Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению (овладению процессами чтения и письма).
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.
Основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, нарушения звукопроизношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины. Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый).
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время?
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова.
Фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.
На занятиях в кружке мы будем знакомиться с понятиями:
1.«Звук» — то, что мы слышим и произносим. Увидеть и потрогать звуки нельзя.
2.«Буква» — то, что можем увидеть и прочитать. Можем потрогать, слепить из пластилина, выложить из палочек и т.п.
3.Звуки бывают гласные и согласные:
-Гласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
4.Согласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.
Согласные звуки:
твердые – обозначаются синим мягкие – обозначаются зеленым
цветом цветом
твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух
Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ,
Т, Ф, X МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ
Например, в слове «бант» - первым идет твердый согласный звук Б, а в слове «бинт» - мягкий звук Бь.
-всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
-всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
5.«Слово»: слова нужны для того, чтобы называть предметы вокруг нас.
Графическое изображение слова (=схема слова) –
6.Обозначение места звука в слове.В зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадратик.
Звук в начале слова (=первый звук в слове): | Звук в середине слова: | Звук в конце слова (=последний звук в слове): |
На занятиях мы активно используем вспомогательные средства – зрительные символы гласных и согласных звуков.
Мы знакомимся со звуками:
-гласными: А, О, У, И, И, Ы;
-твердыми согласными: М, Н, П, Б, В, Ф, Т, Д, С, З, К, Г, Х, …
(не забывайте о том, что согласные звуки мы называем без призвуков гласных.
Т.е. не МЭ, не Эм, а М; не ЭС, не Сэ, а С и т.д.)
-мягкими согласными: Мь, Нь, Пь, Бь, Вь, Фь, Ть, Дь, Сь, Зь, Кь, Гь, Хь, …
Звуки обозначаем символами, вот такими:
+ Аналогичные символы зеленого цвета для обозначения мягких согласных звуков.