь только искусственно. В реальной жизни, в поисках эффективных методов управления, происходит их конвергенция, когда необходимо говорить об превосходстве черт одного или другого в системе управления.

Здесь наиболее правильным было бы движение или в сторону планово-централизованных методов управления, или в сторону рыночно-децентрализованных, избегая при этом крайних позиций. А поскольку процесс управления - это возможность субъективного выбора в условиях объективной реальности, то и деятельность управленческого персонала - это выбор вариантов в условиях профессиональной свободы и экономической необходимости. Таким образом, менеджмент становится главным фактором эффективного развития большинства организаций. Зрелый, сформированный рынок предусматривает распространение рыночных отношений на подавляющую часть общественных процессов и, таким образом, выступает как главная предпосылка менеджмента. Для менеджмента, который развивается вместе с законами рынка, присуща известная объективность и независимость как перед интересами собственников средств производства, так и перед авторитарностью государственных чиновников. Так, характерные для рыночных операций риск и неопределенность содействуют развитию у менеджеров, с одной стороны качеств самостоятельности и ответственности за свои шаги, а с другой стороны - нестабильность и изменение равновесия рыночной условий стимулирует настойчивый поиск организационно-управленческих и научно-технологических инноваций.

Наравне с рыночным механизмом хозяйствования также
важнейшей предпосылкой формирования системы менеджмента
является индустриальный способ организации производства.
Развитие технологической базы производственных процессов на
основе революционных изменений научно-технического
прогресса кардинальным образом повысило уровень
производительности труда, расширив масштабы

предпринимательской деятельности и структуры рынка. Такие изменения в организации производства привели к проблеме соотношения системы «производства и потребления», а также «спроса и предложения». Рост масштабов деятельности требует организационно-управленческого обоснования, что ведет к значительному реформированию системы менеджмента делового предприятия. Рассматривая вопросы о причинах эволюции систем менеджмента, необходимо отметить, что они находятся в плоскости взаимосвязей организации и природы в той мере, в которой там происходит накапливание более широких связей между природой и обществом. Так, во время исторической эволюции человек последовательно передает осуществление функций, связанных с использованием своей энергии, природе, а точнее - ее тем ее частям, которые выступают благодаря этому в виде средств производства. Поэтому человеку необходимо выявит в природе ту энергию, которая могла бы заменить его собственную энергию. Таким образом, с каждой новой трансформацией энергии предметом массовой купли-продажи на рынке труда становится следующий, более высокий тип энергии наемного работника.

В этом случае индустриальный способ организации производства дает толчок к развитию главного элемента менеджмента - системы мотивации и руководства персоналом организации. Это связано с тем, что разные уровни человеческой энергии требуют разных условий для своей активизации. Полярными условиями здесь есть мера принуждения или свободы. Чем выше уровень введенной в действие человеческой энергии, тем больше должна быть мера свободы и тем более принуждение должно быть заменено побуждением. Высокие уровни энергии и соответствующие виды труда предусматривают предоставление работнику большей самостоятельности, а в терминологии менеджмента это выступает как «делегирование полномочий от руководителя к исполнителю.

Таким образом, общий закон делегирования энергии в системе менеджмента выступает как закон делегирования полномочий. А двигающей силой этого закона выступает закон экономии времени (труда), действующий в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому менеджмент должен исходить из того, что чем выше индустриальный и человеческий энергетический потенциал, введенный в действие организацией, тем эффективнее она работает, повышая свои шансы в конкурентной борьбе.

Несмотря на то, что акционерные компании (корпорации) имеют достаточно значительный исторический период становления, который начинается еще во времена существования Римской империи и продолжается ХУП-XIX столетиях, первые системно разработанные теории корпорации возникают только в 30-х годах XX столетия. Именно в этот период становления рыночного механизма хозяйствования и формирования индустриального способа организации производства проявляется такая черта менеджмента, как организационно-функциональная принадлежность к корпорации. Вне корпорации менеджмент не обладает ни функцией, ни содержанием.

На протяжении всего исторического периода развития корпорации она выступает как специфичная организационная форма функционирования крупного капитала. А именно в начале XX столетия начинались интенсивные процессы увеличения капитала, объемов производства и получаемой прибыли. Одновременно резко возрастает внутренняя организация общества, основанного на крупном капитале. Корпорации предполагали единство технологической и социальной подсистем и как реальное сообщество составляли основу индустриальной системы.

Начиная с 30-х годов процессы именно диффузии (распыления) акций и использования механизма корпоративного самофинансирования радикально изменили структуру предпринимательства:

- профессиональные менеджеры заменили
предпринимателей-собственников у руля корпорации;

- трансформируется понятие продуктивности труда, которая
определяется не столько квалификацией работника,
сколько организацией его труда;

- корпорации, преобразовываясь в функциональные центры
индустриального общества, приобщаются к политической
власти и общественной жизни в целом.

Развитие корпораций дает начало процессу отделения собственности на капитал. Два главных фактора содействовали снижению влияния собственности в сравнении с менеджментом:

- дисперсия собственности в следствии права наследования
и неспособности части неквалифицированных в сфере
предпринимательства наследников эффективно
распоряжаться ею;

- возрастают профессиональные требования к менеджменту
организации (увеличение размеров предприятий,
сложность операционных технологий, необходимость
профессиональной компетенции управленческих кадров).

В системе развития процессов корпоративного управления прогрессирует показатель диффузии акционерного капитала, что ведет к дальнейшему отдалению мелких и средних акционеров от центров контроля над корпорацией. В этих условиях появляется термин «техноструктура», который означает костяк корпорации, включающий менеджеров и ведущих специалистов. Техноструктура проявляет интерес к присвоению власти в корпорации, что может быть реальной угрозой для собственников. Возникновение такой ситуации связано со следующими причинами:

- распыление акционерного капитала между большим
количеством вкладчиков квалифицируется как основная
причина ослабления связи между собственностью и
реальной властью на предприятии;

- в эпоху научно-технических революций власть не способна
функционировать в отрыве от конкретных
профессиональных знаний;

- все основные решения принимают специалисты в сфере
менеджмента, что ведет к возникновению управленческой
элиты.

В таких обстоятельствах возрастает необходимость развития таких функций менеджмента как организация, координация, регулирование и контроль, где основная нагрузка падает на сохранение власти в управлении корпорацией путем использования различных форм контроля. Некоторые возможные типы контроля в управлении корпоративным капиталом связаны с понятием контрольного пакета акций.

Таким образом, формирование рыночной формы организации деловой активности имеет в своей основе индустриальную систему производства, которая взяла большое количество работников под прямое единое руководство, а также корпоративную организацию собственности, что дало возможность индивидуальные средства большого количества людей получить под ограниченный и централизованный контроль.

В плане структуры профессионального управленческого труда система руководства корпорации распадается на три основных части: администрация, менеджмент и организация. Администрация занимается формированием корпоративной политики, координацией финансов, распределением и установлением границ организации высшего контроля администратора. Менеджмент, в первичном своем значении, связанный с выполнением корпоративной политики в границах, установленных администратором. Организация рассматривается как процесс комбинирования труда индивида или группы людей, наделенных качествами, необходимыми для их выполнения. Их обязанности сформированы таким образом, чтобы обеспечить наилучшие каналы эффективного использования профессиональных знаний и организационных навыков. Следовательно, организация формирует аппарат, менеджмент управляющего, а администрация - высшее руководство (дирекцию) корпорации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: