Метод «поперечных срезов» - (кратковременный)




Метод «поперечных срезов» и «лонгитюдный»

 

Срезы (подразделение) – один из методов исследования в возрастной психологии; это кратковременная констатация (постоянная) - воспринимаемая характеристика состояний изучаемого объекта на различных этапах развития.

Срез - один из возможных вариантов контроля знаний, позволяющий примерно оценить уровень знаний на разных этапах обучения.

В тестовом срезе важно только определить уровень обученности в определенный момент времени, в отличие от педагогического мониторинга, который отслеживает динамику изменений уровня обученности.

Например - Срез знаний

Нулевой срез (входной контроль)


Нулевой срез желательно провести в середине сентября с целью определения уровня знаний учащихся в начале цикла обучения. Желательно сравнить его результаты с итоговыми результатами за предшествующий год.

 

Промежуточный срез (промежуточный контроль)
Промежуточный контроль обычно проводится после прохождения определенной темы или раздела в процессе обучения. В среднем в течение учебного года проводят от 1 до 7 промежуточных среза.

 

Итоговый срез (выходной контроль)


Итоговый срез обычно проводится на завершающем этапе обучения с целью установления прогресса в обучении за определенный период времени.

Не редко, тестовый контроль служит для определения остаточных знаний после усвоения годовой программы или при поступлении в вузы.

 

Срезы делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные или лонгитюдиальное).

Метод «поперечных срезов» - (кратковременный)

методология проведения экспериментального исследования динамики психо-логических, физиологических и др. характеристик людей (выборок), на основе не связанных между собой групп, занимающихся одной и той же деятельностью, находящихся на различных временных отрезках деятельности, отличающихся только по показателю возраста.

Суть метода «поперечных срезов» состоит в том, когда группы детей или людей разного возраста изучаются одновременно.

(Это может быть класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр,

например: интеллектуальный уровень или как дети разного возраста рассуждают о моральной дилемме, может выбрать детей из разных возрастных групп и сопоставить их ответы.).

Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития.

Аргументы за:

Метод поперечных срезов позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах — т.е. типичных представлениях разных возрастных групп.

• Поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного метода.

Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

Аргументы против:

Делая выводы о том, что является типичным для данного возраста, мы можем исходить из ничем неподкрепленной предпосылки, что поведение младших детей точно отражает поведение старших детей, когдаони находились в этом возрасте.

Проблема становится особенно острой, когда изучается широкий возрастнойспектр и возрастает возможность возникновения «эффекта когорты».

• Метод поперечных срезов содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего неговорит нам о причинах этих изменений. Было бы опрометчиво просто списать их со счетов как «возрастныефакторы».

ЛОНГИТЮДНОЕИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude - долгота, протяженность) - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее опре-делять диапазон возрастной ииндивидуальной изменчивости фаз жизненно-го цикла человека. (выборочное исследование любой возрастной группы в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет)
При использовании метода продольных «лонгитюдных срезов» прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени.

Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами.

Это дает некоторое преимущество - возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня.

Лонгитюдиальный метод позволяет обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не свободен от недостатков.

Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: