ТРЕНИРОВКА СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЙ... И НЕ ТОЛЬКО




Кольцова М.М, Медлительные дети, Речь, СПб, 2003.

……………………………………………………………

НЕМНОГО О ТРЕНИРОВКЕ

По ходу нашего рассказа уже не раз упоминалось о необходимости тренировки подвижности нервных процессов у медлительных детей.

Что же, собственно, здесь имеется в виду?

Тренировка является для всех знакомым понятием, требующим пояснений, когда речь идет о спорте, физкультуре, но говорить о тренировке нервных процессов кажется странным, не правда ли? Между тем тренировка, т. е. целенаправленное совершенствование буквально всех функций центральной нервной системы используется очень давно.

Известно, что тренируются функции органов чувств, тренируются память, внимание и другие стороны ум­ственной деятельности и это имеет огромное значение для развития ребенка. Мало того, исследованиями ус­тановлено, что для каждой функции имеются свои наиболее благоприятные для тренировки периоды (они называются критическими, т. к. упущенное в это время не удается компенсировать полностью позже).

Имеются сведения и относительно тренировки свойства подвижности. Так, например, у собак по­движность нервных процессов тренируется очень ус­пешно с четырех до девяти месяцев, в более ранние и более поздние сроки таких результатов достичь не удается.

На взрослых людях тренировки свойства подвиж­ности изучались главным образом с точки зрения уве­личения скорости профессиональных движений и по­лучены положительные результаты.

На детях специальных исследований в этом на­правлении не проводилось, но гигиенисты и педагоги отмечают, что при изучении умственной работоспо­собности отмечается повышение скорости работы под влиянием систематических занятий как у дошколь­ников, так и школьников.

В исследовании С. А. Ахмедовой на детях от трех до семи лет впервые сделана попытка определить и пери­од, когда тренировка подвижности нервных процессов. у детей наиболее успешна. Она убедилась, что таким периодом является возраст с четырех до шести лет. У трехлетних результаты были незначительными и заметно меньшими они были у семилетних ребятишек. Именно с четырех до шести лет идет очень энергичное созревание биохимических механизмов нервной сис­темы, а в связи с этим и формирование свойств нервных процессов.

Мы хотим обратить особое внимание родителей и педагогов детских садов на то, что в это время нуж­но уделить возможно больше внимания работе с мед­лительными детьми. Уже в опытах Виржиковского и Майорова на ще­нятах было показано, что свойства силы и подвижно­сти тренируются, «воспитываются» в значительной степени под влиянием условий жизни и можно говорить, что происходит своего рода «естественная» тре­нировка. Конечно, подобная естественная тренировка про­исходит и у детей, т. к. условия жизни не могут не ска­заться на особенностях протекания нервных процес­сов у них. Однако для того, чтобы эти влияния были положительными и оказывали действие в том направ­лении, которое нам нужно, необходимо подумать, как организовать жизнь медлительного ребенка и дать ра­зумные нагрузки на его свойство подвижности. Нуж­но иметь в виду также, что естественной тренировки обычно оказывается недостаточно ребенок не может преодолеть свою медлительность в той степени, кото­рой мы добиваемся, и родители должны выделить вре­мя для специальных занятий-игр. Это не так уж обре­менительно, т.к. опыт показал, что при ежедневных занятиях достаточно 10—15 минут. Организация жизни медлительного |ребенка требует выполнения некоторых условий, о которых и поговорим.

Первое условие: помнить, что медлительность - свойство нервных процессов ребенка и он «копается» не назло вам, просто иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать и обращаться с ним спокойно, без попреков и понуканий. Иногда это бывает трудно, но ровный тон и доброжелательное обращение с медлительным ребенком гораздо эффективнее, чем крик и наказания.

Второе условие: не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-то с медлительным ребенком. Собираетесь ли в детский сад, кормите его, складываете игрушки и т.д. — держитесь спокойно, даже если время у вас ограничено. Всякая спешка сейчас же вызовет у медлитель­ного ребенка углубле­ние торможения и еще большее замедле­ние реакций (а у вас — раздражение). Рас­считайте время утром так. чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта. Педагог тоже должен об этом помнить и, например, направить медлительного ребенка одеваться перед прогулкой или мыть руки перед едой немного раньше остальных (конечно, нужно проследить, чтобы эти несколько минут были использованы по назначению).

Условие третье: ребенку с инертными (малоподвижными) нервными процессами легче приспособиться к определенному порядку выполнения всех повседневных дел: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном, даже при мытье рук и т. д. Эти жизненные стереотипы очень важны для любого ребенка, но во много раз важнее они для медлительного. Если ребенок в одно время ложится спать, встает, ест, гуляет, если каждая процедура имеет опреде­ленный порядок, то ему легче справиться со стоящими перед ним задачами.

Четвертое условие: любую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, огра­ничение времени и т. д.) давать на хорошем эмоцио­нальном фоне. Хороший эмоциональный фон, т. е. веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. Мать прочитала своей очень медлительной дочке рассказ о белке, — какая она быстрая ловкая и вот, усаживая девочку обедать, говорит ей: «А, давай ты будешь белочка! Ну, как белочка будет обедать?»

Недавно нам пришлось наблюдать очень медлитель­ного мальчика 5,5 лет, который очень хочет стать моряком. Отец сказал ему: «Очень хорошо, но моряк не может быть копушей, его быстро спишут с корабля. Уж ты постарайся делать все побыстрее!» Мальчик дейст­вительно теперь старается скорее умыться, одеться и т. д. и постоянно приговаривает: «Моряку некогда зевать!»

Попытки ускорить свои двигательные реакции в подобных случаях не сопровождаются развитием тор­можения, как это происходит при окриках и понука­ниях поскольку они делаются на положительном эмо­циональном фоне.

Мы хотим подчеркнуть, что выполнение этих пра­вил существенно облегчит положение, но для того чтобы добиться радикального улучшения, наряду с выполнением этих правил, нужно проводить систематическую тренировку подвижности нервных про­цессов в специально подобранных играх. Нельзя забывать, что в эти занятия должны быть включены также игры, направленные на тренировку некоторых видов внутреннего торможения (особенно важно - дифференцировочного и запаздывательного) — это повышает эффективность тренировки и, кро­ме того, развитие внутреннего торможения автомати­чески подавляет внешнее торможение.

ТРЕНИРОВКА СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЙ... И НЕ ТОЛЬКО

Тренировка скорости движений проводилась многи­ми авторам и как на животных, так и в исследованиях на человеке (главным образом взрослом). Применялись способы тренировки, в которых скорость движений по­степенно возрастала, а также способы, когда давалась предельно высокая скорость движений. На взрослых людях в качестве таких способов приме­няли обучение печатанию на машинке и стенографии, причем удавалось очень существенно повысить ско­рость движений. Использовались также приемы повы­шения скорости профессиональных движений (у слеса­рей, машинисток) также с положительным результатом.

Наши наблюдения, проведенные на детях, гово­рят о том, что тренировка с помощью постепенно ус­коряющихся движений мало успешна, использова­ние предельных скоростей эффективнее, но приводит к утомлению. Наиболее успешно работа по трениров­ке скорости двигательных реакций у детей идет с ис­пользованием приема, когда имеются резкие перехо­ды от медленного темпа движений к быстрому и об­ратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, последние быстрее ов­ладевают требуемыми движениями и это обескуражи­вает медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние.

Даются упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц (руки).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: