Продуктивные виды деятельности на занятиях в детском саду.




В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

· сборка конструкций различными способами;

· лепка из специальной глины или пластилина;

· изготовление всевозможных поделок;

· изготовление мозаики и аппликаций;

· более сложные занятия с различными макетами.

Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать). В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность.

Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

· активности;

· наблюдательности;

· самостоятельности

· целеустремлённости;

· способности доводить до конца начатое;

· умения усваивать полученную информацию;

· терпения.

3. Исследовательская деятельность в детском саду. Современные технологии.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность.

Значение исследовательской деятельности для детей:

· Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

· Развивается речь ребенка.

· Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

· Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

· Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

4.​ Проектная деятельность в детском саду. Современные технологии. Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети занимаются поисковой деятельностью. Если просто объяснить детям какой-то материал, то есть риск, что в скором времени этот материал забудется. Но если дети сами искали пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными. Проектная деятельность в детском саду — это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.

Проектная деятельность в детском саду делится на 5 этапов:

1. Проектирование. Педагог занимается формулированием проблемы, указывает цель проекта. Вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.

2. Планирование. На этом этапе педагог помогает детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.

3. Поиск информации. Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения. Педагог может провести работу с родителями по вопросу поощрения самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Презентация. Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют её другим педагогам и родителям.

5. Портфолио. Педагог может собрать в папку всё, что было необходимо для проекта: план, рисунки, схемы, фотографии, отчёты и результат

В дошкольных образовательных учреждениях ведутся несколько видов проектов:

1. Творческие проекты. Дети исследуют задачу, а затем показывают результат своей работы в виде театральной сценки.

2. Ролево-игровые проекты. Дети решают поставленные задачи в образе персонажей сказки.

3. Исследовательско-творческие проекты. Дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.

4. Информационно-практико-ориентированные проекты. Дети собирают информацию, ориентируясь на оформление группы, её дизайн и т. д.

Заключение Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными.

7.Развитие речи в дошкольном возрасте. Практическое овладение языком и осознание речи на занятиях в детском саду. Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов. Задачи: Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.Обогащение активного словарного запаса ребенка.Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах. Вот некоторые упражнения на развитие речи, которые можно использовать в садике и дома:

Упражнения на сравнение, сочинение рифмы к слову, сочинение сказок по картинкам.

· Нахождение ошибок в описании, их исправление.

· Назвать предметы во множественном и единственном числе.

· Для развития артикуляции проговаривать звукоподражательные слова, имитировать голоса животных.

· Для дикции подойдут чистоговорки, стишки с определенной группой звуков, упражнения, где ребенок должен закончить слово.

· Упражнения на образование глаголов: добавить слово; назвать действия животных, людей; назвать все возможные действия с предметом.

· Образовать глаголы с помощью суффиксов (на дудочке дудят, на гитаре играют).

· Упражнение на правильное использование пространственных предлогов.

· Придумывание продолжения сказки, пересказывание.

· Упражнения на звучание слова, нахождение первого звука, слова на заданный звук, проговаривание слов близких и разных по звучанию.

· Упражнения на понимание структуры текста: что такое начало, основная часть, что бывает в конце.

· Упражнения на отработку фонетической стороны речи: скороговорки, загадки, потешки, стихи.

8 Развитие ориентировки в пространстве и времени на занятиях в детском саду

У детей 5—6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и в играх.

Как и в средней группе, дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют. Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от 2 до 6), местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.

Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Развитие умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении. Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой

9 Развитие читательских интересов дошкольников в условиях детского сада.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека. Художественная литература играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации. Она помогает расширить его кругозор, развивает память и внимание. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотрами телепередач (особенно мультиков), все реже читают книги. И это объяснимо, чтение- это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вливается в образ, что касается технических средств – не надо думать, воображать, просто сиди и смотри. Дети и их родители мало читают художественную литературу, отсюда незнание детских писателей и их произведений, отсутствие интереса у детей к чтению книг.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса: 1. Выразительное чтение способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать детей, вызвать у них желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение с запинками вряд ли будет слушать даже взрослый, какими бы интересными ни были читаемые произведения. 2.Использование иллюстративного комментария. При выборе книг предпочтение нужно отдавать тем иллюстрированным произведениям, где изображения животных, предметного мира максимально реалистично. Ушинский писал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданных художником, близок и понятен детям.

3.Иллюстрирование дошкольниками детской литературы.

Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравив-шийся сюжет. Слушая «Федорино горе» Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию литературного вкуса, творческих способностей, фантазии и воображения.

4.Литературная викторина. Их организацию необходимо хорошо продумать, иначе неизбежны шум и гвалт, что самое недопустимое – обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение предается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки.

10. Воспитание культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста. В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения. Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах. Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.

Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:

· разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;

· пример правильного поведения других детей;

· специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

12.Художественно-эстетическое развитие воспитание дошкольника в условиях детского сада. Современные технологии. Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности.Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Глубокие художественно- эстетические чувства, а также способность воспринимать всё красивое в окружающей действительности и в творчестве являются важным условием духовной жизни человека. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этимхудожественно- эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления; развивается познавательный интерес детей и любознательность; интенсифицируется развитие самосознания, основанной на гуманистических ценностях; идет приобщение ребенка к познанию окружающего мира; развивается его позиция начальной социализации; гармонизируется эмоционально-коммуникативная сфера детей; оптимизируется их поведение; расширяются возможности совместной деятельности и общения детей.

13. Сенсорное воспитание детей в условиях детского сада. Современные технологии.Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точновоспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет,форму, величину,высоту звуков и т.п). Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;
2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;
3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста
используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка,
аппликация), конструирование и др.ЗаключениеСенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е.ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Ребёнок начинает называть треугольные формы
крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета
другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети
вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств,
причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в
повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети
знакомятся с эталонами формы и т.д.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать.
Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На
уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по
соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой –
маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать
сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

14Овладение дошкольниками начальными формами трудовой деятельности. Современные технологии. Трудовая деятельность дошкольника отличается тем, что в ее результате не создается объективно значимого для общества продукта. Потребность, лежащая в основе трудовой деятельности – потребность в самостоятельности. 4 ступени развития самостоятельности в ходе бытового труда детей. Первая ступень: ребенка привлекают к выполнению своими руками отдельных операций простейшего самообслуживания — при раздевании, умывании, уборке игрушек. Способ выполнения для ребенка безразличен. Он выполняет задание воспитателя с удо­вольствием, всегда доволен проделанным.Это ступень первой пробы сил — ребенок убеждается в возможности делать своими руками то, что раньше делали взрос­лые. Под влиянием воспитательных воздействий эта начальная сту­пень быстро сменяется другой.

Вторая ступень: неустойчивое «Я сам умею!» Ребенок приобрел ряд умений и навыков в простом самообслуживании, и круг их все расширяется. Выполняет он их самостоятельно, но с некоторой помощью взрослых. Задание выполняет с удовольствием и с большой настойчивостью, но лег­ко отвлекается на другое, ибо результат для него вначале безраз­личен.

Третья ступень: устойчивое «Я сам умею!» На этой ступени са­мостоятельность приобретает привычный характер. Ребенок владеет рядом умений и прочных привычек; «что» и «как» делать у него четко дифференцировано. У ребенка возникает интерес к качеству труда, к его результату.

Четвертая ступень: ребенок приобретает «стиль» независимо­сти — появляется независимость от взрослых в элементарном быто­вом труде. Он уже владеет рядом прочных умений, навыков и при­вычек бытового труда, в частности навыками аккуратности и чис­топлотности. Способ деятельности подчинен ее цели. Это создает новую основу для развития трудовой деятельности ребенка; целе­направленность побуждает ребенка к четкому и точному отбору и использованию различных известных ему трудовых приемов. Трудовая деятельность детей при пра­вильной ее организации и руководстве со стороны взрослых может оказывать существенное влияние на формирование наиболее цен­ных качеств личности ребенка. У него формируются положитель­ное отношение к труду

17Специфика методов обучения в педагогической системе детского сада

Методы обучения

Процесс обучения детей дошкольного возраста осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно—воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

  • – наглядные;
  • – словесные;
  • – практические.

В работе с детьми дошкольного возраста наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. Наглядности должны быть крупными и доступными, в реалистическом стиле.

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний.

Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении:

  • рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию. Рассказ должен быть лаконичным, чётким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности.
  • беседа – это диалог учителя и ученика. В беседе важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку.
  • – рассказы детей - этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • - чтение художественных произведений детям - данный метод позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Из практических методов я использую:

  • упражнения (устные и письменные);
  • игровой метод (дидактические игры, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, пословицы, скороговорки…);
  • моделирование (из геометрических фигур, касса слов).

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: