Метод «поперечных срезов» и «лонгитюдный»
Срезы (подразделение) – один из методов исследования в возрастной психологии; это кратковременная констатация (постоянная) - воспринимаемая характеристика состояний изучаемого объекта на различных этапах развития.
Срез - один из возможных вариантов контроля знаний, позволяющий примерно оценить уровень знаний на разных этапах обучения.
В тестовом срезе важно только определить уровень обученности в определенный момент времени, в отличие от педагогического мониторинга, который отслеживает динамику изменений уровня обученности.
Например - Срез знаний
Нулевой срез (входной контроль)
Нулевой срез желательно провести в середине сентября с целью определения уровня знаний учащихся в начале цикла обучения. Желательно сравнить его результаты с итоговыми результатами за предшествующий год.
Промежуточный срез (промежуточный контроль)
Промежуточный контроль обычно проводится после прохождения определенной темы или раздела в процессе обучения. В среднем в течение учебного года проводят от 1 до 7 промежуточных среза.
Итоговый срез (выходной контроль)
Итоговый срез обычно проводится на завершающем этапе обучения с целью установления прогресса в обучении за определенный период времени.
Не редко, тестовый контроль служит для определения остаточных знаний после усвоения годовой программы или при поступлении в вузы.
Срезы делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные или лонгитюдиальное).
Метод «поперечных срезов» - (кратковременный)
методология проведения экспериментального исследования динамики психо-логических, физиологических и др. характеристик людей (выборок), на основе не связанных между собой групп, занимающихся одной и той же деятельностью, находящихся на различных временных отрезках деятельности, отличающихся только по показателю возраста.
|
Суть метода «поперечных срезов» состоит в том, когда группы детей или людей разного возраста изучаются одновременно.
(Это может быть класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр,
например: интеллектуальный уровень или как дети разного возраста рассуждают о моральной дилемме, может выбрать детей из разных возрастных групп и сопоставить их ответы.).
Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития.
Аргументы за:
• Метод поперечных срезов позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах — т.е. типичных представлениях разных возрастных групп.
• Поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного метода.
Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.
Аргументы против:
• Делая выводы о том, что является типичным для данного возраста, мы можем исходить из ничем неподкрепленной предпосылки, что поведение младших детей точно отражает поведение старших детей, когдаони находились в этом возрасте.
|
Проблема становится особенно острой, когда изучается широкий возрастнойспектр и возрастает возможность возникновения «эффекта когорты».
• Метод поперечных срезов содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего неговорит нам о причинах этих изменений. Было бы опрометчиво просто списать их со счетов как «возрастныефакторы».
ЛОНГИТЮДНОЕИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude - долгота, протяженность) - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее опре-делять диапазон возрастной ииндивидуальной изменчивости фаз жизненно-го цикла человека. (выборочное исследование любой возрастной группы в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет)
При использовании метода продольных «лонгитюдных срезов» прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени.
Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами.
Это дает некоторое преимущество - возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня.
Лонгитюдиальный метод позволяет обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не свободен от недостатков.
Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.